Пятнадцатого июля в Омском областном союзе предпринимателей состоялось заседание экспертного совета регионального этапа проекта Некоммерческого партнерства «Гильдия управляющих и девелоперов» (ГУД) «Рейтинг 100 лучших торговых центров России». Председателем региональной аттестационной комиссии выступил генеральный директор компании «НТФ-Девелопмент» Дмитрий САПУНОВ, а в число 11 экспертов вошли представители департамента экономической политики администрации города Омска, Союза предпринимателей, девелоперских, риелторских, маркетинговых компаний и управляющие торговыми комплексами.
Рейтинг поможет арендаторам и ритейлерам
За проведением голосования по Skype следил председатель сертификационной комиссии ГУД, гендиректор ГК «БестЪ» Андрей ЛУШНИКОВ. В итоге аттестационная комиссия составила список из 12 торговых комплексов, достойных звания качественных. Из них лишь пять-шесть объектов должны войти в итоговый общероссийский рейтинг лучших торговых центров.
— Это новый продукт, который пытается продвигать Гильдия, мы надеемся, что он будет пользоваться успехом, — рассказал перед голосованием Андрей ЛУШНИКОВ. — Результат будет представлен на выставке PRO Estate в сентябре. Рейтинг будет помогать арендаторам и ритейлерам ориентировать их на качественные объекты на рынке недвижимости России. Надеемся, что профессиональное сообщество его примет и даст положительную оценку. В различных городах уже собираются авторитетные экспертные комиссии, и на информацию, которую мы получаем в результате этой работы, действительно можно полагаться.
Региональные отборы уже прошли в Казани, Санкт-Петербурге, Москве. Кроме того, в рейтинге принимают участие торговые центры Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Челябинска, Ростова-на-Дону, Уфы и Волгограда. По словам Андрея ЛУШНИКОВА, в следующем году есть идеи сделать расширенные рейтинги топ-300 и топ-500 торговых комплексов России, чтобы увидеть не только самые качественные объекты, но и те, которые также пользуются успехом, но в основной рейтинг топ-100 не попали.
Омские комплексы сыграли на выбывание
Перед проведением голосования омские эксперты выбрали все торговые комплексы города площадью свыше 5 000 кв. метров и составили список из 26 объектов. Каждый из них прошел первоначальную оценку в соответствии с критериями Гильдии управляющих и девелоперов: месторасположение, доступность, архитектура, концепция, логистика, инженерия и управление объектом. Чтобы попасть в категорию качественных, здания должны быть положительно оценены по всем семи критериям. Несоответствие хотя бы одному из них исключало торговый комплекс из рейтинга.
Так, торговый центр «Южный» не попал в категорию качественных из-за месторасположения в частном секторе и вдалеке от основных людских потоков, а также недостатка автомобильных парковок и отсутствия удобных подъездов к объекту. ТЦ «Омский посад», по мнению экспертов, тоже не соответствует критериям качественности по своей доступности. А ТК «Новый дом» не прошел по критериям концепции объекта и из-за неэффективного набора арендаторов, а также отсутствия необходимого числа парковок.
ТК «На Бархатовой» члены комиссии назвали достаточно хорошим торговым комплексом, и мнения по нему разделились. Однако в рейтинг он не прошел по шести критериям из семи. «Например, он не соответствует по своей внутренней логистике – там много лестниц, они достаточно крутые, в здании четыре этажа, а эскалаторов нет, — пояснил Дмитрий САПУНОВ. — В комплексе просто можно заблудиться. Но в том районе ничего лучше нет и в ближайшее время не предвидится».
ТК «Магистраль» на улице Лукашевича не прошел по такому критерию, как концепция объекта. «У этого торгового комплекса нет направленности на целевую аудиторию, набор арендаторов скомканный, арендаторов сервиса нет», — пояснили эксперты.
Торговый комплекс на улице Рождественского (бывший «Летур») не отвечает двум критериям качественности – архитектуре здания с внутренним дизайном и отделкой, а также концепции объекта. ТК «На Театральной» также не прошел по двум параметрам – месторасположению (отсутствие достаточного автомобильного трафика, видимости объекта для основных транспортных и пешеходных потоков) и доступности (нет удобных подъездов). Кроме того, по словам экспертов, этот комплекс спорный по своей концепции – сегодня это дисконт-центр.
ТК «Айсберг» на Красном пути единогласно не выдержал отбор на соответствие качественности по концепции и управлению объектом. «Непонятно, на кого ориентирован этот комплекс, хотя он обладает хорошим месторасположением, — решили члены комиссии. — При этом часть торговых площадей разбита на площади для предоставления услуг, у объекта непонятный набор арендаторов и недостаточно парковочных мест».
Не так давно открывшийся, но еще не сданный в эксплуатацию МФК «Миллениум» не соответствует трем критериям – доступность (имеет неудобные развязки и подъезды), концепции объекта (не направлен на целевую аудиторию, нет эффективного набора арендаторов) и по критерию управления объектом. «Но у комплекса есть много возможностей рвануть вперед в следующем году, мы в него верим», — добавил Дмитрий САПУНОВ.
Кроме того, не соответствуют представлениям о качественных комплексах ТРК «Сити-Центр» и ТК «Казачья слобода».
«МЕГА» оказалась лучшей
Еще ряд объектов вызвали споры, потому что могли бы претендовать на звание качественных объектов недвижимости. Среди них ТК «Оазис», в котором, несмотря на все плюсы, эксперты не почувствовали направленности на целевую аудиторию и эффективного набора арендаторов. В итоговый перечень после голосования он не вошел. А в ТОК «Фестиваль», по мнению членов комиссии, хромает заполняемость и недостаточна маркетинговая активность. Однако шесть человек из десяти проголосовали за его соответствие критериям качества.
— Еще один спорный объект – «Герцен Плаза», — выступил Дмитрий САПУНОВ. — Его концепция очень точная – сегодня это ритейл-парк с вертикальным расположением трех крупных арендаторов — «М.Видео», «Снежная королева» и «Спортмастер». Но эксперты отметили, что вокруг проживает недостаточное количество жителей, спор вызвало и удобство подъездов. Тем не менее комплекс посчитали качественным в отличие от его соседа – ТОК «Флагман», где отметили недостатки концепции объекта, отсутствие эффективного набора арендаторов и необходимого количества парковок.
Дополнительно пришлось проголосовать и по комплексу «Континент». «С одной стороны, это хороший объект, но с другой – там чуть ли не 50% пустых площадей, нет профессиональной управляющей компании, дикая логистика, неясности со стоянкой и ее ограждением», — в один голос заявили члены комиссии. В итоге «Континент» вычеркнули из списка, а за него вступился лишь Дмитрий САПУНОВ: «Он единственный, который может соперничать с «МЕГОЙ».
В результате после голосования перечень качественных омских торговых комплексов составили 12 объектов: «Пять звезд», «Герцен Плаза», «Апельсин», «Кристалл», «Фестиваль», «АТ-Маркет», «Каскад», «КИТ-Интерьер», «Маяк», ТЦ «Омский», «Триумф» и «МЕГА».
Из них для «Рейтинга 100 лучших торговых центров России» при итоговом голосовании выбрали всего пять – это «МЕГА», «Каскад», «Пять звезд», «Маяк» и Торговый центр «Омский». При этом «МЕГА» по числу голосов вышла в отрыв, а остальные объекты набрали примерно одинаковое число баллов. Возможно, в топ-100 при увеличении квоты для Омска попадет и специализированный торговый комплекс «КИТ-Интерьер», который по числу голосов занял шестое место. 18 июля весь список из 12 омских участников рейтинга отправили в Санкт-Петербург в Гильдию управляющих и девелоперов. Окончательные результаты будут утверждены ГУД в сентябре.