Перспективы омской энергетики, динамика ее развития — эти темы продолжают вызывать интерес у всех — и у власти, и у омского бизнеса. В очередной раз обсуждали инвестиционные возможности территориальной генерации и перспективы омской энергосистемы и на заседании совета по экономическому развитию Омской области, которое состоялось 8 июня. О том, что думают по этому поводу сами энергетики, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ выяснил на минувшей неделе у директора Омского филиала ОАО «ТГК-11» Виктора ГААКА.
— Виктор Климентьевич, первый вопрос, конечно, о ремонтной кампании, поскольку на сегодняшний день — это самая актуальная тема для всех энергетиков. Какие планы по ремонтам?
— Да, лето у нас действительно самая горячая пора. И реализация программы ремонтов идет сегодня полным ходом. Планы по ремонтам на текущий год большие. Если в прошлом году капитальные и средние ремонты у нас прошли восемь котлоагрегатов, то в этом году планируем отремонтировать уже десять. Причем из этих десяти мы на сегодняшний день уже почти завершили пять. Ремонтная кампания на станциях идет по графику, и никаких опасений у нас на этот счет нет. По графику работаем и на тепловых сетях. Из тридцати двух участков выведены в ремонт пятнадцать, заменено уже три километра трубопроводов из почти тринадцати километров, которые мы в этом году запланировали к замене. Это тоже больше, чем в прошлом году.
— В каком объеме будут выполнены работы по программе технического перевооружения?
— Объем программы техперевооружения в 2010 году – 1,380 млрд рублей. Это примерно столько же, как в прошлом году. Освоение средств идет тоже без сбоев. Первый объект – модернизированную градирню на ТЭЦ-3 – вводим на этой неделе. На ТЭЦ-3 также в этом году будет реконструирована проточная часть турбины № 11, что даст нам порядка 10 МВт дополнительной мощности, и будет завершена реконструкция турбины № 9 с заменой трансформатора. В итоге прирост составит 20 МВт. Серьезный проект, который мы планируем завершить до конца 2010 года, — реконструкция циркуляционной системы водоснабжения турбин ТЭЦ-5. Затраты по этому проекту значительные – 182 млн рублей. Но зато обновленная циркуляционная система позволит станции в летний период вырабатывать электрическую энергию в большем объеме и более экономично. В этом году мы модернизируем еще один электрофильтр на ТЭЦ-5, а это почти 140 млн рублей. Причем мы уже видим, что электрофильтр будет введен в строй на месяц раньше, чем первоначально планировалось – к середине ноября. На Кировской котельной завершим в этом году строительство очистных сооружений, которое ведем уже третий год. В тепловых сетях будет выполнена реконструкция ПНС № 10, которая обеспечивает тепловой энергией центральную часть Омска. и реконструирована схема горячего водоснабжения, что позволит нам значительно сэкономить электроэнергию. Из проектных работ – II очередь теплотрассы «Прибрежная» на Левобережье, которую мы начнем строить в будущем году. Ну и, конечно, завершим к декабрю проектные работы по строительству ПГУ-90 на ТЭЦ-3. В этом году мы обязательно должны подготовить всю проектную документацию, чтобы уже определиться с оборудованием, пройти все корпоративные процедуры, провести тендер среди производителей, разместить заявку на изготовление оборудования. Газовые машины имеют долгие сроки изготовления, и это нужно учитывать. Хоть Siemens, хоть General Electric — минимум полтора года.
— Для ПГУ-90 на ТЭЦ-3 рассматриваются только два варианта Siemens или «General Electric»?
— Нет, не только. Производителей турбин много. Есть в том числе и российские. И у каждого есть как плюсы, так и минусы.
— Часто приходится слышать критику в ваш адрес, что медленный прирост энергетических мощностей, мол, сдерживает планы по развитию экономики региона...
— Прирост энергетических мощностей далеко не напрямую оказывает влияние на количество электроэнергии в регионе. Почему-то все видят только мощности, которые можно построить. А о тех мощностях, которые работают сегодня, почти не вспоминают. Между тем у нас в настоящее время резерв по электроэнергии в летний сезон – порядка 30% от располагаемой мощности. А от установленной мощности резерв еще значительней. Проблема на самом деле в том, что ТЭЦ – это не электростанция. ТЭЦ работает эффективно в качестве производителя электроэнергии только в теплофикационном режиме. То есть когда производит одновременно тепловую и электрическую энергию. А летом потребности в тепловой энергии почти нулевые, поэтому и экономики нет. Не зря же, если вы обращали внимание, все электростанции строились всегда в тех местах, где есть топливо, а теплоэлектроцентрали, ТЭЦ, – где есть потребители тепла.
— То есть новые ТЭЦ строить нельзя?
— Можно. Можно построить и еще две ПГУ, и ввести ТЭЦ-6. И остановить в итоге ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. А зачем? Есть ли смысл вкладывать огромные деньги, чтобы остановить то, что работает? Что на самом деле нужно Омску сегодня, так это еще одна подстанция 500 кВ, чтобы развязать старый энергетический узел. Если будет введена подстанция «Восход», то недостающую электроэнергию Омск легко сможет получать из других регионов, где эта электроэнергия дешевле, чем та, которую мы вырабатываем в своем регионе. И я, как энергетик, считаю, что в этом вопросе необходимо принимать взвешенные и разумные решения. Возьмем, например, проект завода по производству поликремния, который реализует группа компаний «Титан». Этому заводу тепловая энергия не требуется. Нужна только электрическая. Недавно с похожим проектом по строительству завода поликремния поступила заявка и от НПО «Мостовик». От «Титана» была заявка на 90 МВт, и от «Мостовика» – на 90 МВт. Вопрос: они два одинаковых завода поликремния рядом будут строить? В общем, если будут расти потребности в тепловой энергии, тогда действительно потребуется строительство новой ТЭЦ. Пока же все говорят только о росте потребления электрической энергии.
— То есть в регионе нужно развивать сети, а не генерацию?
— Нужно развивать и то, и другое. Нельзя бросаться из одной крайности в другую. Нужно найти, как принято говорить, золотую середину.
— Перспективы ТЭЦ-5 и ТЭЦ-3 сегодня уже более понятны. А что ожидает в перспективе ТЭЦ-4?
— Главная проблема ТЭЦ-4 – это золоотвал, где остался в резерве только один ярус. При сегодняшней загрузке станции – это на 8-10 лет работы. Была надежда на проект по переводу этой станции на сжигание менее зольных кузнецких углей, чтобы уменьшить выход золы, но он получается слишком затратным и не окупится, к сожалению. Была надежда на кирпичные заводы, которые должны были забирать половину ежегодного объема золы, и тогда у нас остался бы резерв времени, как минимум, в 20 лет. Но кирпичные заводы сегодня стоят. Нет спроса на продукцию отрасли строительных материалов, и наша зола, получается, опять не востребована. Так что на сегодняшний день, на мой взгляд, для ТЭЦ-4 остается только один вариант – строительство совместно с ОНПЗ такого же блока ПГУ, как на ТЭЦ-3. Топливо для ПГУ-90 на ТЭЦ-4 мог бы поставлять ОНПЗ, а сам блок был бы в совместной собственности ТГК-11 и компании «Газпром-нефть». Мы сегодня обсуждаем эту тему с руководством ОНПЗ, и если удастся реализовать такой совместный проект, то и станция получит новую жизнь, и всему региону будет хорошо.
— В объемах выработки электрической и тепловой энергии в этом году заметен рост?
— По электроэнергии рост идет значительный. В январе – 107,6% к январю 2009 года. В апреле – 114%. В мае – 127%. По тепловой энергии мы тоже приросли. В январе – 118%. В феврале – 107%. В марте – 103%. Мы чувствуем, как востребованность нашей продукции растет.
— А с какими финансовыми итогами завершило отопительный сезон структурное подразделение «Теплоэнергосбыт»?
— На 1 июня дебиторская задолженность составляла 1,82 млрд рублей. Это значительная сумма, но она все же меньше, чем в прошлом году. Причем из этих долгов опасение вызывает только задолженность строительных предприятий. Мы не могли, естественно, сдерживать подключение тепла к проблемным домам, поскольку тоже понимаем проблемы дольщиков, но в результате сами нарастили проблемные долги.
— И кто из застройщиков не платит, если не секрет?
— В должниках у нас сегодня «Полет и К», «Партнер-Сервис Плюс», «Омскстрой-2001». В целом примерно 15 строительных компаний.
— Из числа промышленных потребителей крупных должников уже не осталось?
— По сути, только «Омский каучук». Но с этой компанией мы научились работать через суд. Судебные издержки и пеня остаются на нас, но основной долг «Омский каучук» уже выплачивает. В общем, можно сказать, что подход мы нашли. А скоро решим этот вопрос кардинально. Потребителю, из-за которого мы никак не могли отключить «Омский каучук», будем строить отдельный трубопровод. Если к декабрю этот объект сдадим в эксплуатацию, то «Омский каучук» отключим вообще. У этого завода есть своя котельная, пусть работает самостоятельно.
— Не могу не затронуть тему энергосбережения. Насколько я помню, за установку тепловых поставщиков теперь отвечают поставщики энергоресурсов. И как будет реализовываться эта норма закона?
— Установка теплосчетчиков потребителям — вопрос на сегодняшний день узкий. Да, законодательством об энергоэффективности и энергосбережении предусмотрено, что установку приборов учета в многоквартирных домах обеспечивает энергоснабжающая организация, а потребители рассчитываются потом с энергоснабжающей организацией в рассрочку, но еще пока нет ясности, где на такое хорошее дело взять деньги. Генерация — это регулируемый бизнес. Все наши расходы регулирует РЭК. Если мы будем использовать кредитные ресурсы, а потом устанавливать приборы учета потребителям в рассрочку, то мы обязаны будем производить расчеты по ставке Центрального банка России. А кто оплатит разницу между кредитной ставкой Центрального банка и кредитной ставкой того банка, который будет финансировать эту программу по стимулированию потребителей энергоресурсов? Мы задавали этот вопрос муниципалитету города Омска, но пока конкретного ответа не получили. Между тем, в Казани, например, эту разницу на себя взял именно муниципальный бюджет. Но все же самая большая проблема в том, что к закону об энергосбережении не вышли все восемь подзаконных актов. Вышли только четыре. И эта законодательная неопределенность пока сдерживает нашу работу.