В Омске спустя годы переговоров запустили «ФрутСити».
В апреле в индустриальном парке «Агроцентр Макошь» официально открылся логистический центр «ФрутСити» – комплекс оптово-розничных складов для фруктов и овощей, в том числе для местных производителей. Партнеры из Узбекистана инвестируют в этот проект более 700 млн рублей. Подробности проекта директор ООО «УК «Индустриальный парк «Макошь» Вадим ЦЫГАНКОВ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
– Вадим Игоревич, год назад мы с вами обсуждали проект «ФрутСити», и наконец он запущен.
– Да, история по развитию сотрудничества с Узбекистаном затянулась лет на восемь, если не больше. Первые поездки в Ташкент совершались еще когда губернатором Омской области был Виктор НАЗАРОВ: я тоже ездил в составе делегаций. Могу однозначно сказать, что тогда представительство узбекской стороны оставляло желать лучшего – я имею в виду именно бизнес. Да, присутствовали представители правительства, но серьезные деловые переговоры не велись. Уже во времена губернаторства Александра БУРКОВА в состав нашей делегации вошли чиновники из Минэкономики, Минсельхоза. Нас уже встречали министры, показывали не только столицу, но и Джизак, Навои, Фергану, Самарканд. Это уже выигрышно смотрелось на фоне Таджикистана и Киргизии, с которыми так и не воплотились совместные омские бизнес-проекты – они ничего не могли нам предложить кроме дешевой рабочей силы. Сейчас узбеки в обмен на инвестиции предоставляют и налоговые льготы, и подключение к сетям, и транспортную доступность локаций, и очень активно работают над уходом от серых схем ведения бизнеса.
– То есть при предыдущем губернаторе Омской области узбеки просто не были готовы к сотрудничеству?
– Да, объективно срастить схему, в которой мы бы поставляли в Узбекистан зерно, а оттуда везли фрукты, не получалось: транзит через Казахстан отпадал – там зерно не пропускали, на железной дороге тройные тарифы… Множество административных барьеров сдерживало сотрудничество. Но теперь вопросы решены на межгосударственном уровне: между Россией и Узбекистаном заключено соглашение о создании распределительных центров. В 10 сельскохозяйственных регионах Узбекистана, в том числе в Фергане, появились центры, в которые местные фермеры сдают свою продукцию. Ее, в свою очередь, там готовят к транспортировке, упаковывают, маркируют, и она уже поступает в российские торговые сети напрямую. Это первое. Второе: продукция могла бы отправляться к нам на оптовые базы, но в России, кроме Москвы, соответствующая инфраструктура фактически отсутствует. Поэтому Узбекистан и выступил инвестором строительства оптово-распределительных центров в нашей стране. Их должно появиться 21, один уже открылся в Новосибирске и буквально на днях – в Омске. Отдаю должное, омский проект находился на контроле Агентства развития и инвестиций Омской области и лично у заместителя председателя правительства Андрея ШПИЛЕНКО: он подключался при решении некоторых вопросов.
– Почему узбеки выбрали для размещения ваш Агропарк «Макошь»?
– Первоначально рассматривалась локация рядом с Черлакской оптовкой. Но на тех 13 га областной земли сложный рельеф – овраг, заполненный водой. Понадобились бы огромные инвестиции, чтобы осушить и засыпать территорию – больше сотни миллионов рублей. У нас же все-таки организованная инфраструктура, логистический городок. Ключевым аргументом стало появление на нашей площадке в 2023 году распределительного центра Wildberries. А «ФрутСити», по сути, это фруктово-овощной Wildberries. В Узбекистане есть предприятия, специализирующиеся именно на доставке фруктов, овощей, их растаможке, то есть чисто логисты. Эти 8 компаний и построили у нас «ФрутСити»: каждый по зданию – накопителю, из которых продукция распределяется уже по розничной сети. Возможно, розница расположится и прямо там по аналогии с Черлакской оптовкой – организовать это мощности позволяют. У «ФрутСити» территория в 9 га, у Черлакской оптовки – 4 га. Почувствуйте разницу, что называется. Территория просторная, позволяющая комфортно передвигаться по ней как крупному грузовому, так и легкому коммерческому транспорту. То есть такого как на Черлакской оптовке, когда все машины зажаты впритирку и могут заехать-выехать только ночью – нет.
– Что вы сделали помимо того, что продали узбекским инвесторам землю?
– Подвели к участку сети и дороги. Кроме того, еще 4 га мы безвозмедно предоставили им под бесплатную гостевую парковку. Потенциальные клиенты, партнеры могут не беспокоиться о наличии машиноместа, спокойно приехать во «ФрутСити», осмотреть товар, заключить договор.
– Для вас это выгодно?!
– Мы считаем эту сделку справедливой, да. Инвесторы серьезно вкладываются в асфальтирование парковки и не собираются извлекать из нее коммерческую прибыль. Также мы заканчиваем строительство кросс-дока: зашили стены сэндвич-панелями, подготовили внутренние коммуникации. Ждем, когда подсохнет территория после паводка, чтобы замостить ее дорожными плитами. Возможно, сверху положим еще и асфальт. Кросс-док арендует фулфилмент-оператор, работающий с Wildberries. Получено разрешение на строительство второго корпуса, предусмотрены участки еще для трех. Поскольку у нас теперь появились опытные соседи, можем сделать для них кросс-доки шире – с 15 м до 24 м или переформатировать их в склады с отдельными входами. Во «ФрутСити» предусмотрен, например, на складах тамбур под машину – они считают, что так правильней в условиях сибирской зимы. То есть у нас есть еще территория для расширения распределительного центра.
– Что происходит с распределительным центром Wildberries?
– Житейские дела, о которых все наслышаны, затормозили воплощение проекта. Однако бизнес продемонстрировал свою устойчивость. Завершением строительства будет заниматься не «ВБ девелопмент» мужа Татьяны КИМ, а «ВБ инжиниринг», на 100% принадлежащее компании Wildberries. Часть подрядчиков сменилась, часть сохранилась. Строители вышли на площадку в декабре, продолжают отыгрываться тендеры на определенные виды работ. Но уже можно с уверенностью сказать, что проект состоялся: первая очередь в высокой степени готовности. Осталось забетонировать полы, кое-что дособирать по инженерке. До конца мая будут завершены работы по наружным сетям. Это позволит заасфальтировать стоянку для автомобилей, подвести к ней дороги.
– Дороги вы строите?
– Дорогу от федеральной трассы до их склада Wildberries делают сами – главный бульвар с двойным проездом: ГИБДД настояли на том, что необходимо разделить встречные потоки. Все-таки грузопоток будет большой, а у нас в Агропарке «Макошь» есть и другие резиденты. По планам первую очередь центра сдадут в эскплуатацию осенью. Запустить вторую проще, ведь дороги, сети, стоянка уже будут построены. Думаю, до Нового года все уже заработает. Несмотря на то, что омский логистический центр Wildberries – 116 тыс. кв.м, а у Новосибирска больше 150 кв.м с уверенностью скажу, что наша площадка гораздо симпатичнее. Я видел новосибирскую, возвращаясь из Шерегеша, и остался очень доволен омским проектом.
– В прошлый раз мы говорили, что Wildberries на своей базе планирует организовать технопарк.
– От этой идеи никто не отказывается, но они разумно отвечают, что сначала нужно запустить сам распределительный центр. Идея продажи фреша через Wildberries тоже в силе, поскольку это несложно. Программистам лишь необходимо заказать разработку нового раздела, а в пунктах выдачи заказов установить по холодильнику. Если это невозможно в силу ограниченности помещения, можно оборудовать уличный павильон Wildberries Fresh. И понадобится, конечно, рекламная поддержка. Однозначно это увеличит оборачиваемость фруктово-овощной продукции, поскольку через сеть будет реализовываться только заказанный товар, а не как в обычном киоске – пока все не разберут. Чем быстрее эта система заработает, тем более качественные плоды будут попадать на стол к конечному покупателю, а сокращение транспортного плеча, уменьшение количества посредников и накруток обеспечит более выгодную цену.
– А какие у вас есть еще крупные резиденты в Агропарке «Макошь»?
– У нас по-прежнему базируется сеть магазинов запасных частей для европейских грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов «Большие детали». Официально зашли к нам Panda Групп, дилеры первого в Китае автомобилестроительного завода FAW (First Automotive Works), построенного еще в советское время по выпуску автомобилей ЗИЛ (Завода имени Лихачева). Они купили 4 гектара: два на первой линии и два на второй. На первом участке уже собирают каркас здания под 10 постов для сервиса. Вообще дилерский центр FAW уже есть в Дружино, но в отличие от европейцев китайцы не ограничивают количество дилеров в регионах, предпочитая отдавать выживание каждого на откуп внутренней конкуренции. Бетонно-асфальтовый завод у нас появился на окраине: будут производить не только асфальт, но и бордюры, тротуарную плитку, оцинкованные металлоконструкции для ограждения дорог. Ведется строительство цехов, в этом году они заработают. Есть и другие резиденты, которые уже забивают сваи на своих участках, но по нашей договоренности пока не раскрываю подробностей проектов.
– Вы в основном продаете в Агропарке «Макошь» участки под ключ?
– Возможны разные варианты. Есть резиденты, которые хотят, чтобы мы им построили объект, и взять его аренду. В таких у нас уже расположились автомойка, сервис по ремонту прицепов, магазины запчастей, кафе, гостиница. Есть те, кто принципиально хотят иметь активы в собственности. В этом есть логика. В любой кризис – а они чередуются (1991, 1998, 2008, 2014, 2022-й, который длится до сих пор) – можно столкнуться с невозможностью выплачивать арендную плату. А когда объект в собственности, есть вариант сократить производство, работников, вложения, заморозить обороты, в худшем случае закрыть компанию и сдавать свой объект в аренду. Мы не навязываем свои услуги, но сотрудничать с нами выгодно. Во-первых, вся наша техника находится в Агропарке, а транспортировка единицы только в одну сторону стоит 35 тысяч рублей. Для традиционной стройки нужно 5-6 единиц техники – считайте, уже полмиллиона экономия. Во-вторых, у нас есть аттестованные площадки, соответствующие всем нормативам, которые можно использовать для хранения материалов, чтобы не спотыкаться о них на территории строящегося объекта.
– Сколько у вас осталось свободных площадей?
– Половина всего Агропарка – мелкая нарезка от 1 га. Первая и вторая улицы распроданы полностью. На третьей улице пока свободно 70% территории, четвертая улица еще не распределялась. Что касается крупных участков, Wildberries и «ФрутСити» зарезервировали участки на второй линии под строительство пятиэтажных гостиниц для своих сотрудников на 2500 и 2000 коек соответственно – «ФрутСити» возведет четыре корпуса, а Wildberries пять корпусов по 500 коек. Мы со своей стороны занимаемся подготовкой сетей, а также возведением инфраструктурных коммерческих объектов, которые будем сдавать в аренду. Там разместятся магазины, парикмахерские, пункты питания и прочие мелкие конторы, необходимые для жизни в небольшом городке. Также у нас остались площадки и по 20, и по 40 гектаров под большие серьезные проекты. В частности, ведутся переговоры о размещении в Агропарке единого регионального таможенного комплекса. У нас есть возможность подвести железную дорогу на участок в 10–15 га – мы предложили три варианта локаций. Есть инвестор, готовый вкладываться в проект, построивший аналогичный объект в Новосибирске. Рассматривается опять же вопрос, куда в 2027 году «сядет» распределительный центр новой для Омской области торговой сети «Монетка», ищем точки соприкосновения – все-таки в Омске есть и другие логистические парки, наши конкуренты.
– Как поживает ваша северная площадка в Нефтяниках на территории бывшего завода пластмасс?
– Мы продолжаем прорабатывать проект создания там технопарка, чтобы привлечь помощь государства, поощряющего реконструкцию бывших промышленных объектов. Спрос на производственные площади довольно высокий, но и требования к ним у резидентов не отстают. У нас территория – 30 тыс. кв.м. Техусловия по электричеству получили, новый водопровод завели от городских сетей проколом через Красноярский тракт. На территории завода есть сети, но они в частной собственности, во-первых, а во-вторых, требуют реконструкции. Через дорогу пару лет назад выкупили участок 100 га, там готовим еще один индустриальный парк.
– Как называется?
– «Омск-полимер». Если по технопарку мы уже в высокой степени готовности, для того чтобы зарегистрироваться в реестре Минпромторга, то по индустриальному парку предстоит год, если не больше, заниматься аналогичной документальной работой, в том числе необходимо внести изменения в генплан, чтобы перевести участки в земли промышленности. Пока они остаются землями для объектов обеспечения сельхозпроизводства, но там уже можно размещать вспомогательные объекты вроде складов, гаражей, тянуть коммуникации, строить дороги – этим мы и собираемся заниматься сейчас. Получили техусловия на водопровод, ждем техусловия на электроснабжение, планируем завести газ. Размежевали участки от 1 до 4 га, оптимизировали внутреннюю дорожную сеть. В 2026-2027 годах начнем привлекать в зону резидентов. С появлением Северного обхода и моста через Иртыш, и Федоровка с будущим аэропортом, и наша северная локация заиграют другими красками. Ожидаем, что туда подтянутся узбекские резиденты, которые производят хлопчатобумажные ткани, синтепон, базальт, причем плотный, тяжелый, дорогих марок. Гораздо рентабельнее будет привезти базальтовый камень и производить минвату в России, а не возить воздух в виде готовой продукции из Узбекистана. Тоже касается синтепона и других товаров.
– Еще есть проекты, которые вы сейчас активно развиваете?
– У нас еще есть восточная локация в Омске, на федеральной трассе, где разделяются Северный и Южный обходы Омска, в районе поселка Октябрьского за Морозовкой. Там тоже около 100 га: 30 га вдоль федеральной дороги уже перевели в промку, внесли изменения в генплан. Там будет промышленно-логистический парк. Пока подходим к проекту с осторожностью, потому что сами концептуально не до конца понимаем, что лучше там разместить, кого пригласить. Там интересная логистика, подведены все коммуникации. Проводим исследования на этот счет.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 апреля 2025 года.
Фото © из архива Вадима ЦЫГАНКОВА