Все рубрики
В Омске пятница, 3 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0538    € 98,6447

Сергей ГОЛОВАЧЕВ, генеральный директор ООО «Агрокомплекс «Ударный»: «Без социальных ярмарок и на рынках цена была бы другой. И свинина стоила бы не 180, а 240 рублей»

20 апреля 2011 11:48
0
2801

С 1 апреля один из крупнейших сельхозтоваропроизводителей региона агрокомплекс «Ударный», закрыл свои 69 торговых точек на городских рынках и будет торговать своей продукцией только на социальных ярмарках «Омские продукты — омичам», которые проводятся по инициативе регионального правительства. О причинах такого решения, проблемах агропредприятий и перспективах региональных продовольственных рынков обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил генерального директора ООО «Агрокомплекс «Ударный» Сергея ГОЛОВАЧЕВА.

— Сергей Александрович, расскажите о структуре вашей компании. Какие агропредприятия входят сейчас в ООО «Агрокомплекс «Ударный»?

— Если начинать сверху, то структура выглядит следующим образом. У нас два отраслевых направления – животноводство и растениеводство. За растениеводство отвечают Советский ХПП на 30 тысяч тонн и МТС на улице 4-я Транспортная, где базируется наша сельхозтехника, и есть еще небольшой элеватор для хранения семенного фонда. МТС контролирует все поля, которые мы обрабатываем – их порядка 10 тысяч га. Животноводство – это четыре предприятия. В том числе наша законная гордость – большой свинокомплекс в поселке Ударном. После реконструкции его производственные мощности составляют 1 200 тонн свинины в убойном весе в год. Еще один достаточно крупный животноводческий комплекс расположен в поселке Октябрьском. Он еще не до конца реконструирован, и там сейчас содержится молочное стадо в 660 голов. После завершения реконструкции у нас будет 1 200 голов. Вместе с молодняком — порядка 2 000 голов. В районном центре Горьковское мы запустили в прошлом году молочный завод, который стоял законсервированным. Сегодняшние его мощности — 20 тонн сырого молока в сутки, а со временем, я думаю, мы доведем суточный объем переработки и до 50 тонн. Уже скоро будем производить порядка 15 наименований молочной продукции, в том числе сыры. Плюс к этому у нас, естественно, есть сбытовое подразделение, которое отвечает за реализацию продукции.

— Растениеводством вы обеспечиваете себе кормовую базу или немного реализуете зерна и сторонним покупателям?

— Наша кормовая потребность довольно высока – 8-10 тысяч тонн грубых кормов и 8-9 тысяч тонн зерновых. Пытаемся, конечно, производить зерновые и на продажу, но собственные потребности постоянно растут, и излишков остается не очень много. В прошлом году продали порядка 8 тысяч тонн. Еще вырастили две тысячи тонн пивного ячменя. Часть ячменя купила алтайская компания, а часть – Омский филиал ОАО «САН ИнБев».

— Не поверю, что у вас нет проблем со сбытом. Почти все сельхозпроизводители жалуются, что им едва удается свести концы с концами из-за низких закупочных цен на сельхозпродукцию.

— Безусловно, проблемы есть. Потому-то наш головной офис и находится в Омске, чтобы держать руку на пульсе и чувствовать все ценовые изменения на продовольственных рынках. Сегодня, например, для нас большое значение имеют социальные ярмарки «Омские продукты – омичам», которые проводятся по инициативе регионального правительства.

— А почему, кстати? Недавно прошла информация, что агрокомплекс «Ударный» с апреля закрывает все свои торговые места на городских рынках и торговать своей продукцией будет только на ярмарках. Чем же ярмарки лучше рынков?

— Проблема в том, что экономика на городских рынках очень сложная. Когда мы планировали бюджет на 2011 год, то закладывали более 14 млн рублей только на содержание своей торговой сети на городских рынках. А для ярмарок, по нашим оценкам, потребуется в год порядка двух с половиной миллионов рублей. Затраты ниже в почти в шесть раз. Выводы, как говорится, очевидны. Все затраты на ярмарках связаны с разрубом, холодильниками и логистикой.

— И объемы продаж сопоставимы?

— Судите сами. В целом за январь-март мы продали более 230 тонн свинины. Из этого объема 106 тонн мы реализовали на городских рынках, где у нас 69 торговых мест, а 84 тонны – на ярмарках, где у нас всего 12 торговых мест. Сопоставимо?

— Вполне. Эффективность налицо. Получается, что городские рынки переоценивают свои услуги…

— Понимаете, жизнь меняется, формы торговли совершенствуются, у людей изменяются и потребительские предпочтения. В город приходят крупные торговые сети, в том числе федеральные и международные, торгующие мясной продукцией. Люди меньше ходят на рынок за мясом – это объективная тенденция. Соответственно уменьшаются и объемы продаж с одного торгового места. Если раньше мы продавали с одного торгового места на рынке по 150-200 килограмм мяса, то теперь продаем в среднем по 80 килограмм. Естественно, затраты растут даже при прочих равных условиях. А ярмарки – это совершенно иная экономика. Да и о социальной функции ярмарок нельзя забывать. Нам сегодня многие говорят с укором, мол, цены на рынках и ярмарках практически одинаковые. Там килограмм свинины стоит 180 рублей, и у вас – 180 рублей. Но никто почему-то не задумывается, что без ярмарок и на рынках цена была бы другой. И свинина стоила бы уже не 180, а 240 рублей, например.

— Ярмарки сбивают цены…

— Совершенно верно. Ничто не работает в рыночной экономике так же успешно, как сам рынок, где цена регулируется уровнем спроса и предложения. И одним движением, очень простым и легким, губернатор создал механизм, который одновременно разрушил монополию городских рынков, помог сельхозтоваропризводителям и позволил сдержать рост цен на основные продукты питания. Каждому, понятно, хочется продать подороже, накрутить добавленную стоимость. А социальные ярмарки – это ценовой маркер. И для магазинов в том числе.

— То есть ваш уход с рынков обусловлен не политическими, а экономическими причинами?

— Повторюсь, ярмарки – это хороший рыночный механизм, который к тому же появился очень своевременно. Это было очень неординарное решение губернатора, за которое я голосую двумя руками.

— Хорошо, допустим, что ярмарки нужны для того, чтобы разрушить монополию городских рынков. Но конкурентоспособен ли сам формат рыночной торговли? Вы же не станете спорить, что этот формат сдает позиции под натиском сетевой торговли?

— Сетевая торговля – это хорошо и удобно, спорить я не стану. Но люди, которые не могут себе позволить покупать продукты питания по более высокой цене – они все равно идут на рынки. Рыночный формат торговли, по моему глубокому убеждению, на данном этапе развития общества вполне жизнеспособен. Другой вопрос, кто будет торговать на рынках. Сегодня торгуют в основном предприниматели-посредники. Вот они конкуренции с сетевой торговлей выдержать не смогут. Сетевые магазины, в отличие от них, умеют оптимизировать свои затраты. А те рынки, где торгуют непосредственно производители сельхозпродукции, будут востребованы еще очень долго, а может быть — всегда. И мы можем найти подтверждение моим словам в западных странах, где торговля гораздо более развита, чем в России, тем не менее сельскохозяйственные рынки у них есть и они пользуются спросом.

— А как насчет качества продукции на рынках?

— Все, что продается на рынках сельхозтоваропроизводителями, должно быть однозначно качественным, вся продукция должна проходить все виды санитарного и ветеринарного контроля. Иначе и быть не может. Проходимцв, конечно, в любом деле хватает, но с ними нужно бороться, а иначе мы опорочим благое начинание.

— Со своей свининой не пробовали выходить в торговые сети? Может, будет больше продаваться?

— Нет, я не думаю, что нашей продукции будет продаваться больше. Но дороже она будет – это точно.

— Не опасаетесь такого конкурента, как «Омский бекон»?

— Не опасаюсь, поскольку мы находимся по сути в разных сегментах. «Омский бекон» – это гигант, лидер отрасли, компания федерального уровня, которая ориентирована на федеральный рынок, и мы «Омскому бекону» не конкуренты, хотя и занимаем в Омской области второе место по объему производства свинины, седьмое место среди крупнейших агропредприятий в регионе, и нас даже включали в топ-100 лучших свиноводческих хозяйств России. «Омский бекон» крупнее свинокомплекса в «Ударном» в 30 раз. И уже этим все сказано.

— Где вы находите специалистов, которые что-то понимают в свиноводстве? Я думал, что все лучшие специалисты работают в «Омском беконе».

— Профессионалов, конечно, всегда не хватает. Но такая ситуация в любой отрасли. И недостаток профессионализма приходится порой компенсировать качеством управления бизнесом и предпринимательской интуицией. Некоторые решения вообще приходится принимать на бессознательном уровне. Главное, найти золотую середину.

— Хватает ли существующих двенадцати площадок для проведения ярмарок?

— Знаете, надо для начала уговорить город, чтобы он навел порядок и оборудовал хотя бы эти двенадцать площадок, а потом уже будем говорить об увеличении их количества.

— Проблему с холодильным оборудованием для летней торговли мясом решили?

— Первое время мы оборудуем холодильниками несколько торговых мест, а в течение месяца, я думаю, приобретем холодильники и оборудуем остальные. Сейчас мы ведем переговоры с поставщиком такой техники. Аналогичная ситуация, насколько я знаю, у остальных. Безусловно, в апреле продажи мяса несколько сократятся, но потом они опять вернутся к зимним объемам. Вполне возможно, даже увеличатся. Мы рассчитываем, что скоро будем продавать на ярмарках до 100 тонн мяса в месяц и примерно столько же фасованной молочной продукции.

— В Горьковском вам не продать столько продукции, сколько производит молзавод?

— Безусловно, весь объем производимой продукции нам в Горьковском не продать. Мы закрываем потребности местных покупателей полностью, местный рынок для нас приоритетен, и если здесь иногда чего-то не хватает, то в Горьковском всегда есть весь ассортимент.

— Вы, как я вижу, быстро расширяетесь...

— Мы расширяемся постоянно. Даже в прошлом году инвестировали в производство порядка 70 млн рублей. Хотя ситуация была не самая благоприятная, год-то посткризисный. В этом году мы крупных вложений не планируем. Хотим немного оглядеться, подчистить хвосты, снизить свою закредитованность, а в 2012 году опять начнем расширять производство.

— Насколько сильно вы закредитованы? Какую сумму ООО «Агрокомплекс «Ударный» задолжало банкам?

— Сумму сказать, естественно, не могу, поскольку это коммерческая тайна. Да она и не скажет вам ни о чем. Уровень закредитованности оценивается по коэффициенту, который показывает, за сколько лет предприятие сможет погасить долги из своей прибыли. Вполне допустимым считается коэффициент 5. У нас – около 3. То есть нам, чтобы полностью рассчитаться с кредитами, потребуется не более трех лет. Это хороший показатель. Тем не менее мы планируем в течение года снизить уровень закредитованности вдвое.

— В 2012 году планируете расширить свинокомплекс и молочную ферму?

— Да, мы поставили себе задачу увеличить объемы производства свинины вдвое – до 24 тысяч голов. На молочном комплексе, как я уже говорил, планируем завершить второй этап реконструкции. Будем расширять земельный клин. Сегодняшних 10 000 га уже мало. В планах и реконструкция Советского ХПП со строительством на территории элеватора современного комплекса по производству комбикормов, закупка новой сельскохозяйственной техники, модернизация молочного завода в Горьковском. По сути, в рамках уже имеющихся активов на тех же площадях, мы можем увеличить объемы производства не менее чем вдвое и довести годовой оборот до 600-700 млн рублей.

Ну а вообще агрокомплекс «Ударный» — это сегодня материнская плата, основа, на которой мы будем создавать региональный вертикально интегрированный продовольственный холдинг. Концепция холдинга еще до конца не проработана, но уже ясно, что он должен иметь капитализацию не менее 10-15 млрд рублей и состоять из группы агропредприятий, которые занимаются производством и первичной переработкой базовой сельхозпродукции – молока, мяса, не только свинина, но и говядины и мяса птицы, куриного яйца, овощей закрытого и открытого грунта, круп, муки, хлебобулочных изделий. Все произведенные группой предприятий продукты будут поступать в единый логистический центр в Омске, а оттуда поставляться в нашу собственную торговую сеть. Мы не планируем строить супермаркеты. Наша цель – открыть 200 небольших торговых объектов в формате «магазин у дома», в которых можно будет недорого купить свежие продукты. Мы хотим построить сеть социальной направленности. Такую не сможет создать ни один ритейлер. Эта задача под силу только крупному производителю сельхозпродукции, причем с высокой степенью диверсификации бизнеса.

— В 2008 году вы говорили о желании открыть сеть из 30 небольших магазинов…

— Ситуация на продовольственных рынках с тех пор изменилась. Сейчас нам нужно не менее 200 магазинов. Понятно, что мы не займем весь продуктовый рынок город Омска и даже половины не займем, поэтому такую задачу и не ставим. Но 15% рынка – это вполне реально.

— Интересный проект…

— Эту концепцию мы еще не озвучивали ни разу. Можно сказать, держали в секрете. Ваша газета станет первой, кто сообщит о нашей долгосрочной стратегии.

— Это задача на ближайшие десять лет?

— Вполне возможно. Сейчас мне пока сложно говорить о сроках. Понятно, что за два-три года реализовать такой масштабный проект невозможно. Чтобы насытить продукцией сеть из 200 магазинов, нам придется для начала построить с нуля еще несколько производственных и перерабатывающих предприятий, где будут свои элеваторы, комбикормовые заводы.

— Если все задуманное у вас получится, то мы, потребители, будем этому только очень рады. Заметно, что вы не за деньги работаете…

— Бизнес для меня – это жизнь. Деньги, безусловно, не играют той роли, которую они играли, когда я был студентом. Все возникающие потребности я, конечно, закрываю, но вещи предпочитаю простые и солидные, чтобы они были не кричащими, не блестящими, не бросались в глаза. И в первую очередь думаю не о деньгах, а о реализации своих идей.

— С такой напряженной жизнью времени на хобби, похоже, у вас не остается? Вы охотник?

— Охотник, да. Но в последнее время все реже и реже выбираюсь на охоту. Времени не хватает. Еще я большой любитель русской бани. Но и на такой отдых тоже времени нет. Поэтому я нашел компромисс – захожу почти каждый вечер в «Велл Сити», где можно и в бассейне поплавать, и погреться в баньке.

— А в отпуске?

— В прошлом году наконец-то смог себе позволить и вырвался летом на полтора месяца в Европу на своей машине. Проехали с женой и сыном через семь стран.

— На своей машине из Омска до Европы? Не сложно было? Не устали от российских дорог?

— На своей машине путешествовать по Европе намного удобней, чем на арендованной. Естественно, я и по России ехал не так, как дальнобойщик. Мы останавливались в комфортабельных гостиницах, показали сыну Урал, в Казани останавливались на два дня, в Москве день провели, в Минске. Я вообще живу по принципу: сначала ввяжемся в бой, а потом посмотрим. А сложности меня только раззадоривают.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.