В минувший четверг, 9 августа, комиссия УФАС России по Омской области приступила к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении одиннадцати омских предприятий и индивидуальных предпринимателей, реализующих оптом и в розницу гречневую крупу. Антимонопольный орган заподозрил, что скачок цен на гречку, который произошел в Омске в июле — августе, мог быть вызван согласованными действиями оптовиков. На первом заседании комиссия успела только выслушать мнение предпринимателей и запросить у них дополнительную информацию. Рассмотрение дела продолжится на текущей неделе.
Лидеры роста
Напомним, что первоначально дело по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов), было возбуждено Омским УФАС в отношении четырех поставщиков гречневой крупы: ООО «ТД «Шкуренко», ООО «ТД «Мельница», а также ИП ФРИКА и ИП ОДИНЦОВА. Чуть позже руководитель Омского УФАС Сергей СУМЕНКОВ возбудил второе дело по тем же основаниям в отношении еще семи предприятий оптово-розничной торговли, занимающихся в Омске реализацией круп: ОАО «Омское», ООО «ТД «Сибсоль», ООО «ТД «Инкос», ИП НОВГОРОДЦЕВ, ИП КОЛЕСНИКОВ, ИП МАЛИНОВСКАЯ, ИП ДРОЗДОВ, и принял решение об объединении двух дел в одно, так что обсуждение гречневой темы на заседании комиссии, которое вел сам Сергей СУМЕНКОВ, вышло весьма бурным.
Первым делом Сергей СУМЕНКОВ озвучил предпринимателям информацию о динамике розничных цен на гречневую крупу с января по август 2010 год в Омске и в соседних крупных городах. В январе 2010 года, по данным Минэкономразвития, гречка в Омске стоила чуть дороже 18 рублей за килограмм, и это была одна из самых низких цен в Сибири. Но к началу июля цена гречки в Омске была на уровне 27,7 рубля, за месяц поднялась до 30,6 рубля, сделала скачок в начале августа – до 48 рублей, а к концу августа поднялась до 51 рубля. Причем в это же самое время в Новосибирске и Тюмени гречневая крупа продавалась по 45 рублей. И вопрос, по словам руководителя антимонопольного органа, даже не в повышении цен на гречку, а в том, почему именно наш регион стал лидером роста.
— Повысились цены у поставщиков, у которых мы берем гречневую крупу, из-за этого розничная цена вверх и пошла. До 1 июля мы закупали крупу по 24,5 рубля за килограмм, а в июле закупочная цена стала 32 рубля, — с ходу попытался разъяснить ситуацию гендиректор ОАО «Омская макаронная фабрика» Райнгольд ФРИК.
По словам Райнгольда ФРИКА, объемы продаж гречки у предприятия были незначительные и говорить о каком-то влиянии этих продаж на рынок было бы странно. В целом за 8 месяцев ИП ФРИК реализовал 40 тонн гречневой крупы, и половина проданной гречки вывозилась за пределы области иногородними покупателями. С учетом средней торговой наценки, которую предприниматель держит на уровне 33%, а также многочисленных затрат на фасовку и логистику, средняя прибыль не превысила 7%.
— По нашим документам прекрасно видно, что в июле и августе в магазины мы завозили по 100-150 килограмм гречневой крупы, — рассказал Райнгольд ФРИК. — Причем это была продукция, упакованная в дорогую коробку, стоимость которой доходит до 30% от стоимости крупы. Мы такими продажами просто поддерживаем имидж Омской макаронной фабрики, поскольку на упаковке написано: горшочек каши торговой марки «Добродея».
— А почему бы не спросить о ситуации на рынке у людей, у которых закупают крупу гречневую все здесь присутствующие? — не выдержал Михаил ОДИНЦОВ. – Есть люди, которые поставляют гречку в наш регион, они владеют ситуацией на рынке и непосредственно работают с регионами, где гречневая крупа производится. Мы продаем четыре тонны гречки в месяц, а они продают вагонами в день, и здесь их почему-то нет.
— Вы нам подскажете их координаты? — сразу оживился Сергей СУМЕНКОВ.
— А вы посмотрите в наших накладных, — посоветовал г-н ОДИНЦОВ. – Там вся информация имеется. У всех здесь присутствующих почти одинаковые поставщики. Их всего несколько на весь регион.
Гречки нет и неизвестно
Разницу с ценой гречки в Омске и Новосибирске омские оптовики объяснили особенностями менталитета омского потребителя и «оборотистостью» своих коллег из соседнего региона, которые успели поднять цены загодя. И поэтому, мол, в Новосибирске гречка есть, хотя и дорогая, а в Омске нет. И сегодняшняя проблема, как заверяли в один голос все омские оптовики, даже не в ценах, а в отсутствии крупы на рынке. Алтайские производители, у которых гречку еще можно приобрести, отгружают крупу только по долгосрочным контрактам, по большим ценам и с оговорками. Отпускная цена уже поднялась до 42-47 рублей за килограмм гречневой крупы, и омские оптовики, которые еще недавно торговали по этой же цене в розницу, сегодня опасаются работать с гречневой крупой. Они уверены, что закупочная цена скоро пойдет вниз и дорогую крупу потом некуда будет деть.
— Ситуация длительного снижения закупочных цен у нас тоже бывает, — рассказал Михаил ОДИНЦОВ. – Купишь партию дорого, а после этого поставщик начинает цену понижать. Причем снижать непрерывно. В течение трех-четырех месяцев. И мы понижаем цену, естественно, поскольку работаем на рынке с высоким уровнем конкуренции. И продаем, зачастую, дешевле, чем купили. А если цена поднимается, то и мы ее поднимаем. Если нет прибыли, то ради чего тогда вообще работать.
— Я недавно рискнул закупить на Алтае гречку, — поделился опытом г-н МАЛИНОВСКИЙ. – Так вот, чтобы получить 5 тонн гречки по цене в 40 рублей за килограмм, мне пришлось взять в нагрузку десять тонн фасоли. Что делать с этой фасолью – даже не представляю.
Сторону предпринимателей заняла и президент Омской ТПП Татьяна ХОРОШАВИНА, которая тоже присутствовала на заседании комиссии Омского УФАС. По мнению Татьяны ХОРОШАВИНОЙ, ситуация с гречкой является неким маркером, который показывает реальное отношение государства к малому и среднему бизнесу. С одной стороны, государство пытается оказывать поддержку предпринимательству, а с другой — пытается вмешиваться нерыночными методами в рыночные механизмы. Если государство действительно заботится о том, чтобы в магазинах были недорогие крупы, растительное масло, сахар и так далее, то, по мнению Татьяны ХОРОШАВИНОЙ, должно задуматься о создании резервных фондов с этими продуктами, которые сглаживали бы ценовые взлеты и падения. Единственное, мол, в чем можно упрекнуть сегодня омских предпринимателей, это в количестве посредников.
— Но если мы хотим, чтобы в Омске сформировалось крупное оптовое звено, тогда государству нужно субсидировать ставки по кредитам, чтобы оптовики могли создать значительный запас гречневой крупы, сахара и других важных продуктов в сезон, когда цены на них минимальные, — подчеркнула Татьяна ХОРОШАВИНА.
В поисках согласованных действий
— Почему нас загоняют в угол, а потом говорят, что в стране свободный рынок? – недоумевал Райнгольд ФРИК. – А если у нас свободный рынок, то что мы нарушили? Мы же работаем не только на благо себя. Когда мы отработали шесть месяцев на запасах прошлогодней дешевой крупы, держали минимальные цены, платили заработную плату и все налоги, то мы были хорошие. А когда за два месяца поднялась цена на рынке – не из-за нас, а по объективным причинам, нас тут же стали обвинять в каком-то сговоре и в недобросовестной работе. Какой сговор? Если мы торгуем с предпринимателем МАЛИНОВСКИМ на одних и тех же площадях, то и цены у нас будут, естественно, одинаковыми.
Эти два летних месяца, по мнению Райнгольда ФРИКА, вообще нельзя выдергивать из контекста и из годового оборота, поскольку за это время оптовики на других продуктах потеряли больше, чем выручили от продажи гречки. А возмущенные обвинениями в сговоре другие омские оптовики вспомнили даже про банкротство торговой сети «Пятерочка», из-за которого, по словам Михаила ОДИНЦОВА, многие из присутствующих потеряли суммы, сравнимые с годовой прибылью. Тогда, мол, власти не считали убытки предпринимателей, а сегодня стали вдруг считать, кто сколько заработал на гречке за два месяца. Преувеличена, как считают омские оптовики, и сама социальная значимость гречневой крупы. По словам Виктора ШКУРЕНКО, продажи гречки в общем торговом обороте магазинов не превышают 0,3%.
— Если бы я знал, что будет такой ажиотажный спрос, то я бы лично дал распоряжение торговать гречкой с минимальной наценкой, – пояснил Виктор ШКУРЕНКО. — Хотя на самом деле даже «Кока-Колы» в Омской области продается больше, чем гречки. Не говоря уже об алкоголе. Доля продажи алкоголя составляет 15%, и это действительно значимый и незаменимый товар в продуктовой корзине омичей, если судить только по объемам продаж. А гречку в рационе питания вполне можно заменить и другой крупой.
— Да, диалог у нас сегодня был безусловно оживленный, — резюмировал дискуссию Сергей СУМЕНКОВ. — Но вопрос не в том, кто и насколько сильно любит гречку. Эта крупа входит в стандартный набор привычных населению продуктов питания, у нее есть своя товарная ниша, и использование ажиотажного спроса для усреднения своих прибылей и убытков — это не только не совсем правильно, но и идет вразрез с действующим антимонопольным законодательством.
А перед тем как объявить перерыв в заседании комиссии Омского УФАС, Сергей СУМЕНКОВ еще раз напомнил, что пока никто не говорит о выявленных нарушениях норм закона «О защите конкуренции». Комиссии, по его словам, хотелось бы для начала провести водораздел между разумным рыночным поведением предпринимателей и осознанным или даже неосознанным желанием получить сверхприбыль в момент ажиотажного спроса.