Проблемы тарифной политики в сфере ЖКХ обсуждались 22 марта на круглом столе в Омском городском центре поддержки предпринимательства. Речь зашла о сложностях расчета платы за содержание и ремонт жилья, а также о том, почему омские УК, несмотря на бедственное положение, пока не готовы переходить на индивидуальные, экономические обоснованные тарифы.
Хитрости «городского» тарифа
По словам генерального директора ООО «УК «ЦентрЖилСервис» Оксаны СЕВАСТЮК, управляющие компании сегодня оказались в бедственном положении по сравнению с остальными участниками рынка ЖКХ. В отличие от энергетиков или тепловиков УК работают не по экономически обоснованным тарифам, а по усредненной, так называемой общегородской плате за содержание и ремонт жилья, которая ежегодно утверждается администрацией города. Данная плата не покрывает потребности жилищников. Увеличение с 2011 года ставок по страховым взносам, по словам Оксаны СЕВАСТЮК, поставило многие мелкие УК на грань банкротства. «Денег у предприятий реально стало меньше. Многие УК лишились возможности повышать работникам заработную плату, хотя она и без того была в этой отрасли очень низкой», — отметила гендиректор ООО «УК «ЦентрЖилСервис».
Участники круглого стола согласились, что спасти положение могли бы экономически обоснованные тарифы, которые учитывали бы особенности и потребности каждого дома и обеспечивали УК необходимыми ресурсами для качественного обслуживания жилья. Однако, по словам заместителя директора департамента городской экономической политики Ольги ЛАРЕНКОВОЙ, по сложившей в Омске практике УК включают в договоры управления пункт о том, что если на общем собрании собственники не утвердили индивидуальный тариф на очередной год, то УК автоматически выставляет им платежи по «общегородскому» тарифу, который, впрочем, устанавливается только для нанимателей муниципального жилья и не является обязательным для всего населения города.
Как пояснила советник управления экономического анализа и тарифной политики депэкономики Галина КРАСЬКО, при расчете данного тарифа часть услуг оценивается по нормативам, часть – по данным самих УК. Для этого департамент запрашивает у жилищников сведения о фактически сложившейся договорной стоимости услуг подрядчиков: организаций, которые обслуживают лифты, ВДГО, вывозят мусор. Поскольку УК не обязаны раскрывать администрации свою экономику, Галина КРАСЬКО попросила руководителей активнее передавать в мэрию данные, чтобы тариф был приближен к реальности. Однако жилищники признались, что раскрывать свои договорные цены им не выгодно. Экономия, которую они получают, договорившись с подрядчиком о более низкой, чем заложена в тарифе, стоимости услуг, становится единственным источником, который позволяет УК держаться на плаву. Директор ООО «ЖКХ «Сервис» Жанна ЗАХАРОВА заметила, что компаниям удается экономить в основном на двух услугах – обслуживании лифтов и ВДГО. Эта экономия позволяет покрывать неплатежи населения и выполнять работы по текущему ремонту, цены на которые растут в течение года.
Жителей беспокоит зарплата директоров УК
Несмотря на бедственное положение, жилищники признались, что пока не готовы работать по экономически обоснованным тарифам. Во-первых, их расчет требует затрат – штат квалифицированных сотрудников, время. По словам Жанны ЗАХАРОВОЙ, в Омске есть специализированные организации, которые готовы выполнить данные расчеты, но их услуги обойдутся недешево.
Вторая проблема – менталитет собственников. Тариф, рассчитанный для каждого дома в отдельности, должен быть утвержден жителями на общем собрании. Однако многим не хватает специальных знаний, а зачастую и желания разбираться в структуре тарифа. С этой проблемой столкнулось ООО «ЖКХ «Сервис» в начале текущего года. Компания провела своеобразную акцию: на обратной стороне январской квитанции распечатала структуру платы за жилье: на что именно и в каком объеме УК направляет платежи населения. По словам Жанны ЗАХАРОВОЙ, акция вызвала бурную реакцию населения.
— Мы убедились, что собственники пока не могут самостоятельно разобраться и понять экономику тарифа. Чаще всего реакция у жителей была одна – давайте урежем компании ее управленческие расходы. Мол, ей хватит и 5% вместо 20%, — рассказала Жанна ЗАХАРОВА.
— Чаще всего задают один вопрос: какая зарплата у руководителя и главного бухгалтера компании, — заметила Оксана СЕВАСТЮК. – Хотя бывает и такое, что мы даем собственникам наши расчеты и данные о стоимости услуг, они уходят, неделю считают, а потом возвращаются и соглашаются с нашим тарифом. Но это единичные случаи.
Итог январской акции ООО «ЖКХ «Сервис» показателен: из 1137 домов, находящихся в обслуживании УК, структуру платы не согласовали 68. Жители этих домов направили в компанию протоколы разногласий. Остальные повозмущались, но разбираться не стали и согласились с тем, что есть. Либо просто проигнорировали информацию, поскольку согласованием платы в данном случаем считается отсутствие возражений со стороны собственников и факт оплаты квитанции по новому тарифу. По словам Жанны ЗАХАРОВОЙ, данная акции – это тренировка, которая позволит подготовить население к введению экономически обоснованных тарифов.
Третья причина, которая тормозит переход УК на индивидуальные тарифы, – конкуренция. «Не секрет, что есть организации, которые предлагают маленький тариф. Для населения это вроде бы хорошо, но набор услуг у них минимальный. Они не обеспечивают те необходимые позиции по обслуживанию жилья, которые предусмотрены законом», — заметила Оксана СЕВАСТЮК. Применение всеми игроками рынка единого общегородского тарифа позволяет избежать ситуаций, когда реальный, экономически обоснованный тариф, рассчитанный УК, окажется выше демпингового тарифа, который предложит компания-конкурент. «Конкуренция очень высокая. Поэтому мы планируем в ближайшем будущем ориентироваться на городской тариф», — заключила Оксана СЕВАСТЮК.