Следствие считает виновными в случившемся слесарей Омскоблгаза.
Об этом стало известно 23 марта на брифинге в прокуратуре Омской области. Прокуратурой ЦАО Омска утверждено обвинительное заключение и направлено для рассмотрения по существу в Первомайский районный суд Омска уголовное дело, возбужденное в отношении бывших слесарей ОАО «Омскоблгаз» Дениса ОРЛА и Юрия КОШКАРОВА. Слесари обвиняются по ч. 3 ст. 238 УК РФ — выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, а также по ст. 168 УК РФ — повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с источником повышенной опасности.
Самоубийство не подтвердилось
В ходе расследования уголовного дела установлено, что 8 июля 2009 года около 16.00 в первом подъезде на 4-м и 5-м этажах муниципального общежития по ул. Осоавиахимовской, 290, произошел взрыв бытового газа. В результате погибли два человека, в том числе четырехлетний мальчик, три человека получили телесные повреждения, пострадало 10 квартир. Изначально у следствия было три версии причины взрыва: самоубийство хозяйки квартиры № 51, в которой была утечка газа, неисправность газового оборудования, установленного в кв. № 51, нарушение правил сверки сведений об утечке газа слесарями Омскоблгаза.
— Первая версия у нас отпала буквально сразу же, потому что не могла женщина, имеющая нормальную работу, сделавшая накануне взрыва ремонт, собиравшаяся в отпуск, вдруг неожиданно совершить самоубийство, — рассказал на брифинге замруководителя СКП РФ по Омской области Валерий САМОДАЙКИН.
Шланг крепился к плите изолентой
Согласно заключению пожарной экспертизы «причиной взрыва стало воспламенение газовоздушной смеси сжиженного нефтяного газа, выходящего из гибкого соединительного рукава газовой плиты в кв. 51 данного дома, от электрической искры, образованной при подключении электрического прибора». Таким образом, следствие пришло к выводу: причиной взрыва неоспоримо явилось некачественное проведение ремонтных работ бригадой ОАО «Омскоблгаз» в составе обвиняемых. В день происшествия, по данным следствия, за несколько часов до взрыва бригада прибыла по указанному адресу по заявке. Жители жаловались на стойкий запах газа по всему подъезду. Бригада произвела работы по ликвидации утечки бытового газа, но, несмотря на критический уровень загазованности, превышающий допустимые значения чуть ли не в 2 раза, фактически не определила место его утечки и не устранила произошедшую аварию. Как пояснил на брифинге старший следователь следственного отдела прокуратуры ЦАО Омска Сергей АРТЕМЕНКО, соединительный шланг плиты в квартире № 51 накануне взрыва ночью отошел от штуцера, так как диаметр первого был больше, чем нужно — соединение поддерживалось всего лишь изолентой.
Омскоблгаз не делал проверок
— Кто конкретно устанавливал плиту в кв. № 51, мы так и не смогли выяснить из-за смерти хозяйки квартиры. По плану раз в три года Омскоблгаз обязан проверять каждую плиту в каждой квартире во всех домах, но в пострадавшей кв. № 51 такой проверки никогда не было. Сведения о попытках таких проверок сохранились лишь за 2000 год — зафиксировано было 4 выхода в данную квартиру мастеров, но они так и не смогли попасть внутрь квартиры. Видимо, хозяев не было дома, понятно, что все мы работаем, все мы бываем в отпусках, на дачах... На этом мастера и успокоились — больше в данную квартиру с проверками никто никогда не приходил, — рассказал АРТЕМЕНКО.
Слесари не вызвали МЧС
Хозяйка квартиры, по словам АРТЕМЕНКО, из-за отравление газом находилась в неадекватном состоянии, потому не смогла самостоятельно открыть дверь бригаде газовиков. По мнению следствия, при правильных действиях аварийной бригады Омскоблгаза взрыва не произошло бы. Слесари должны были принять меры по эвакуации жителей, вызвать службу МЧС, проникнуть в квартиру № 51 и устранить аварию, но бригада всего лишь проветрила подъезд и соседние квартиры дома, отключила газ в подъезде и уехала. Накопившегося газа в квартире № 51 хватило для взрыва, который произошел после того, как был включен бытовой прибор.
— Жильцам дома на вопрос о том, устранили ли слесари утечку газа, не опасно ли возвращаться в квартиры и пользоваться газом, аварийная бригада Омскоблгаза заявила: «Не лезьте не в свое дело, уедем — увидите! Наступит вечер, приедут хозяева кв. № 51 и обеспечат нам доступ в нее, тогда вы еще раз нас вызовите и мы приедем», — добавил АРТЕМЕНКО.
Мэрия требует компенсации 33,5 млн рублей
По итогам проведенной прокурорской проверки внесено представление руководителю ОАО «Омскоблгаз» и шесть лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Обвиняемые Денис ОРЕЛ и Юрий КОШКАРОВ уволены, а также мастер Омскоблгаза Александр АНТОНОВ. В ходе расследования уголовного дела мэрией Омска был заявлен гражданский иск о возмещении материального ущерба и убытков, причиненных взрывом, на общую сумму более 33,5 млн рублей. В эту сумму входят затраты на ремонт пострадавших от взрыва квартир, компенсационные выплаты, а также расходы на восстановление жилого дома. Мэрия Омска, а также УК «ЖКХ сервис» проходят по данному делу потерпевшими организациями. Кроме того, по делу установлены 79 потерпевших физических лиц — не только жильцы пострадавшего дома, но и соседних домов, где вылетели стекла, владельцы автомобилей, припаркованных во дворе и получивших повреждения, а также многие другие. Как пояснил старший следователь СО по ЦАО Омска СКП РФ по Омской области Сергей АРТЕМЕНКО, кто конкретно будет выплачивать материальный ущерб по заявленному гражданскому иску — обвиняемые по делу слесари или же сам Омскоблгаз, решит суд. Возможно, что будут заявлены еще иски от потерпевших физических лиц.