На комитет горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства 3 октября прибыли частные автоперевозчики, представители областной ГИБДД и УФАС, чтобы обсудить проект документа, который определит будущее рынка коммерческих пассажирских перевозок на ближайшую пятилетку.
Нелегалов оставят?
Проект решения горсовета о порядке допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам коммерческой маршрутной сети Омска депутаты приняли к рассмотрению еще 29 сентября. Однако автоперевозчики, прокуратура и ГИБДД направили разработчикам столько предложений, что департаменту транспорта пришлось серьезно редактировать документ.
Новый порядок сохраняет систему допуска перевозчиков к работе на коммерческих маршрутах через открытый конкурс, по итогам которого с победителями заключат договоры на 5 лет. Последние такие конкурсы прошли в 2005-м и 2006 годах и вызвали волну протеста среди газелистов, часть которых попала в разряд нелегалов. По информации мэрии, в настоящее время в Омске работает 3 тысячи частных маршруток, из которых треть — без соглашений с департаментом транспорта.
По мнению директора департамента транспорта Владимира ГУБЕРА, новый конкурс должен решить проблему нелегалов. Исходя из критериев отбора, в коммерческой маршрутной сети города в ближайшие 5 лет будет задействовано 2,4 тысячи «газелей», то есть почти 80% рынка. Что делать с оставшимися 20%, Владимир ГУБЕР не пояснил. Сами перевозчики приводят другие цифры. По их данным, в Омске работает не менее 4,5 тысячи маршруток, то есть только половина из них, по планам мэрии, получит право продолжить работу.
«Газели» заменят на автобусы
Впрочем вопрос количества вакантных конкурсных мест на комитете никто не поднимал. Управление ГИБДД, УФАС и самих перевозчиков интересовали главным образом требования к участникам конкурса и критерии оценки их заявок. К обязательным требованиям департамент транспорта отнес наличие во владении и пользовании нужного количества транспортных средств определенной пассажировместимости. По плану администрации города, со временем «газели» должны уступить место малогабаритным автобусам, поэтому на каждый коммерческий маршрут будет определен транспорт расчетной вместимости. В том случае, если на момент проведения конкурса у перевозчика не будет автобусов нужных габаритов, он должен представить департаменту транспорта гарантийное письмо с обязательством через 1-2 года приобрести и вывести его на маршрут. Этот критерий станет одним из решающих при определении победителя конкурса, поскольку наличие у перевозчика требуемого подвижного состава даст ему 100 баллов из 200 максимально возможных. Гарантия приобрести автобусы через год будет стоить 50 баллов, через 2 года – 30.
Другое обязательное требование к перевозчикам, на котором настаивало областное Управление ГИБДД, — наличие у конкурсанта собственной производственно-технической базы: охраняемой стоянки, диспетчерского пункта, а также медицинского кабинета для проведения предрейсовых осмотров водителей.
— Сегодня весь контроль сводится к тому, что водитель приносит журнал диспетчерской службы, который заполняет у себя дома. Реально диспетчерские службы есть у 4-5 предпринимателей, — заметил заместитель начальник УГАДН по Омской области Александр СЕМЕНОВ.
Однако Владимир ГУБЕР возразил: требовать наличие собственной технической базы у перевозчика департамент не имеет права. В итоге данный критерий попал в разряд стимулирующих: за наличие собственной базы участник конкурса получит 10 баллов, за договор со спецорганизациями на оказание таких услуг — 5 баллов.
Маршрутки подключат к ГЛОНАСС
Спорным оказался вопрос, стоит ли поощрять опытных перевозчиков или дать равные шансы всем игрокам рынка. По первоначальной редакции документа за каждый год работы участник конкурса зарабатывал неплохие баллы. В пользу этого высказалось самое крупное объединение частных перевозчиков в городе — НП «Омское содружество автоперевозчиков» под председательством Владимира ГЕВОРГЯНА. Причина понятна – такая система оценок гарантировала победу крупным игрокам рынка. Однако прокурор города Алексей ПОЛУБОЯРОВ настоял на исключении данного пункта, поскольку он ограничивает возможность участия в конкурсе перевозчиков, не имеющих опыта, но соответствующих критериям отбора.
Владимир ГУБЕР отверг предложение председателя Межрегионального независимого профсоюза работников автомобильного транспорта Владимира ЗАНИНА о том, чтобы при оценке заявок учитывать индексацию тарифа: обещание перевозчика в течение определенного срока отказаться от повышения платы за проезд давало бы ему дополнительные баллы. «Комиссия будет оценивать реальные предложения, а не обещания участников», — констатировал Владимир ГУБЕР, вспомнив про обещания возить пассажиров за 1 рубль, которые давали перевозчики на предыдущем конкурсе.
Депутаты настояли на том, что перевозчики, выигравшие конкурс, должны будут заключить договоры страхования пассажиров на случай ДТП с обязательством выплаты компенсации пострадавшим.
Как выяснилось на комитете, департамент транспорта отказался от идеи обязать перевозчиков подключить весь подвижной состав к навигационной системе ГЛОНАСС. Владимир ГУБЕР сообщил депутатам о судебной практике по этому поводу: требование к перевозчикам оснастить весь пассажирский транспорт системами спутниковой навигации является незаконным. Однако мэрия нашла выход. Как и в случае с заменой «газелей» на автобусы, участники конкурса должны будут подписать гарантийное письмо с обязательством внедрить систему ГЛОНАСС через 1-2 года. Если этого не произойдет, департамент вправе расторгнуть договор с победителем.
«Цена вопроса – 2,5 тысячи рублей штрафа!»
Спор по поводу критериев отбора частных перевозчиков прервал депутат Юрий ФЕДОТОВ, который внес радикальное предложение – отменить конкурсную систему распределения коммерческих маршрутов.
— Цена вопроса, который мы сейчас обсуждаем, — 2,5 тысячи штрафа, — выступил Юрий ФЕДОТОВ. — Это не механизм, который обеспечит исполнение нашего решения и всех условий конкурса. Я предлагаю рассмотреть вариант замены разрешительного принципа, то есть конкурса, на заявительный. Всех, кто занимается сегодня перевозками, имеет лицензию и соответствует требованиям законодательства, мы учтем, зарегистрируем и выстроим с ними отношения. А если у нас будет много транспорта и нужно будет его ограничить, я предлагаю сделать это экономическими мерами: увеличить ЕНВД, и часть неконкурентоспособных перевозчиков разорится и уйдут с рынка.
— В нашем обществе 27 ведущих перевозчиков Омска, которые говорят: даже если мы проиграем, мы никуда не уйдем, — подтвердил представитель Омского содружества автоперевозчиков … КОТЕЛЕВСКИЙ.
Идею отмены конкурсов поддержал предприниматель Владимир АНОХИН, открывший первый коммерческий маршрут еще в 1987 году.
— В Омске сложилась плохая, может быть, в каких-то местах, но устоявшаяся система перевозки пассажиров в маршрутном такси, — выступил Владимир АНОХИН. — Эта система состоит из двух частей: меньшей, которая имеет договоры с департаментом транспорта, и большей, которую мы называем нелегалами. Она образовалась в результате того, что рынок пустоты не терпит, и людей надо возить. За 5 лет, которые прошли после предыдущего конкурса, убрать эту часть нелегальных перевозчиков не только не удалось — она разрослась до той величины, которая необходима городу.
Департамент транспорта, как и председатель комитета Александр ТАРАСОВ, предложение о введении заявительного принципа распределение коммерческих маршрутов отверг. Отредактированный проект решения горсовет должен принять в первом чтении на ближайшем пленарном заседании.