В прошлом номере «КВ» от 23 февраля был опубликован репортаж с заседания Законодательного собрания под названием «Я за господина ШРЕЙДЕРА отрицательную оценку получать не собираюсь!», где шла речь о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в муниципальных больницах города Омска. На этот материал откликнулся начальник управления информационной политики администрации города Омска Сергей КОРАБЕЛЬНИКОВ.
«Суммы расходов муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ) из средств обязательного медицинского страхования (ОМС) с нарушением структуры тарифа («нецелевое использование») с 2007-го по 2010 годснизилась более чем в 2 раза — с 28,6 до 11,45%. Снижение имеется и в 2010 году по сравнению с 2009 годом — с 12,55% до 11,45%.
Несмотря на название «нецелевые расходы», деньги ОМС идут на объективные потребности МУЗ, то есть на обеспечение их жизнедеятельности. Большая часть таких расходов осуществляется по предписаниям контролирующих инстанций — Роспотребнадзора, противопожарного надзора и др. Средства ОМС на противопожарные мероприятия расходуются наряду с бюджетными. Только с 2008-го по 2010 год на меры противопожарной безопасности из бюджета было выделено более 60 миллионов рублей.
Существенное значение имеет величина тарифа оплаты медицинской помощи. Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС определяет специальная комиссия при министерстве здравоохранения Омской области. В лечебно-профилактических учреждениях областного подчинения тариф на госпитальную помощь от 550 до 2000 рублей за койко-день, в Областной клинической больнице от 900 до 2400 рублей, а в МУЗ города Омска от 440 до 1400 рублей. В августе 2010 года комиссией по установлению тарифов в системе ОМС было принято решение об увеличении тарифа на койко-день в круглосуточном стационаре в сельских больницах на 34%, а в городских только на 3%. Увеличение суммы оплаты могло бы позволить МУЗ увеличить долю расходов из средств ОМС на заработную плату, снизить нагрузку на городской бюджет и осуществлять из средств бюджета расходы, которые в системе ОМС принято считать нецелевыми.
Структура собственно нецелевых расходов МУЗ стабильна — в 2010 году 94% нецелевых затрат приходится на статьи расходов на оплату услуг по содержанию имущества. Расходы на пальмы, аквариумы и тонировку автотранспорта крайне редкое исключение, суммы расходов на это менее одной сотой процента от всех нецелевых.
В 2010 году МУЗ города Омска израсходовали 2 223,0 миллиона рублей средств ОМС, в том числе на заработную плату 1 166,8 миллиона (52,49%), на медикаменты 651,3 миллиона (29,30%), продукты питания для пациентов — 102,7 миллиона рублей (4,62%).
В 2011 году МУЗ города Омска перешли на казначейское исполнение расходов средств ОМС, что исключает их нецелевое использование.
Заключение. В условиях рыночной экономики ограничение структуры тарифа оплаты медицинских услуг — надуманная и не экономическая мера. Причина в исторически сложившемся дефиците средств ОМС на оплату услуг больниц и поликлиник из-за мизерных платежей на ОМС неработающего населения из бюджетов субъектов Федерации, в том числе в Омской области. С вступлением в действие всех статей нового закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», переходом на «одноканальное» финансирование в ближайшее время актуальность вопроса будет исчерпана».