— Мне стало известно об очередном намерении снять с охраны с целью сноса дом-памятник по улице Фрунзе, 4, по поводу чего у главного архитектора города Анатолия ТИЛЯ на 27 августа было назначено совещание, на которое представителей Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры не пригласили. Я решил, что это неправильно, и пришел на него. К своему удивлению, в кабинет я зашел беспрепятственно и сообщил о своем желании принять участие в совещании. Но в ответ я услышал от главного архитектора: кто его сюда пустил, выведите его отсюда, позовите охрану. Мне стало жаль, что я подвел ни в чем не виноватых работников департамента архитектуры, и я вышел добровольно.
Но я приходил на совещание совсем не для скандала. Я согласен, что проблема с домом на Фрунзе, 4 есть. Поскольку поучаствовать в работе совещания не удалось, я могу только гадать, насколько его судьба фатальна. Говорят о строительстве метро, но на этом участке тоннель уже проложен с другой стороны моста. Да и сколько раз у нас меняли направление трассы метро? Боюсь ошибиться, но, по-моему, четыре раза. И каждый раз под очередную трассу первым делом планировали повальный снос, и каждый раз говорили, что защитники памятников – враги прогресса. Метро как не было, так и нет, но со сносом так и не успокоились, как будто это главная проблема в строительстве метро.
Вторая версия – снос памятника нужен для строительства транспортной развязки у метромоста. Но она имеет смысл только после постройки магистрали по набережной, однако пока это только проект, и его судьба вилами на воде писана. Но сносить руки чешутся уже сейчас, как будто этот дом – камень преткновения.
То, что дом оказался вплотную к мосту, уже нехорошо, независимо от метро и развязки. Для нормального восприятия памятника его целесообразно передвинуть, но именно передвинуть целиком без разборки, а не перенести, как это понимают сегодня в городской архитектуре – со сносом и строительством нового, отдаленно похожего здания совсем в другом месте. Вариант новостроя в данном случае недопустим, поскольку дом является образцом краснокирпичного стиля, и в связи с изменением технологии кирпичного строительства достоверно воспроизвести его не удастся.
В мировой и отечественной практике есть большой опыт передвижки домов, причем гораздо бОльших. Технически это реально. Место для передвижки от улицы Фрунзе есть. В Омске это был бы первый случай, но все когда-то начинали. Если подойти к делу разумно, не с целью отмывания денег, то это не так уж затратно, во всяком случае не дороже нового строительства. Тем более что помимо прочего дом имеет уникальные для Омска интерьеры.
Но на совещании, видимо, обсуждали другие задачи – как решить вопрос с законом об охране памятников и избавиться от неудобного здания. Если я не прав, в следующий раз приглашайте все заинтересованные стороны на подобные совещания
Игорь КОНОВАЛОВ