И теперь сотовым операторам для поддержания рентабельности приходится развивать дополнительные услуги
В целом ситуация на рынке сотовой связи в 2009 году была достаточно интересной. Несмотря на очевидные проблемы, которые принес с собой финансовый кризис, рынок продолжал расширяться. С октября 2008-го по октябрь 2009 года проникновение сотовой связи в Омской области, по данным международного агентства AC&M Consulting, увеличилось со 109% до 128%. Операторы «большой тройки» достаточно активно инвестировали свои деньги в развитие сетей третьего поколения (3G), и этот сегмент является в настоящее время одним из драйверов российского телекоммуникационного рынка. Продолжала меняться и конфигурация омского сотового рынка. Прежним остался разве что лидер — компания «Теле2 Омск».
Кто шагает дружно в ряд...
В целом, как уверяют аналитики, рынок мобильной связи в России постепенно восстанавливается после кризиса. Пик падения, как и ожидалось, пришелся на первый квартал 2009 года, а во втором и третьем квартале доходы всех операторов «большой тройки» постепенно пошли в рост. Быстрее всего ростовая динамика восстанавливалась у МТС. В третьем квартале общероссийская выручка оператора увеличилась на 20,1% по сравнению с первый кварталом. «Вымпелком» увеличил выручку за тот же период на 12,7%, а «Мегафон» — на 12,4%. По данным независимого агентства J'son & Partners Consulting, в октябре 2009 года число зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 205,1 млн, то есть уровень проникновения сотовой связи в целом по России составил уже 144,4%, а в Московской лицензионной зоне он был на уровне 186,8%.
Доходы в омском регионе операторы добровольно не раскрывают, как и свои абонентские базы, поэтому для анализа ситуации на омском рынке приходится пользоваться данными независимых аналитиков (пусть они не точны на 100%, но общую тенденцию тем не менее отражают). По словам аналитика международного агентства AC&M Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, уровень проникновения сотовой связи на 1 октября 2009 года возрос в Омской области до 128% (в октябре 2008 года — 109%), а доли операторов на омском рынке к осени 2009 года, по словам Антона ПОГРЕБИНСКОГО, не слишком изменились и выглядели так: «Теле2 Омск» — 44%, у МТС — 30%, у «Билайна» — 19%, у «МегаФона» — 6%, «Скайлинк» — менее 1%. С октября 2008 года, по данным AC&M Consulting, рыночная доля увеличилась только у «МегаФона» — на 2%. «Билайн» остался на своих позициях, а доли у лидеров снизились. МТС потеряли за год 2%, а «Теле2 Омск» — 1%.
Несколько иными данными оперируют в J'son & Partners. По данным аналитиков этой компании, омский рынок между сотовыми операторами распределялся в октябре 2009 года так: у «Теле2 Омск» было 53%, у МТС — 23%, у «Билайна» — 18%, а у «МегаФона» — 6%, а проникновение сотовой связи по Омской области было ниже, чем по стране в целом и составляло в октябре 2009 года 136% (в ноябре 2008 года — 124%). То есть на каждую сотню жителей Омской области приходилось по 124 активированных SIM-карты. Если сравнить с данными J'son & Partners за ноябрь 2008 года, то получается, что кризис стал буквально подарком для компания «Теле2 Омск», которая увеличила долю за год с 45% до 53%. «Билайн» и «МегаФон», по данным аналитиков, ничего не приобрели, но и не потеряли, зато рыночная доля МТС снизилась весьма ощутимо — с 31% до 23% (надо полагать, кризис проделал брешь в корпоративной абонентской базе МТС, которая всегда была лидером в этом сегменте омского рынка).
С ускорением в 3G
Событием №1 для омского рынка мобильной связи в 2009 году стал, без сомнения, запуск сетей третьего поколения (3G). Особого выигрыша любителям пообщаться по мобильнику новые технологии не дают, но для тех, кто рассчитывал получить высокоскоростной мобильный доступ в Интернет через свой коммуникатор или мобильный модем, почти одновременный запуск в Омске двух 3G-сетей стал настоящим праздником. Когда в феврале началась коммерческая эксплуатация сети «Билайн», а в апреле запустились еще и МТС, это было основной темой для обсуждения на всех специализированных форумах в Интернете. О полноценном мобильном Интернете фанаты сотовой связи, напомним, мечтали уже давно, начиная с апреля 2007 года, когда все операторы «большой тройки» получили лицензии Минкомсвязи на развертывание сетей третьего поколения. Правда, при построении 3G-сетей «МегаФон», «Билайн» и МТС столкнулись с непредвиденными сложностями, поэтому процесс ожидания у фанатов несколько затянулся.
Но теперь вроде бы все самые большие сложности позади. Сети настроены, количество потребителей новых услуг, как уверяют в «Билайне» и в МТС, весь год росло. К концу года омский «Билайн» итогов не подводил, но в конце сентября рассказывал, что после запуска 3G прирост трафика идет просто стремительный. С сентября 2008-го по сентябрь 2009 года объем услуг по передаче данных у «Билайна» вырос более чем в пять раз, и при этом почти 30% интернет-трафика пропускалось через сеть 3G. Существенный рост объемов передачи данных отмечают и в МТС. Только с мая по ноябрь объем 3G-трафика по сетям оператора вырос в 2,8 раза, а количество пользователей мобильного Интернета за то же время увеличилось в полтора раза.
— Мы проанализировали характер потребления мобильного Интернета в Омске и отметили, что после запуска сети 3G наши абоненты стали потреблять в среднем на 20% больше трафика, а наиболее активные пользователи увеличили потребление в десятки раз, — рассказывал в конце ноября прошлого года директор филиала ОАО «МТС» в Омской области Аркадий РЯЗАНОВ.
По словам Аркадия РЯЗАНОВА, уже более 50% интернет-трафика МТС проходит в Омске через сеть третьего поколения, и эта доля, по его мнению, будет возрастать по мере дальнейшего увеличения зоны покрытия, а также степени проникновения абонентского оборудования с поддержкой стандарта 3G. Если в начале 2008 года такое оборудование использовали только 7% абонентов МТС в Сибири, то к началу 2010 года число таких абонентов достигнет уже 15%. А в Омске, по оценке МТС, проникновение 3G-терминалов будет даже выше, чем в целом по Сибири – около 20%.
В общем, как и предполагалось, сотовым операторам внедрение стандарта 3G позволило увеличить выручку за счет новых услуг. Однако жизнь омичей после запуска долгожданных сетей 3G хоть и изменилась, но вовсе не столь значительно, как можно было предположить. Либо мы слегка переоценивали свою потребность в мобильности, либо сыграла отрицательную роль недостаточная зона покрытия. Количество базовых станций в сетях 3G и у «Билайна», и у «МТС» пока еще очень невелико, поэтому пользоваться теми же мобильными модемами могут далеко не все желающие. А у «МегаФона» сеть 3G до сих пор опирается только на пять базовых станций, мощности которых не хватает даже на центральную часть города («МегаФон» обещает развернуть полноценную сеть 3G только летом 2010 года).
Аналогичная ситуация и в других регионах, кстати. По данным исследования, которое проводила компания J'son & Partners Consulting, сети 3G есть уже во всех регионах, но они доступны только в деловых центрах крупных городов. Между тем провайдеры проводного Интернета в Омске вовсе не намерены сдавать свой рынок без боя. Они продолжают и увеличиваться численно, и расширяться географически, опутывая своими оптическими и медным кабелями новые территории, они привлекают новых клиентов снижением стоимости безлимитных тарифов при одновременном увеличении скоростей, а сотовых операторов традиционные провайдеры даже конкурентами, честно говоря, пока не считают.
Вносит определенную путаницу в умы омичей и одновременное с 3G продвижение на массовый рынок других беспроводных технологий широкополосного доступа в Интернет (Wi-Fi, WiMАХ и так далее). Да и на сотовом рынке уже активно ведутся разговоры об очередном прорыве – внедрении технологии LTE (Long Term Evolution), которую уже принято называть 4G. В отличие от технологии 3G, при которой максимальная скорость обмена данными составляет 3,6 Мбит в секунду, технология 4G – это скорости, превышающие возможности медной витой пары, то есть свыше 100 Мбит в секунду. Первую сеть LTE уже запустили в коммерческую эксплуатацию в Стокгольме, и хотя даже возможности технологии 3G «большая тройка» еще реализовала далеко не полностью, операторы уже атакуют Минкомсвязи с требованием выделения частот под строительство сетей 4G. Немудрено, что c таким количеством технологических революций за столь короткое время потребители уже окончательно запутались в своих желаниях.
На войне как на войне
А еще прошлогодний запуск 3G-сетей со всей очевидностью показал, что конкурс технологий уже завершился. Любая технологическая новинка, которая появляется на рынке, внедряется всеми федеральными операторами в очень короткие сроки, и получить какое-либо технологическое преимущество на достаточно продолжительное время – уже невозможно. Остается только конкурировать идеями. И победит тот, кто сумеет предложить своим абонентам такие условия, чтобы они не уходили к другим операторам, но при этом будет постоянно атаковать конкурентов, уводя от него колеблющихся абонентов. Именно такие атаки под флагом борьбы с кризисом продолжались на омском рынке почти весь 2009 год.
Рискнем ошибиться, но первый удар по омскому рынку нанес, похоже, «Билайн» своим тарифным планом «Фурор» (первая минута — 1,1 рубля, а со второй по десятую минуту включительно — 3 копейки, причем на все мобильные). В МТС думали не долго и ответили конкуренту тарифом «СуперНоль» (первая минута — 1,2 рубля, а со второй по пятую минуты тариф вообще нулевой, и тоже на все мобильные). А «Теле2 Омск» ответила в шведском стиле — вывела на рынок тариф «Настоящий Фурор», в котором первая минута стоила 1 рубль, а минуты со второй по десятую — 1 копейку. Правда, все это счастье было доступно лишь для тех, кто общался внутри сети (утечку голосового трафика к конкурентам в «Теле2 Омск» не любили никогда и не приемлют до сих пор).
В задумчивости пребывал только «МегаФон». Сначала оператор пытался убедить потенциальных абонентов, что не в дешевизне счастье, а в качестве услуг и в зеленом цвете логотипа, но в итоге тоже включился в ценовую войну. Адекватный рынку тарифный план маркетологи «МегаФона» назвали оригинально — «Арифметика» (видимо, для совсем малообразованных потребителей), но предложение сделали довольно интересное — первая минута — 1,99 рубля, а со второй по 60-ю минуту в сутки — 1 копейка. Судя по рыночным долям на конец 2009 года, операторы «большой тройки» почти ничего не выиграли от резкого снижения цен на массовых тарифах, зато омские потребители, как ни крути, от этой войны получили в наследство низкие цены.
Как одну из стратегий по переделу рынка можно рассматривать и попытки операторов взять под полный контроль все каналы, через которые идут продажи SIM-карт. Главные битвы, естественно, шли в прошлом году «под ковром», но иногда выплывали и на поверхность, как в случае скандального конфликта между МТС и группой «Евросеть», в которой еще в 2008 году купил долю «Билайн». В марте 2009 года МТС усмотрели в работе «Евросети» некую недобросовестность. Вернее, оператор заподозрил ритейлера в том, что он переманивал потенциальных клиентов к «Билайну», после чего потребовал изменить условия договора по приему платежей от абонентов. «Евросеть» отказалась от предложения, и с 4 апреля 2009 года МТС вообще перестали пользоваться услугами желтых салонов.
Помирились конфликтующие стороны только 26 ноября, но о восстановлении прежних деловых отношений речи пока нет. Да и зачем? Весь 2009 год МТС на месте не сидели и расширяли собственную розницу. В том числе и в Омске. Сделали определенные выводы из чужого конфликта и в «МегаФоне» и тоже стали искать альтернативные варианты распространения своих контрактов. К концу 2009 года «МегаФон» додумался до сотрудничества даже с Почтой России. Вряд ли такой специфический канал продаж, как отделения связи оператор рассматривает всерьез, но для пиар-поддержки этот ход вполне сгодится. Впрочем пока контракты «МегаФона» продаются неплохо и через «Евросеть». По данным самой «Евросети», из 1 миллиона контрактов, которые ритейлер реализует по всей России ежемесячно, половина продаж приходится на «Билайн» и почти половина на «МегаФон». Доля Теле2 в «Евросети» минимальна.
Второй поход на грабли
Еще одним заметным событием на омском сотовом рынке было с точки зрения «КВ» возвращение в строй Олега ГИЛЬБУРДА. В начале февраля 2009 года бывший директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом» (он этот филиал и создавал в 2001 году) возглавил ЗАО «Теле2 Омск». Вероятнее всего, Олега ГИЛЬБУРДА уговорил бывший региональный управляющий директор «Теле2 Омск» Александр СЕРГЕЕВ, который возглавлял омский филиал шведского телекоммуникационного холдинга с июля 2007-го по январь 2009 года, а до этого три года руководил филиалом ОАО «ВымпелКом» в Новосибирске. Нетрудно догадаться, что СЕРГЕЕВ был давно и хорошо знаком с Олегом ГИЛЬБУРДОМ. Да и вообще новое место работы не стало для Олега ГИЛЬБУРДА таким уж новым. В этой компании, когда она называлась еще «Сибирская сотовая связь» Олег ГИЛЬБУРД отработал с 1994-го по 2001 год в качестве заместителя генерального директора (в то время компанию возглавлял Геннадий ФРИДМАН).
Судя по тому, что весь 2009 год Олег ГИЛЬБУРД отработал нормально, со шведским руководством никаких разногласий у него не возникает. Ставили ли шведы какие-то особые задачи новому управляющему директору омского филиала и были ли заметны на омском рынке результаты его деятельности в новой должности — тоже не совсем понятно. В этом вопросе мнения наблюдателей расходятся. Одни считают, что омский сотовый рынок не поддается влиянию отдельных личностей, поэтому в политике компании «Теле2 Омск» после смены управляющих директоров ничего по сути не изменилось. Другие считают, что Олег ГИЛЬБУРД, как человек известный и авторитетный в омской бизнес-среде, заметно усилил корпоративный блок оператора.
Оба утверждения проверить трудно, поскольку данные по количеству своих абонентов компания «Теле2 Омск» не раскрывает. Но одно неоспоримо: весь прошедший год Олег ГИЛЬБУРД обеспечивал прирост абонентской базы и филиал при этом не потерял имидж флагманского в холдинге. А условия в 2009 году были нелегкие. Да и 2010 год будет для компании «Теле2 Омск» нисколько не легче. 17 сентября на сайте штаб-квартиры TELE2 AB были опубликованы финансовые цели для российского подразделения компании на ближайшие два года. Шведское руководство ожидает увеличения прибыльности операций в регионах. В целом по России рентабельность по операционной прибыли должна вырасти с 25 до 30%. А в старых регионах, к которым относится Омск, – с 40% до 45% (рентабельность в 45% — это фактически уровень операторов «большой тройки»)
В особенно сложных условиях по мнению «КВ» придется работать старым филиалам – сегодня они вынуждены поддерживать деньгами массовый запуск сетей в новых регионах. «Новички», даже по оптимистичным прогнозам шведов, должны окупиться не раньше, чем через два года, так что «старичкам» придется сильно сокращать затраты, либо значительно увеличивать выручку. Как выполнить эти задачи, когда в Омске фактически идет ценовая война, — непонятно. На этот вопрос представители компании отвечают весьма обтекаемо.
— Решение стоящих перед компанией задач будет носить комплексный характер, — уверял «КВ» пару месяцев назад директор по внешним связям «Теле2 Россия» Сергей АНДРИЯШКИН. — Что касается нашей тарифной политики, то мы по-прежнему будем придерживаться модели дискаунтера. Эта бизнес-модель позволяет нам держать наши издержки на минимальном уровне и, предлагая низкие цены, оставаться прибыльными.
Поверить в такое заявление довольно сложно, но и опровергнуть трудно, поскольку добровольно своими финансовыми результатами ЗАО «Теле2 Омск» не делится. И зря. К концу 2010 года все и так станет ясно.
Сергей МУРАТОВ,
директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:
«Появление на рынке домашнего Интернета от «Билайн» не прошло незамеченным»
— В 2009 году в нашей компании шла полным ходом интеграция с подразделениями по фиксированному бизнесу и ШПД, которые известны многим омичам под брэндами Golden Telecom и Corbina Telecom. И все достижения минувшего года так или иначе были связаны с этим объединением. Первым делом я, конечно же, хотел бы отметить запуск сети ШПД, которого наши абоненты ждали уже очень давно. Не все было просто, не все продвигалось так быстро, как мы хотели, но в итоге мы это сделали. И я могу сказать, что появление домашнего Интернета от «Билайн» не прошло незамеченным, интерес к нашим предложениям есть, так что, я думаю, потенциал у этой услуги большой. На втором месте по значимости — получение разрешений на местную и зоновую связь, а также запуск собственных коммутаторов и волоконно-оптической сети MEN. Теперь мы можем весь трафик, который проходит через «Билайн», замыкать на себя и предоставлять нашим клиентам полный комплекс услуг — от привычной мобильной связи до построения виртуальных локальных сетей и предоставления международной связи. И, наконец, на третье место я бы поставил появление у «Билайн» собственной бонусной программы. Чтобы получить бонусы, нашим абонентам не нужно подсчитывать баллы и активировать различные пакеты. Достаточно один раз зарегистрироваться в бонусной программе и можно экономить на связи до 10%, просто оставаясь с нами. Или подключиться на любой постоплатный тариф и экономить до 15%. Уже сейчас наши абоненты могут выбрать одну из трех различных бонусных программ, и я думаю, количество различных «приятностей», которые мы будем предлагать абонентам, будет только увеличиваться.
Виталий Молотков,
директор Омского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:
«В корпоративном сегменте прирост наших абонентов составил более чем 50%»
Подводя общие итоги года, не вдаваясь в подробности финансовых показателей – точные цифры будут известны чуть позже, можно с уверенностью сказать, что все поставленные год назад задачи выполнены. Общая экономическая ситуация не повлияла на планы по расширению присутствия компании «МегаФон» в Омском регионе. Это касается и увеличения фирменных салонов и собственных офисов продаж как в Омске, так и в районных центрах области, и конечно, увеличения количества базовых станций в регионе. Очень большую работу провели по подготовке к запуску сети 3G: это и прокладка оптоволокна, и проектирование, и закупка нового оборудования. Несколько базовых станций уже работают в тестовом режиме, как в стандарте GSM, так и в стандарте UMTS. Ежедневно следя за изменениями на рынке, разрабатывали и внедряли новые маркетинговые предложения. В результате увеличилось число наших абонентов, а в корпоративном секторе, прирост составил более чем 50%! Несмотря на трудности, мы полностью сохранили профессиональный коллектив, готовый выполнить самые сложные задачи. Планы на 2010 год – еще более амбициозны. И я считаю, что для их воплощения у нас есть все необходимое: технические возможности, денежные средства и грамотные специалисты.
Аркадий РЯЗАНОВ,
директор филиала ОАО «МТС» в Омской области:
«Мы запустили сеть 3G и увеличили количество салонов-магазинов МТС в Омской области более чем на 70%»
Несмотря на сложную экономическую обстановку, могу смело сказать, что уходящий год для нас был успешным – мы реализовали все запланированные проекты. В апреле 2009 года МТС запустила в Омске сеть 3G, обеспечив ковровое покрытие делового центра, нескольких микрорайонов и городского аэропорта. Запуск сети третьего поколения вывел на новый уровень качество услуг пользования мобильного Интернета. Уже в ноябре 2009 года объем 3G-трафика вырос в 2,8 раза по сравнению с маем 2009 года. Рост потребления услуг был также обусловлен маркетинговыми предложениями МТС, дающими абонентам возможность пользоваться Интернетом по привлекательной цене.
Кроме того, шла активная работа по развитию собственной сети салонов обслуживания. Так, за этот год мы увеличили количество салонов-магазинов МТС в Омской области более чем на 70%. В салонах-магазинах МТС абонент может получить консультацию по всем вопросам работы оператора, пополнить счет без комиссии, подключить любые услуги, в том числе международный роуминг. Кроме того, реализуя большую часть своих комплектов в собственных салонах, мы обеспечиваем высокое качество абонентской базы. ARPU абонентов, подключенных в салонах оператора, на 20% выше, чем у абонентов, подключенных независимым ритейлом. На сегодняшний день на территории Омской области работает 57 салонов-магазинов МТС.
Важным событием уходящего года стало получение компанией МТС сертификата по стандарту ISO 9001. И это подтверждает, что МТС выполняет стандартные международные требования к системе управления качеством, выполняет требования абонентов, а также требования регуляторов, ежегодно улучшая показатели качества. МТС единственная телекоммуникационная компания, получившая сертификат по стандарту ISO 9001, и география сертификации распространяется на все регионы РФ и страны СНГ, где действует компания.