Все рубрики
В Омске среда, 1 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

От финотдела до минфина

9 декабря 2009 13:44
0
1469

В 2009 году исполняется 90 лет с момента образования финансового органа Омской области, который сейчас именуется министерством финансов Омской области

Губернский финотдел

1 ноября 1919 года был издан декрет и Положение Совета народных комиссаров РСФСР «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов». В конце ноября того же года создан финансовый отдел исполнительного комитета Омского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ОМГУБФИНОТДЕЛ), который объединял три направления: финансы, налоги, казначейство.

В октябре 1922 года губфинотдел состоял из трех управлений: сметно-расчетного, налогового и страхового. Но уже через год было создано четыре управления: управление с делами, налоговое, сметно-бухгалтерское, губернская приходно-расходная касса. При этом личный состав исчислялся по штату 758 единиц, фактически работало 630 человек, из них 277 человек – налоговых работников. Число сотрудников с высшим образованием не превышало 3,5%. Основными функциями губфинотдела были финансирование народного хозяйства, контроль за исполнением смет по доходам и расходам и осуществление налоговой политики.

«Целесообразно планировать»

В то время составлялись сметы доходов и расходов. Но уже с 1923 года велась работа по введению бюджета. В связи с этим были созданы характеристики каждого волостного хозяйства, составлена группировка и систематизация анкетных данных. Одновременно произведено обследование всех учреждений, состоящих «на местных средствах», составлялись анкеты, где отражались штаты, хозяйственная потребность и число единиц расхода (по существу это был прообраз сегодняшней паспортизации бюджетных учреждений). При составлении бюджета рассматривались три основных условия: система бюджетов должна быть территориальной и постепенно снижающейся (губерния, уезд, волость), должен был твердо определяться объем тех доходных ресурсов, которыми может располагать каждая единица в системе бюджета, часть обязанностей (в удовлетворении нужд-расходов) не должна быть изменяющейся, текучей.

Новый финансовый год начинался с 1 октября. Составлялся хозяйственный план. Бюджет считался тем же хозяйственным планом, выраженным в денежных единицах. В пояснительной записке к бюджету того времени говорилось: «Необходимо следовать по пути, по которому развертывание наших нужд и потребностей должно быть до нормально желательных размеров, а иначе придется производить ломку бюджета, которая весьма болезненно отзовется на жизни наших учреждений». Планирование бюджета проводилось, как сказано в отчетах,«в жестких, в самых минимальных размерах, но это даст нам возможность целесообразно планировать нашу деятельность и, что важнее всего, это даст нам уверенность в завтрашнем дне, что наши предложения являются не бумажными, а реальными, вполне осуществимыми». Как видно, направления бюджетной политики начала 20 века по сути своей полностью совпадают с основными направлениями бюджетной политики сегодняшнего дня.

Мобилизация ресурсов

Постепенно страна выходила из разрухи, были преодолены тифозная эпидемия, голод, беспризорность, безработица. В новых условиях возрождения экономики нужны были и новые подходы к управлению общественными финансами. В периоды становления народного хозяйства областными финансовыми органами руководили: Евгений ПОЛЮДОВ(1919 – 1925 годы), Герасим ЗАЙЦЕВ (1937 – 1939 годы), Петр ЗАХАРОВ (1939 – 1944 годы).

Исходя из тяжелого экономического положения в стране, был завершен переход к строгой централизации в области финансов с тем, чтобы обеспечить мобилизацию денежных средств в областной бюджет и эффективное их расходование. Труднейшим испытанием для страны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Перед финансовым органом области была поставлена дополнительная задача — мобилизация финансовых ресурсов народного хозяйства и части доходов населения для обеспечения денежными ресурсами нужд фронта.

От плана к госзаказу

После окончания войны началось восстановление народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы. Бюджетные средства расходовались на развитие предприятий местной промышленности, сети здравоохранения, народного образования, органов социального обеспечения. В начале 50-х годов уже наблюдался стабильный рост доходов областного бюджета. На областной финансовый отдел возлагались важные функции: экономически обоснованное планирование доходов и обеспечение их своевременного и полного поступления в областной бюджет; обеспечение утвержденного плана по мобилизации денежных средств и направлению их на финансирование мероприятий народного хозяйства и улучшение соцкультбыта; обеспечение экономного расходования бюджетных средств; осуществление контроля соблюдения финансовой дисциплины.

60-е годы – это период перехода государственных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Происходит рост отчислений из прибыли предприятий, значительно увеличивается доходная часть бюджета. Планирование расходов бюджета осуществляется по нормативному методу, что обеспечивает стопроцентное выполнение расходных обязательств. В 80-е годы народно-хозяйственный план был трансформирован в государственный заказ, который полностью обеспечивался материальными и финансовыми ресурсами. Увеличились государственные отчисления на социальные нужды, наметился рост доходов населения.

Выполнить соцгарантии

Наступили 90-е годы, ознаменованные переходом к рыночной системе хозяйства, которые принесли кардинальные изменения в бюджетном устройстве страны. Был отменен государственный бюджет СССР, создана новая бюджетная система. Сейчас она состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Инфляция породила дезорганизацию производства, рост цен усилил диспропорции между отраслями экономики. Была введена зачетная схема расчетов предприятий с областным бюджетом, что резко снизило поступление денежных средств в областную казну. Специфика работы финансистов области в 90-х годах существенно отличалась от предыдущих лет. Вся работа была направлена на решение первостепенной задачи – обеспечение финансирования жизнедеятельности бюджетной сферы, выполнение социальных гарантий жителям Омской области. Из состава финансовых органов были выделены и образованы самостоятельные федеральные структуры — налоговая служба и казначейство.

Бюджетная реформа

После многочисленных спадов в экономике в 2000 году экономическая ситуация начала стабилизироваться. В январе 2004 года было создано правительство Омской области, а в его структуре – областное министерство финансов. В том же году правительством Российской Федерации принято постановление, в соответствии с которым в России начата бюджетная реформа. Реформирование бюджетного процесса в России предполагало создание условий для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами и впоследствии переход от «управления бюджетными ресурсами» к «управлению результатами», когда отслеживается не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования.

В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации № 238 была разработана Концепция реформирования региональных финансов Омской области на 2007 – 2008 годы, которая стала стратегической направляющей в процессе реформирования финансов в Омской области. В 2006 году Омская область приняла участие в конкурсе на получение субсидий из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. По результатам реализации второго этапа Омская область заняла 1-е место среди субъектов РФ.

Пора реформ

За два года финансисты области провели реформу казначейской системы, позволившую оперативно решать вопросы финансирования, обеспечения экономии денежных средств, проведение аналитической работы по их движению, осуществление действенного контроля.

За пять лет провели реформу межбюджетных отношений. Начиная с 2006 года местные бюджеты Омской области, входящие в консолидированный бюджет области, формируются и исполняются самостоятельно всеми муниципальными образованиями. Министерством финансов Омской области оказывается помощь в реформировании муниципальных финансов, осуществляется механизм мониторинга, проводится оценка результатов управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, организуются различные формы поддержки.

Основной оценкой результативности расходования бюджетных средств являются стандарты качества оказания государственных услуг, разработка которых также входит в Программу реформирования региональных финансов. Одно из направлений бюджетной политики сегодняшнего дня — обеспечение прозрачности использования бюджетных средств. Для этого проекты законов о бюджете публикуются в средствах массовой информации, проводятся публичные слушания как по проекту бюджета, так и по его исполнению. Все нормативные правовые акты размещаются на сайте министерства финансов Омской области и освещаются в местных СМИ. По сути, каждый житель Омского региона может принять участие в обсуждении бюджетного процесса.

На сегодняшний день финансовый орган области, имея статус министерства финансов Омской области, осуществляет координацию в проведении единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в регионе.


ВРЕЗ:
За 90 лет финорганы Омской области имели разные названия, функции, статус. Именовались они губфинотделом, окрфинотделом, облфу, комитетом финансов и контроля. В период с 1944-го по 2005 годы работой областного финансового органа руководили: Иван ОСЕТРОВ, Михаил ДЕМИДЕНКО, Владимир ВАСИЛЕВСКИЙ, Михаил НАГАЕВ, Владимир ПАЙОР, Наталья ФРОЛОВА.

Андрей Ермаков


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.