Десятого июня состоялось годовое отчетно-выборное собрание акционеров ОАО «Иртышское пароходство», на котором стало известно о начавшейся скупке акций предприятия. Курсовая стоимость ценных бумаг пароходства выросла до 500 рублей, но, возможно, это еще не предел. Скупку ведут члены совета директоров и инвестиционный фонд «Сибирский капитал», за которым, как подозревают в акционерном обществе, стоит бывший директор МРСК Сибири Александр АНТРОПЕНКО.
В актовом зале Иртышского пароходства акционеров ждали ксерокопии первой страницы газеты «Коммерческие вести» от 8 июня 2011 года со статьей «АНТРОПЕНКО выпроводил ОАО «Омскгидропривод» на выселки». Они лежали чуть ли не на каждой второй спинке кресла. В статье ни слова не говорилось об Иртышском пароходстве. На вопрос одного из присутствующих: «А зачем, собственно, здесь эти распечатки» — один из членов совета директоров ответил, что это-де просто дань уважения газете. Однако, судя по отчетному докладу генерального директора ОАО Ивана ЯНОВСКОГО, причина была совсем в ином:
— Федеральное правительство выставило на продажу единым лотом государственный пакет акций Иртышского пароходства — 25,5% от уставного капитала по начальной цене — 99 785 тыс. руб. Аукцион состоялся 19 мая в Москве и был признан несостоявшимся, поскольку в нем участвовал только один желающий купить эти акции. Мы знаем об этом представителе. Сказать сегодня, какова его цель купить госпакет, трудно. Единственно можем судить по печати, а мы знаем теперь, кто это был, что сегодня те омские предприятия, чьи акции они ранее покупали, сегодня идут на распродажу. Возможно, аналогичная цель была и для Иртышского пароходства.
Единственной «печатью», которая в это время активно присутствовала в зале, были распечатки «КВ» со статьей об АНТРОПЕНКО.
Как далее продолжил Иван Иванович:
? Если бы тот, кто хотел купить у государства наши акции, сказал: мы идем к вам с инвестициями и миллиард рублей, сейчас вносим на развитие, вы будете суда обновлять и строить, мы бы тогда — с дорогой душой. Мы готовы отдать в управление этой фирме акции – давайте вкладывайте, развивайте. Но, к сожалению, этим не пахнет. И для того чтобы выжить, нашему акционерному обществу, надо самим потеть, потеть и еще раз потеть.
2010 год предприятие закончило с чистой прибылью 1 млн руб. против 5,8 млн руб. 2009 года. При том что в денежном выражении выручка Иртышского пароходства за год выросла с 555,58 млн руб. до 598,97 млн руб., перевозки в физическом выражении — в тысячах тонн — значительно упали аж на 29,4%. Сухогрузов вообще перевезено на 59,3% меньше, чем в 2009 году. По словам Ивана ЯНОВСКОГО, «кризис продолжается, несмотря на уверения в обратном в газетах и по телевидению о том, что идут изменения к лучшему». Неприятным ударом для предприятия стало решение нового руководства Ямало-Ненецкого автономного округа сменить в качестве официального перевозчика Иртышское пароходство, которое 80 лет перевозило грузы в ЯНАО, на сургутский «Реском-Тюмень». Даже несмотря на уже заключенный договор и внесенную предоплату. В итоге запланированные 173 миллиона рублей доходов ушли к конкурентам.
Всего в навигацию 2010 года в ОАО «Иртышское пароходство» работали 9 пассажирских судов, 51 единица транспортного флота, 12 единиц служебно-вспомогательного флота, 7 судов специального назначения и 4 единицы технического флота. Понятно, что основные доходы – 57,8% в общей структуре – предприятие получает от перевозок нефтегрузов. Поэтому главные усилия по модернизации направлены сюда, так как требования контролирующих органов ужесточаются. В частности, требуется второе днище для 15 имеющихся судов типа «Лена-нефть», а это 26 млн рублей на единицу флота. Так что, по логике, предприятию инвестор нужен, но именно инвестор, а не желающий получить активы для дальнейшей их перепродажи. Госпакет пока еще в частные руки не продан, но в ближайшее время Росимущество все равно его реализует. Возможно даже, тому самому единственному участнику аукциона.