16 февраля вышел приказ о назначении Ольги ЗДОР на должность управляющего Омским филиалом ОАО «НОМОС-БАНК». Спустя месяц обозреватель «КВ» Екатерина СЕРВАХ встретилась с ней, чтобы побеседовать о нынешнем состоянии дел в филиале и ближайших планах.
— Вы пришли на новое место в непростое время. Какие перед вами поставлены задачи?
— Основная задача — диверсификация кредитного портфеля: с одной стороны, мы продолжаем сотрудничать с крупными и средними корпоративными клиентами, с другой — активизируем работу с малым бизнесом, с розничными продуктами. Уже провели встречу с омским областным фондом поддержки предпринимательства и надеемся войти в список банков, сотрудничающих с этим фондом.
Наши новые программы по малому бизнесу рассчитаны на кредитование предприятий с выручкой до 200 млн рублей в год. Кредиты выдаются на срок до пяти лет, и суммы для малого бизнеса достаточно велики — до 150 млн рублей. Если в залог предлагается недвижимость, то по кредитам, выдаваемым на год, ставки будут порядка 15%, а для более длинных сроков — 17%.
Но речь идет не только о понижении ставок — упрощаются организационные подходы к вопросам выдачи кредитов. Если раньше при оценке бизнеса требовалось, чтобы в течение нескольких кварталов выручка обязательно росла, то сейчас банк рассматривает клиентов, выручка которых упала, но не более чем на 50%. Собираются заявки от предприятий малого бизнеса, идет процесс финансового анализа.
— Совсем недавно ставки повышались, в том числе и по действующим кредитам. А возможно ли их снижение?
— Практически все наши клиенты – и малые, и крупные – написали заявления о возможности снижения ставки. Банк подходит к этому лояльно, и у нас сейчас происходит снижение ставок по действующим кредитам.
— Помимо недвижимости, какое еще допускается обеспечение кредитов?
— Мы готовы рассматривать и оборудование, и залог автотранспорта (но в этом случае велики затраты на страхование), смотрим и товары в обороте. Но в случае залога недвижимости — самые лучшие условия по процентным ставкам. Небольшие кредиты от 150 000 рублей на непродолжительные сроки можно выдавать без обеспечения — программа это предусматривает.
— Как вы считаете, отличается ли чем-то подход НОМОС-БАНКа к работе с малым бизнесом от практики других банков?
— Больших отличий на самом деле нет. Самое главное – подтвердить платежеспособность клиента. У каждого банка сформирована своя продуктовая линейка, и главное — правильно выбрать для клиента продукт и оперативно принять решение. А вот вопросы о пересмотре условий по действующим кредитам здесь решаются проще, чем в других банках. Руководство банка очень разумно подходит к этому вопросу, понимая, чтопик кризиса прошел, и сейчас уже абсолютно ясно: да, у большинства клиентов возникли проблемы, но при этом они разделились на две половины.
С теми, кто нацелен на достижение компромисса и выходит со своими предложениями на банк, обсуждаются выходы из сложившегося положения. В этом случае все вопросы решаются оперативно. Бывает, что банк предлагает один вариант, клиент – другой, но в итоге все равно приходим к варианту, устраивающему обе стороны. Впрочем, есть другая категория клиентов — которые не хотят платить.
— Вы можете назвать хотя бы пару примеров из той и другой категории?
— Пока это преждевременно — даже по тем клиентам, которые по настоянию банка или самого клиента вошли в стадию банкротства, переговоры еще ведутся. Мы все равно пытаемся встречаться и смотреть, каким образом можно оптимально решить вопрос.
— Не могли бы вы прояснить ситуацию с «Миллениумом»? Сначала речь шла о кредите, потом стал употребляться термин «партнеры»…
— По «Миллениуму» как раз расклад совершенно простой. Было проектное финансирование – кредит в сумме более 1 млрд рублей. За этот кредит мы не боимся – «Миллениум» будет достроен в ближайшее время. Просто банк является залогодержателем 100% долей заемщиков с правом обратного выкупа.
— У некоторых банков есть дочерние фирмы, которые занимаются управлением подобными залогами. НОМОС-БАНК такое практикует?
— Такой практики нет, потому что наша задача совсем другая — не забрать залог, а найти решение, которое позволит бизнесу клиента функционировать и обслуживать кредит. Но услуга по управлению подобными залогами сейчас действительно популярна на рынке. На наш банк уже выходят компании, предлагающие подобные услуги, и если такая необходимость возникнет – банк, возможно, будет работать с ними.
— Как выглядят показатели омского филиала на фоне других филиалов банка – в частности, по просроченным кредитам?
— Ситуация у нас примерно такая же, как в других филиалах. Просроченных кредитов не так много, однако есть достаточно сложные ситуации, связанные с делами о банкротстве. Но лично меня больше тревожит то, что наш банк на омском рынке плохо знают. Сейчас моя основная задача – добиться узнаваемости банка в регионе, чтобы нас знали все слои бизнеса, все категории физических лиц, так как розничное направление в банке активно развивается.
У нас есть и металлические счета, и инвестиционные монеты, и интересная линейка вкладов: с возможностью накопления, пополнения и снятия до 50% первоначального взноса; есть мультивалютный вклад, есть специальный пенсионный. Надеюсь, будут востребованы металлические счета — динамика цен на драгметаллы способствует этому интересу. Только это, конечно, должны быть долгосрочные вложения.
Мы активно привлекаем депозиты не только физических лиц, есть интересные предложения и для компаний. Например, краткосрочные депозиты — в этом направлении с нами работают даже предприятия, имеющие расчетные счета в других банках.
Мы собираемся больше внимания уделять разным категориям клиентов и активнее продвигать все наши продукты, потому что рынок оживает. Восстанавливаются даже те направления, которыми банки в последнее время не увлекались – например, кредитование строителей. Но строители бывают разные. Промышленные строители работают по контрактам, и мы готовы с ними сотрудничать.
— Какова степень самостоятельности вашего филиала? Скажем, решения по кредитам принимаются в Омске или в Москве?
— Это зависит от размера кредита. По крупным – в Москве, но это не влияет на оперативность рассмотрения заявки. В НОМОС-БАНКе обязанности сотрудников регламентированы, построена четкая система взаимодействия. Решения принимаются быстро, и это радует.
— Как вы считаете, в течение какого срока стабилизируется ситуация на этом рынке? Или это сложно сказать?
— На самом деле сложно. Но я считаю, что в этом году прирастать некачественный портфель не будет, а с проблемными заемщиками к концу года картина будет ясна.
— Что, на ваш взгляд, сейчас является самой большой проблемой в сфере кредитования малого бизнеса?
— Наверное, самая наболевшая тема – перекредитование, когда заемщик хочет улучшить условия имеющегося кредита. Для предпринимателя это большой плюс, и сейчас он может найти банк, который предложит более подходящие условия. Но это возможно лишь для тех клиентов, которые не испортили отношения с банками и своевременно реструктурировали имеющуюся задолженность. Если же кредит просрочен, то, наверное, банки уже не станут его рефинансировать.
А те клиенты, которые жалуются, что их «никто не кредитует», скорее всего, имеют в своем банке проблемы настолько серьезные, что об этом становится известно и другим. Сейчас ведь есть бюро кредитных историй. Есть ряд заемщиков, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям, и в этом чаще всего состоит проблема.
Ситуация сейчас действительно непростая. В том числе и потому, что порой невозможно понять, какова на самом деле рыночная стоимость той или иной недвижимости. Тем не менее, банки готовы кредитовать, в сложных случаях рассматривая возможность получения какого-то дополнительного залога.
— Надо понимать, что вы смотрите вперед с определенным оптимизмом?
— Обязательно! Я всегда смотрю с оптимизмом. Пока что далеко не все омичи знают про нас, но сейчас ситуация будет меняться. Банк прилагает для этого все усилия: разрабатываются новые программы, интересные условия кредитования и т.д. Банк у нас достаточно крупный, но при этом мобильный и гибкий, реагирующий на изменение ситуации на рынке и потребности клиента.
— Работы у вас — непочатый край. А на себя время-то остается?
— Конечно, ведь есть суббота и воскресенье, и я стараюсь эти дни использовать для полноценного отдыха. Кроме того, везде и всегда я настаивала на эффективном отдыхе своих сотрудников, потому что если неэффективно отдыхаешь, то потом неэффективно работаешь. Если человек действительно трудится с полной отдачей, ему очень тяжело проработать больше года, не отдохнув. Притом нужен обязательно активный отдых.
— Что для вас — лучший отдых?
— Перемена мест. Я очень люблю Европу – туда можно съездить хотя бы и на неделю. Сосновый лес люблю и летом, и зимой, и мы с друзьями часто туда выезжаем. Лес снимает напряжение, дает возможность отдохнуть. Регулярно посещаю театр, особенно люблю Омский академический театр драмы. И во время путешествий тоже стараюсь непременно попасть в театры.
В нашем филиале сотрудники умеют устраивать праздники для себя (могу об этом судить по поздравлениям к 23 февраля и к 8 марта), а к сентябрю мы собираемся создать команду и принять участие в банковской спартакиаде. Когда основная команда участвует в спортивном состязании, а остальные сотрудники за нее переживают, поддерживая друг друга, рождается тот самый командный дух, который помогает дружнее выполнять любые поставленные задачи. Будем к этому стремиться.
— Спасибо за беседу!