По улице Гагарина на макете появился объект, который нигде публично не обсуждался.
Градостроительный совет Омска 4 июня одобрил эскиз застройки исторической части центра города. Как рассказал главный архитектор проекта ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан МРЫГЛОД, институту в задании на проектирование было установлено сделать более детальную проработку исторического ядра в границах улиц Фрунзе, Жукова, Масленникова и набережной Иртыша. Это территория общей площадью 320 гектаров, разделенная рекой Омь на две части.
По словам архитектора, рассматриваемая территория имеет еще достаточно большой потенциал для развития. Хотя практически вся земля здесь, за исключением набережных, скверов и некоторых участков с жильем, уже оформлена инвесторами-заказчиками в собственность или в аренду. В данных границах находится 133 памятника архитектуры регионального, федерального значения и вновь выявленные объекты. Это половина всех памятников Омска. Но на значительных участках сегодня еще нет никакого благоустройства, в основном это набережные и пляжи. А среди территорий, которые не отвечают современному уровню благоустройства, в схеме Омскгражданпроекта оказались все скверы в центре Омска.
Среди прочего есть отдельная схема размещения новых подземных и многоэтажных парковок. Например, многоуровневые высотные паркинги предлагаются за Торговым центром и у «Флагмана», что вызвало сомнения у некоторых членов градсовета. Трехъярусная парковка планируется по улице Бударина, а подземные стоянки – в районе Омской крепости и на территории бывшей ТЭЦ-1. Кроме того, в проекте предусмотрено строительство подземных и регулируемых пешеходных переходов, в ключевых узлах задуманы двухуровневые развязки. А у церкви на Тарской должна пройти подземная магистраль, при этом наземная территория над ней, согласно эскизу, используется под площадь и сквер. Новая площадка отстоя общественного транспорта рассматривается в двух вариантах – у «Флагмана» и на территории военного госпиталя. Планируется также построить новый метромост через Омь параллельно Комсомольскому мосту.
Но это планы на дальнюю перспективу. Что касается ближайшей реализации, в Омской крепости реально будет восстановить Иртышские и Омские ворота. Иртышские можно будет отстроить на их прежнем месте, у бассейна «Пингвин», а Омские ворота исторически находились прямо на пересечении улиц Партизанской и П. Некрасова. Поэтому принято решение создать новый пешеходный бульвар параллельно улице Партизанской и поставить ворота там. Кроме того, есть предложение обозначить границы первой омской крепости на левом берегу Оми. Один из ее бастионов находился у входа в краеведческий музей.
– Мы сегодня благоустраиваем здесь в год по три гектара, а чтобы хоть что-то успеть к 300-летию Омска, надо делать по 30 гектаров и более, – добавил Богдан МРЫГЛОД. – Надо уже кардинально подходить к срокам реализации формирования набережной Оми и Иртыша. Сегодня разработан проект, и вполне реально выполнить благоустройство Иртышской набережной до улицы Короленко.
Правда, на месте будущей центральной площади между мэрией, драмтеатром и Торговым центром архитекторы в макете пока оставили пустое место. «Можно сказать, еще не хватило смелости, – признался Богдан МРЫГЛОД. – Есть варианты, но они могут сейчас вызывать различную реакцию. Но если мы сюда привели две линии метрополитена, здесь должен быть какой-то уникальный общественный многофункциональный объект, это могут быть подземные торговые комплексы. На это место будет объявлен конкурс».
Высотки в проекте предлагается размещать амфитеатром вокруг центра. В пределах улиц Фрунзе, Жукова и Масленникова, которые г-н МРЫГЛОД сравнил с Садовым кольцом, должны появиться здания в пределах 10-12 этажей. А уже более высокие объекты, до 30 этажей и выше, предложено размещать на важных точках на втором плане за пределами магистрали. Например, это высотные акценты у метромоста, Крестовоздвиженского собора на Тарской, на улице Госпитальной. «В этой концепции видно, что в постановке гостиницы Hilton, принятой на областном градсовете, многоэтажный жилой корпус из этой композиции явно выпадает, – добавил докладчик. – Мы его, естественно, не хотели здесь ставить. Но основные корпуса отеля Hilton высотой 10 этажей остаются в уровне гостиницы «Турист».
Отдельно архитекторами разрабатываются концепции по размещению в центре скульптурных композиций и памятников, берегоукрепления набережных, благоустройства, ночного освещения, размещения рекламы. По словам Богдана МРЫГЛОДА, весь проект будет составлять 32 альбома разработки по каждому кварталу с 3D-моделями объектов. «Данная работа не является материалом, который нельзя менять, она будет только в помощь архитекторам, – пояснил он. – Например, на основе анализа мы уже убрали высотку на пересечении улиц Фрунзе и Красный Путь».
Зато члены градсовета увидели на макете другую высотку — в районе «Летура» на улице Гагарина, где недавно появились планы поставить многоэтажную гостиницу. «Сейчас речь идет о сносе здания в шесть этажей на Бударина, а здесь я вижу здание высотой порядка 15 этажей, – удивился архитектор Андрей ГЕТТЕ. – Мы не получим вторую волну недовольства и возмущения? Там уже котлован делается, может быть, уже здание проектируется, а мы и не знаем. И точно так же его потом увидим и будем рассуждать, что с ним делать».
– Это тоже спорный вопрос, он на стадии проверки, – ответил г-н МРЫГЛОД.
– Мы прежде рассматривали повтор существующей небольшой башенки «Летура», но ни в коем случае не 15 или 17 этажей, – выступил мэр Виктор ШРЕЙДЕР. – На макете появилось то, что не обсуждалось. Поэтому надо поправить макет в соответствии с принятыми решениями на градсовете.
– Здесь должна быть логика и последовательность: если мы судимся с «Новостроем», то допускать практически рядом такие же по пропорциям строения, наверное, мы не должны, – добавил заместитель министра культуры Александр РЕМИЗОВ.
В целом эскиз застройки было решено концептуально поддержать и одобрить