На традиционной предновогодней пресс-конференции, которая состоялась на прошлой неделе 15 декабря, губернатор Омской области Леонид ПОЛЕЖАЕВ подвел итоги уходящего года, поделился дальнейшими планами регионального правительства по преодолению кризисных явлений в экономике области и ответил на вопросы омских СМИ. Предлагаем вниманию читателей «КВ» выдержки из итоговой пресс-конференции главы региона
О кризисе
Ничего сверхординарного, не связанного с общекризисными явлениями на территории России, в экономике Омской области в этом году не произошло. Алгоритм практически тот же: падение объемов производства, безработица, снижение заработной платы, снижение покупательной способности, повышение кредитных ставок в банках и так далее. Разница лишь в том, как в регионах преодолеваются эти проблемы. Любой сценарий выхода из кризиса связан со структурой экономики и со способностью управленческого персонала грамотно реагировать на внешние обстоятельства. Были разные оценки в СМИ, разные экспертные мнения по поводу нашей деятельности в этом году. Вы их знаете. Могу лишь сказать, что для Омской области все негативные явления, связанные с кризисом, не стали чем-то неожиданным. И антикризисные мероприятия мы уже реализуем с 2006 года, после смены юридического адреса самого крупного налогоплательщика Омской области. Для нас та ситуация была даже жестче, чем прошлогодний кризис. К середине 2008 года мы уже успели набрать темп по привлечению инвестиционных ресурсов во многие серьезные проекты, реализация которых сегодня идет. Если сравнить цифры падения производства в области с общероссийскими, то они будут примерно на одном уровне, а по объему инвестиций в 2009 году мы упали совсем немного.
О безработице
Уровень безработицы – один из самых серьезных вопросов. Если есть работа, есть рабочее место, то есть и печка, от которой танцует человек, которому нужно кормить свою семью. Работа сегодня – это самый важный фактор. Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы запустить новые производства в Омской области, которые добавят рабочие места. Только два новых предприятия – завод стеклотары и завод полипропилена – дадут Омской области до тысячи новых рабочих мест. Мы активно работали в сфере переподготовки кадров. Не исключали и не исключаем в дальнейшем такой ресурс, как общественные работы. Они не очень с большим энтузиазмом воспринимаются, тем не менее, дают хоть какую-то возможность заработать людям, временно потерявшим рабочее место. Мы прогнозировали, что кризисные явления ударят по малому и среднему бизнесу. Так оно и случилось. В сфере малого бизнеса, особенно в торговой деятельности, наибольшее количество потерявших работу. Именно поэтому мы очень сильно торопили наших инвесторов из «Оби», «Икеа», «Ашана», чтобы их предприятия заработали и появились дополнительные рабочие места, на которые могли бы претендовать люди, вынужденно оставшиеся без работы после закрытия предприятий малого бизнеса. Как видите, нам это удалось.
Об омской оборонке
Если мы понадеемся, что оборонная промышленность заработала и все у нас теперь будет в порядке, то мы можем глубоко ошибиться. И возможности наверстать упущенное у нас уже не будет. Оборонным комплексом нужно заниматься постоянно. Мы считаем целесообразным заниматься и в дальнейшем вопросами диверсификации, связанными с увеличением производства продукции гражданского назначения, что позволит удержать этот сектор экономики в рыночных параметрах.
Об энергетике
Мощности, которые есть в области, уже со всей очевидностью исчерпаны. Но и на рынке мы тоже купить не можем, поскольку недостаточно развита инфраструктура. И эта проблема на сегодняшний день ключевая для региона. Не развивая энергетику, мы просто остановим развитие экономики. Сегодня вопрос не в том, как построить новые производства, а в том, как решить вопрос с обеспечением этих новых предприятий электроэнергией. Поэтому последние полгода я очень много времени уделяю этой проблеме. Как раз недавно, неделю назад, я встречался с представителем компании «ИнтерРАО ЕЭС», которая является основным собственником ТГК-11. Это очень серьезная структура, и мы рассчитываем, что «ИнтерРАО ЕЭС» серьезно подойдет к вопросу развития энергетических мощностей в Омской области. Я имею в виду даже не ТЭЦ-6, которая уже оскомину всем набила. По-моему, ничего из этой идеи не получится. Я даже больше рассчитываю сегодня на развитие сетевого комплекса, на строительство подстанций. Но тут есть еще один вопрос. Когда территория не развивается, то к ней не возникает интереса и у энергетиков. Они не будут вкладывать деньги, чтобы построить, а потом провода воткнуть в землю. Энергетикам нужно продавать свою продукцию. Им нужны потребители.
Об агрокомплексе
Сибирь находится не только в сложных климатических, но и в сложных географических условиях. Транспортная схема для омского, алтайского, новосибирского зерна одинаково неудобна в любую сторону, хоть на запад, хоть на восток. И это сильно влияет на себестоимость продукции. Мы из четырех с половиной миллионов тонн собранного в этом году зерна продали за ноябрь и декабрь немногим более 300 тысяч тонн. Остальное зерно лежит. А это омертвленный капитал. Это неоплаченные кредиты, немодернизированная экономика села и так далее. Если мы будем довольствоваться тем, что вырастили, и будем ждать, когда у нас по случаю кто-то что-то купит, то лучше тогда этим бизнесом вообще не заниматься. Если мы зерно будем отправлять вагонами по 3 тысячи рублей за тонну – мы просто выведем сельское хозяйство за черту экономической целесообразности. А если хотим получить результат, то должны иметь законченные циклы переработки для всей сельскохозяйственной продукции. Мы должны торговать не просто зерном, а готовой продукцией, перерабатывая наше зерно на те компоненты, которые востребованы рынком и позволяют сделать его производство рентабельным. И речь вовсе не о биоэтаноле, о котором много чего говорили. Мол, вы все зерно переработаете на топливо, а потом есть нечего будет. Омский биокластер, который строится, позволит нам получать такие компоненты, которые используются даже при производстве лекарственных препаратов. А если мы будем забивать скот и торговать тушами, то точно ничего не заработаем.
О строительстве
Во втором полугодии строительный рынок заметно оживился. По итогу мы введем в строй 600 тысяч квадратным метров. И это, я думаю, немало. Могли бы и больше, но мы не форсируем этот процесс, поскольку много еще в Омске и непроданного жилья, и проблемы с дольщиками еще не все решены. Но и они решаются. Семь с половиной тысяч дольщиков получат ключи от квартир до 1 января, а с остальными мы обязательно решим все вопросы в 2010 году. Ну а если говорить об омском строительном комплексе в целом, то он сегодня достаточно неплохо себя чувствует. В общей сложности 6 млрд рублей освоили омские строители за счет участия в федеральных
программах капитального ремонта, переселения из аварийного жилья, обеспечения жильем военнослужащих.
О самострое на Бударина
Решение арбитражного суда по сносу уже вынесено. Будем теперь встречаться с приставами, чтобы исполнение этого решения не затягивалось. Сопротивление, конечно, будет. Там непростые люди замешаны. С этим зданием связаны и интересы чиновников города, и уважаемые люди омского бизнеса там есть. А как иначе? Такие коробки в центре города – они просто так не рождаются. Попробуйте построить что-нибудь в центре и увидите, что получится. И если в таком месте что-то строится, то можно смело предполагать, что за этим стоят какие-то широкие спины.
Об омском цирке и пожаре в Перми
Я не думаю, что закрытие цирка было связано с какими-то там конкурентами. Все-таки это федеральное учреждение. Другое дело, что внимание руководства холдинга сосредоточено на столичных цирках, а на периферию просто сил не хватает. А что закрыли, это, я считаю, правильно сделали. Требования противопожарной безопасности должны соблюдаться, и за этим должен быть жесточайший контроль. Тем более что цирк – это энергонасыщенное предприятие. «Хромая лошадь» может случиться где угодно. В 2008 году, если кто помнит, мы потратили из бюджета полтора миллиарда рублей на установку противопожарных систем в школах, больницах и детских домах. Исходили исключительно из требований безопасности. Установили противопожарные системы даже в малокомплектных школах. Шутить с этим нельзя. Ни в театрах, ни в цирках, ни в других местах массового скопления людей.
О метрополитене
Мы один раз уже все придумали и ничего передумывать не собираемся. Метро будет строиться. А метаться и искать какие-то времянки, уродовать город – это бессмысленно, я думаю.
О свином гриппе
Маску, чтобы не заболеть гриппом, я никогда не носил и не собирался надевать. Для меня этот грипп Н1N1 с самого начала был крупной международной фармацевтической аферой. Но поскольку было решение правительства, то мы его выполняли. И до сих пор выполняем.
Об игре «Авангарда»
Мое отношение к игре «Авангарда» в этом сезоне двойственное. Но я вообще никогда не бываю доволен полностью, если честно сказать. А в этом году у меня такое пограничное состояние. Одна игра вроде бы достойная, а вторая… Видимо, команда ищет себя. И тренер ищет себя. И нужно, я думаю, дать ему возможность мобилизовать свои ресурсы. Но я надеюсь, что команда выступит в итоге неплохо. Команда у нас сильная. А недостатки – они больше психологического характера. Отсутствие идеологии, неисполнение тренерских установок. Это и мешает выигрывать.
О туризме
Омская область – не лучшее место для экстремального туризма. Мы много лет пытались привлечь интерес к этой сфере, но никто интереса не проявил. Может, и хорошо. А то бы перестреляли всю дичь. Меня же больше привлекает идея создания национального парка в Муромцеве, чтобы сохранить уникальную природу в этом уникальном уголке и сделать эту территорию местом отдыха. Думаю, в 2010 году нам удастся это сделать.
Об Интернете
Для меня Интернет, безусловно, является очень важным медиаресурсом. Я считаю, что омичи должны получать как можно более полную информацию обо всем, что происходит в области. И не надо никаких тайн Мадридского двора, никаких тонов и полутонов. Мы не иностранная какая-то держава, у которой есть глобальные интересы, мы внутренний регион России. И люди должны знать, что делает власть на этой территории, что она думает, какие решения принимает. Мы не имеем обратной связи ни в телевидении, ни в газетах, а Интернет дает нам такую возможность – получить обратную связь. Я знаю, что не все мои коллеги разделяют мои взгляды. Знаю, что у многих есть желание закрыться. Видимо для того, чтобы было поменьше критики. Но если мы уберем с телеканалов, из газет, со всех сайтов Интернета все, что кому-то кажется вредным для народа, то мы не просто выхолостим свою деятельность, но и остановимся в развитии. Как видите, я ни с кем не сужусь, ни на кого не жалуюсь, хотя иногда и не очень объективная информация проходит в СМИ. Но лучше так, чем если мы начнем что-то запрещать. Я сейчас нахожусь в том счастливом возрасте, когда мне уже ничего не страшно.