На последнем заседании координационного совета по стратегии развития города при мэре города Омска, состоявшемся 21 декабря, омский мэр Виктор ШРЕЙДЕР поставил перед руководителями городских департаментов строительства, архитектуры и имущественных отношений вопрос о необходимости увеличения доли муниципальной земли в городе. В настоящее время, по данным городского департамента имущественных отношений, более чем 70% земель в черте города управляется федеральными и областными чиновниками, а в муниципальной собственности находится только 13% городской территории, чего явно недостаточно для развития города.
По словам первого заместителя директора городского департамента имущественных отношений Вадима МЕРЕНКОВА, основные работы по разграничению земель в городе Омске уже завершены, тем не менее порядка 50% городских земель все еще остаются неразраниченными, и этими территориями распоряжается фактически не муниципалитет, а Главное управление по земельным ресурсам Омской области (ГУЗРОО). Еще 21% городских земель находится до сих пор в федеральной собственности, а 14% — это собственность граждан и юридических лиц. Муниципальная земля занимает только 13% территории города, а этого количества земли, по мнению городских чиновников, явно маловато.
— Только восьмой частью городских земель муниципальное образование город Омск правомочно управлять, — подчеркнул Вадим МЕРЕНКОВ. – И это обстоятельство является сильным сдерживающим фактором для развития городской инфраструктуры. То есть ставит реализацию городских проектов в зависимость от решений, принимаемых правительством Омской области.
В настоящее время, как считают городские чиновники, Омск находится в активной стадии своего развития, на ближайшие годы запланировано финансирование крупных инфраструктурных проектов, в том числе приуроченных к празднованию 300-летия. Впереди и реконструкция дорог, и расселение граждан из аварийного жилья, и строительство объектов энергетики, социальных объектов, спортивных сооружений. А мэрия, по словам Вадима МЕРЕНКОВА, уже сегодня сталкивается с проблемой дефицита подходящих земельных участков. Все подходящие для строительства земли не являются городской собственностью. И перспектива, по его словам, только в резервировании земель под муниципальные нужды.
Сегодня законодательство позволяет муниципалитетам резервировать любые земельные участки с целью последующего выкупа, если на этих участках должны строиться инфраструктурные объекты (теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, автомобильные дороги). К сегодняшнему дню мэрия зарезервировала уже 51 земельный участок под перспективное строительство объектов муниципального значения, а в целом по мнению департамента архитектуры есть необходимость в резервировании более чем 80 земельных участков, так что работа по резервированию земель будет продолжена в 2011-м и 2012 годах. Как уверяет Вадим МЕРЕНКОВ, эта практика себя уже оправдывает, поскольку на зарезервированных землях собственники уже не могут вести хозяйственную деятельность, да и стоимость земельного участка тоже не растет, что положительно скажется в будущем, когда эти земли городу придется у собственников выкупать.
Правда, в самой процедуре изъятия земель под муниципальные нужды все еще обнаруживаются большие прорехи. В частности, мэрия так и не определилась, на какую статью расходов следует относить затраты на выкуп земель под общественные нужды. Законодательство требует, чтобы эти затраты включались в проектную документацию на объект, который будет построен на изымаемой земле, и входили, соответственно, в смету затрат по подготовке земельного участка. А омские проектировщики упорно не хотят включать сведения о стоимости изымаемой земли в проекты.
— Фактически, не было ни одного случая, чтобы к нам в департамент поступила заявка на изъятие земельного участка, обоснованная проектной документацией, — признался Вадим МЕРЕНКОВ. – А бывают случаи, когда мы получаем заявку, начинаем проводить процедуру изъятия земельного участка, а потом выясняется, что в этом не было необходимости. В частности, такая ситуация была на улице Торговой, когда мы провели уже практически всю процедуру по изъятию помещения по адресу: Граничная, 37, а в итоге выяснилось, что по проекту не предполагается снос этого объекта.
Правда, как уверяет Вадим МЕРЕНКОВ, есть вполне реальный способ пополнить муниципальную казну, оформив в собственность участки под домами, признанными аварийными и подлежащими сносу. Такие участки выкупать нет необходимости, они автоматически переходят в муниципальную казну. А поскольку аварийных домов в Омске на сегодняшний день порядка 500 и площадь они занимают порядка 60 га, то и этот резерв по мнению департамента имущественных отношений требует внимания (уже полностью оформлены в муниципальную собственность 55 участков, и еще 155 находятся в процедуре регистрации). Но омский мэр попытался направить внимание своих подчиненных на более масштабные проблемы, такие, как неразграниченные и федеральные земли.
— Что нам нужно сделать, чтобы вопрос по неразграниченным землям все же имел свое продолжение? – сразу поставил главный вопрос Виктор ШРЕЙДЕР.
— Основная часть работ по разграничению завершена, — пояснил Вадим МЕРЕНКОВ. — Осталось разобраться с территориями, где располагаются разворотные площадки транспорта, кладбища, полигоны ТБО и так далее. Но это небольшой процент. А в дальнейшем процесс разграничения можно будет вести, если появятся дополнительные муниципальные функции, под которые необходимо предоставление неразграниченных земель.
— У нас много совершенно неиспользуемых и неэффективно используемых федеральных земель, как, например, земли совхоза «Армейский», — продолжил допытываться Виктор ШРЕЙДЕР. — Что нам нужно сделать в этой части? Каков алгоритм наших действий? Земли того же совхоза «Армейский» наши жители с удовольствием использовали бы под индивидуальную застройку. Но возможности у них такой нет. Как эту задачу будем решать? Как нам быть с территорией в Амурском поселке, которую в народе называют пороховыми складами? Уже есть и указание Президента о выносе за территорию городов и населенных пунктов подобных военных объектов. Мы-то этим вопросом как занимаемся?
Но и по поводу федеральных земель мэр не смог получить конкретного ответа. ВАДИМ МЕРЕНКОВ смущенно пояснил, что некая работа идет. Единственная, мол, юридически обоснованная процедура вовлечения федеральных земель в оборот – это строительство жилья, а для этого нужно сначала составить списки земельных участков, предполагаемых к освоению, а этим делом занимаются сегодня совместно городской департамент архитектуры и министерство строительства и ЖКК Омской области. Положительные примеры такого взаимодействия города и области в виде готовых площадок под строительство жилья на федеральной земле Вадим МЕРЕНКОВ привести не смог.
— Хотел бы добавить, — вмешался в обсуждение строительно-земельной темы директор городского департамента финансов и контроля Богдан МАСАН. – С 2012 года земли спецназначения и земли минобороны попадают под налогообложение в соответствии с Налоговым кодексом. В принципе, когда налогооблагаемая база будет сформирована, то и Минобороны РФ, я думаю, не захочет платить налоги за неиспользуемые территории.
— Хорошо, — вынужден был согласиться с подчиненными Виктор ШРЕЙДЕР. – Но и нам нужно готовиться к этому процессу заранее. И более активно заниматься неразграниченными землями, которых в Омске слишком большое количество, на мой взгляд. И нужно обязательно подготовить план мероприятий, чтобы этим процессом управлять.