На прошлой неделе, 21 января, состоялась первая пресс-конференция начальника УВД по Омской области, генерал-лейтенанта милиции Юрия ТОМЧАКА, который приступил к своим обязанностям 13 декабря, а до назначения в Омскую область несколько лет возглавлял Министерство внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики. «КВ» предлагают своим читателям наиболее интересные фрагменты из этой пресс-конференции.
О себе
По характеру я человек принципиальный, но не конфликтный. Несмотря на свой еще достаточно молодой возраст, я начал служить еще при ЩЕЛОКОВЕ. И многое видел. Начинал рядовым, прошел долгий путь от советской милиции до сегодняшнего дня. Бог дал дожить и до принятия Закона «О полиции». Меня много критиковали, но от этого я не перестал любить свою профессию. Был милиционером, стану полицейским – для меня это не очень принципиально. Хотя перспектива стать генерал-лейтенантом полиции у меня как у человека и профессионала не может не вызывать некоторых волнений. Буду готовиться к аттестации. Говорят, эта процедура будет не простой формальностью. В аттестации намерены принять участие и члены Общественной палаты РФ.
О задержке переезда в Омск
Указ президента вышел 15 ноября, а после этого мне еще почти месяц пришлось руководить спецоперацией в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии. Там я был далеко в горах, но с техникой, кстати, у нас было все в порядке. Я читал в Интернете, как меня здесь ждали. Мне и из Омска звонили, ставили в известность, что упал вертолет и горит дом-интернат. Я даже шутил, что на Кавказе подрабатываю начальником УВД по Омской области, пребывающим в командировке. Но эта задержка зависела не от меня, она была вызвана оперативной обстановкой. Когда прибыл новый руководитель Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики и вошел в курс дел, мне поступила команда прибыть в Омск. Я снял камуфляж, положил его в сумку, 12 декабря прибыл в Омск, погладил свой генеральский китель и 13 декабря был представлен личному составу. Со своим предшественником, Виктором Яковлевичем, лично не знаком. В Москву не заезжал. Прилетел в Омск прямо из Нальчика. Не исключаю, конечно, что мы видели друг друга издалека на коллегиях МВД. Единственное, я ни разу до этого не был в Сибири, и мне было просто по-человечески интересно, хотелось узнать, что это за места такие и какие люди здесь живут. Большой или маленький срок прошел с моего приезда – я не знаю, но скажу, что все эти дни я старался использовать максимально эффективно. Наверное, еще не во все проблемы вник, но уже понял во всяком случае, ту тональность, которая есть в отношениях с личным составом и с представителями власти.
О сокращениях в милиции
К сожалению, до лета прошлого года уволить бездельника из органов было очень сложно. Поверьте, я служу более 30 лет, достаточно долго занимаюсь управленческой деятельностью и очень хорошо знаю все сложности. Поэтому мы и имеем сегодня то, что имеем. И задача, которую поставил президент, она понятна: не просто изменить вывеску, а изменить содержание работы правоохранительного органа. Решать вопросы реформирования нам во многом придется за счет внутренних резервов, но речь идет о сокращении не бездумном. Сокращать численность нужно там, где она не нужна. Будем просеивать всех через сито и оставлять тех, кто нужен. Конечно, сложно, сокращая сразу 22% от штатной численности, определить, кто сегодня нужен больше. Не исключаю, что из-за жестких сроков могут быть какие-то ошибки. Но упор сделаем в первую очередь на сокращение управленческого аппарата. И на укрепление тех служб, которые работают непосредственно с населением. Ни одной штатной единицы участковых мы не сократим. И при реформировании будем опираться на статистику, которая сегодня есть, на научнообоснованные данные о нагрузках. Сколько, например, один оперативник уголовного розыска может эффективно раскрывать преступлений в течение года. Потенциал подразделений пострадать не должен.
О заместителях
Структура УВД станет известна только после утверждения Закона «О полиции». Сколько будет заместителей у руководителя органа внутренних дел – даже я пока не знаю. Есть разные варианты. Но я помню еще те времена, когда заместителей у начальника было всего два или три, и ничего, как-то справлялась милиция со своими полномочиями. Все работали насыщенно, не считаясь со своим личным временем. Хотелось бы, конечно, чтобы такое отношение к работе опять вернулось в органы. Чтобы в полиции работали не по заказу, а самоотверженно. Но при этом чтобы следующий закон, о социальных гарантиях сотрудников полиции, адекватно поощрял всех, кто действительно работает. Позиция Петра Первого, который считал, что «сия собака сама себя прокормит», мне не близка. Что касается кадровых изменений, то я пять лет был министром внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики и никого из своих туда не привел. И МВД республики при этом эффективно решало свои задачи. Менять кого-то или не менять – станет понятно по результатам работы и аттестации. Проведем исследования на полиграфе, психофизические исследования, а потом уже будем давать оценки кто годен для службы в полиции, а кто нет.
О громких уголовных делах
Конечно, я обратил внимание на то, что в Омской области нарушался закон. СМИ писали, на публикации никак не реагировали, и уже даже в этом было нарушение. О симпатиях и антипатиях можно судить потом, а сначала необходимо провести проверку по фактам, изложенным в публикациях. Да, уголовные дела вроде бы были. И есть. В то же время вызывает вопрос качество их расследования. Я уже проводил прием граждан и в городе, и в сельской местности, и на этих приемах обратил внимание, что множество уголовных дел заволокичено. Есть дела, по которым решения принимались, а потом неоднократно отменялись прокуратурой. Люди бывали неоднократно на личном приеме у начальников территориальных подразделений и даже у начальника УВД, а проблема так и не снята. Поэтому мной поставлена задача по созданию при необходимости специализированных групп из числа наиболее опытных сотрудников следствия, криминальной милиции, службы экономической безопасности, чтобы разобраться со всеми делами, которые обросли бородой и создают социальную напряженность. В эту же категорию дел я отношу и обманутых дольщиков, и озвученные в СМИ факты нарушений при реализации рынков и земельных участков в городе Омске. Люди уже выходят на улицы. Уровень протестной активности в Омской области в 2010 году, в сравнении с 2009 годом, вырос практически в три раза. Увеличилось количество пикетов, митингов и так далее. И когда начинаешь делать срез, то ситуация вызывает опасение. В некоторых случаях, как мне кажется, люди уже доходят до отчаянья. И соблюдение закона существенно помогло бы снять социальную напряженность.
О критике милиции губернатором
Отношения с губернатором у нас складываются деловые. И взаимодействие полное. В рамках, естественно, полномочий, которые определены нам законодательством. Что касается ситуации в городе. Напомню старый армейский принцип: не можешь – научим, не хочешь – заставим. Кто будет демонстрировать бессилие, от того органы будут избавляться без сожалений. На коллегии, где мы подводили итоги 2010 года, я уже озвучил личному составу свою позицию и предложил либо работать, демонстрируя высокие профессиональные и гражданские качества, либо покинуть органы внутренних дел в ходе реформирования. Хотелось бы только предостеречь от преждевременных выводов. Закон «О полиции» скорей всего вступит в силу с 1 марта 2010 года, но после этого, как по мановению волшебной палочки, личный состав не станет идеальным. К сожалению, это невозможно. Никаким законом сущность людей кардинально не изменить. Облик полицейских будет меняться обязательно, но вместе с изменениями в социальной сфере и в экономике. Все прекрасно помнят, что экономика – базис, политика – надстройка. И когда все это будет совершенствоваться и развиваться, то будут развиваться и полиция с полицейскими.
Об общественных советах
На прежнем месте работы у нас тоже были, естественно, различные проблемы. В том числе с кадрами. И общественный совет при МВД республики, который мы создали даже раньше общественного совета при МВД РФ, работал, я считаю, эффективно. Но мы пошли еще дальше и создали общественные советы на уровне муниципальных образований. Такой опыт будет полезен и в Омской области. Я уже дал поручение на коллегии рассмотреть этот вопрос. А с февраля мы предложим членам общественного совета при УВД по Омской области не просто номинально участвовать в его работе, но и вести прием граждан. Может, граждане расскажут членам общественного совета больше и откровеннее.
О координации силовиков
Не всегда, я знаю, выстраиваются взаимоотношения между ведомствами, особенно в вопросах координации. Координационные совещания проходили, конечно, и раньше, координацией занимались прокуроры, и такая практика сохранится, никто ее не отменит. Другое дело, что сегодня указ президента позволяет и главам регионов реально влиять на ситуацию. И отвечать, конечно, за результат этого влияния. Но если мы все нацелены на наведение порядка, то результат, я считаю, будет.
О ситуационном центре
С уменьшением численности личного состава сразу встает вопрос об эффективности контроля за обстановкой. Как его улучшить? Можно увеличь количество мобильных групп, которые могут оперативно реагировать на криминальные проявления или сложную дорожную ситуацию, можно увеличить количество сигнальных кнопок, чтобы гражданин мог быстро связаться с Ситуационным центром и вызвать наряд милиции. Все вроде хорошо и интересно, а центр стоит пустой и не работает. Камер по линии ГИБДД всего лишь 38. И так далее. Даже телефон «02» обслуживается сегодня дежурной частью УВД по Омской области. То есть звонок от гражданина поступает в дежурную часть областного управления, а уже потом возвращается назад. И пока информация дойдет до исполнителя – конкретного наряда или оперативной группы – вероятность раскрытия преступления по горячим следам снижается на порядок. Мы будем, конечно, совершенствовать эти вопросы. И моя позиция здесь однозначная: Ситуационный центр в ближайшее время должен заработать. Срок – до конца первого квартала. Этого времени вполне достаточно, чтобы подобрать людей и решить все технические вопросы.
Об УВД по городу Омску
Городских отделов милиции стало больше, их приблизили к населению, но этим механизмом нужно управлять. И лучше непосредственно из города. А я по прибытии в Омск обнаружил, что городское управление размещается в маленькой гостинице в районе аэропорта, где только один телефон. Как в такой ситуации можно чем-то управлять? Поэтому и было принято решение о строительстве дополнительного комплекса зданий на улице Дмитриева, в непосредственной близости от Ситуационного центра. Кроме руководства городского управления, мы разместим там еще целый ряд служб. Постараемся построить там же и тир, чтобы наши сотрудники могли поддерживать себя в форме. Особенно это актуально для тех подразделений, которые каждый день выходят с оружием на службу.
Об органах следствия
Я сам по образованию следователь и отработал в органах следствия в системе МВД достаточно долго. Моя научная работа в Академии управления так и называлась: «Начальник органа внутренних дел и предварительное расследование». Тем не менее я не считаю принципиальным вопрос удерживания следователей в системе МВД. Роль процессуального следователя – она очень самостоятельна. У меня есть заместитель – начальник следственного управления, и я не вмешиваюсь в его дела. За соблюдением законности в этой сфере надзирает прокурор, а я вообще не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность. Могу только оказывать помощь следователям в реализации их полномочий. Так что рано или поздно следователи станут, конечно, самостоятельными. Главное, чтобы их достаточно подкрепили ресурсами.
О Госавтоинспекции
К тому времени, когда я стал работать начальником органа внутренних дел, я уже понимал, что лицо органа определяют в большей степени две службы – ГАИ и ОБЭП. Если там все в порядке, то и лицо хорошее. Можно сколько угодно раскрывать тяжких преступлений, но все успехи потонут в жалобах. У нас четыре вида государственных услуг и три из них выполняет ГИБДД. И мы будем делать все, чтобы устранить любые коррупционные факторы в работе сотрудников инспекции. Но при всем при этом я пока не вижу причин для особого беспокойства. В том числе я сужу и по публикациям в омских СМИ. Кстати, перед тем как пойти на пресс-конференцию, я подписал приказ о выделении ГИБДД значительных денежных средств для организации работы с населением через Интернет, чтобы у граждан была возможность решить как можно больше вопросов дистанционно. Как известно, чем меньше контактов, тем меньше и коррупционных моментов. И в этом направлении мы будем двигаться дальше. Не думаю, что кто-то обрадуется, когда ему придет домой протокол с фотографией, на которой видно, как он перекресток проехал с нарушением, но такой протокол придет и мне, если я сяду за руль и нарушу ПДД. С компьютером договориться невозможно. Есть проблема, все ее видят, с тонировкой машин. Приехал – машина начальника УВД затонирована. Теперь все в порядке, можете убедиться сами, машина стоит у здания УВД. А что мне прятать за тонировкой – свои погоны? Так они определены указом президента. И мне было легко подписать приказ о проведении в течение месяца операции по проверке тонировки.
О показателях работы милиции
Если брать уровень преступности, то в Омской области он на самом деле низкий. По итогам 2010 года, у нас самый низкий показатель среди всех регионов Сибири по количеству преступлений на 100 тысяч жителей. Он гораздо ниже и среднероссийского. Понятно, что цифры – вещь лукавая. В том числе и статистика, которая характеризует уровень преступности. Не так давно президент давал поручение пересмотреть критерии оценки, в том числе методику формирования показателей, но это тема отдельного большого разговора о том, как укрывают преступления, чтобы улучшить статистику.
О новой информационной политике
Если заметили, за первые 15 дней января 2010 года на сайте УВД по Омской области было только 9 публикаций, а в этом году – 115. Вся информация о происшествиях публиковалась на нашем сайте регулярно и оперативно, чтобы любой гражданин мог получить к ней доступ в режиме он-лайн. И я бы хотел, чтобы СМИ, когда публикуют открытую информацию, не ссылались на некие источники в правоохранительных органах, а откровенно указывали, что источник информации – сайт УВД по Омской области. А то я когда читаю порой про некие анонимные источники, у меня возникает острое желание узнать, что же за «крот» такой у нас завелся. Я вовсе не против сотрудничества и контактов, мы готовы давать в СМИ информацию в оперативном режиме. Кроме той, которая является закрытой в целях оперативно-розыскной деятельности. Есть и такое понятие как тайна следствия. Оно уважаемо и прописано в законодательстве. Но то, что дело возбуждено по какому-то факту, мы скрывать не станем. Когда дело будет расследовано – обязательно расскажем о результатах. О кадровых решениях тоже все будут знать. Что не запрещено законом к разглашению – пожалуйста. И я не вижу здесь проблемы. И нелицеприятные поступки сотрудников милиции, включая преступления, мы тоже скрывать не станем. Свежий пример: лейтенант милиции, участковый, возвращаясь утром из гостей, вступил в конфликт с двумя такими же нетрезвыми гражданами. Произошла потасовка, и одного из граждан нашли спустя час мертвым и с поломанными ребрами. Сотрудник был уволен, в отношении него было возбуждено уголовное дело, и я рекомендовал Следственному управлению Следственного комитета РФ по Омской области взять его под стражу. Об этом мы сразу дали информацию на сайте УВД. А по итогам года, чтобы увидеть тенденцию, мы будем давать полную статистику и по количеству нарушений, и по количеству возбужденных уголовных дел, и по количеству осужденных за различные преступления.