В самом конце 2011 года руководить областным госпредприятием, которое занимает самую большую долю на рынке региональных пассажирских перевозок, был назначен опытный управленец, заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Михаил ДУБРОВИН. На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с новым руководителем и расспросил его о том, какие изменения необходимы, чтобы областной перевозчик заработал прибыльно.
— Михаил Анатольевич, если не секрет, почему согласились поменять кресло замминистра на должность руководителя предприятия, где довольно много проблем?
— Я много лет проработал в государственных управленческих структурах, и вот теперь появилась реальная возможность воплотить в конкретный результат свои знания. ГП «Омскоблавтотранс» — это одно из крупнейших транспортных предприятий не только Омской области, но и Сибирского региона, оно было создано 15 лет назад путем слияния Омского производственного объединения пассажирского автотранспорта № 1 и Омского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций. На сегодняшний день наш трудовой коллектив – 1 700 человек, не каждое промышленное предприятие может похвастаться таким количеством работающих. Омскоблавтотранс обслуживает до 9 миллионов пассажиров в год. Возглавить такое предприятие – серьезное решение. Это интересная работа, за ее итоги я несу полную ответственность и перед коллективом, и перед теми, кто меня рекомендовал.
— На чем именно зарабатывает деньги Омскоблавтотранс и с какими финансовыми итогами вы завершили 2011 год?
— Наша доходная часть на 85% складывается из того, что мы зарабатываем на маршрутной сети, осуществляя перевозку пассажиров. Еще порядка 13% зарабатывают автовокзалы на услугах по продаже билетов, услугах камер хранения и так далее. Доходы предприятия за год достигли 710 млн рублей, к сожалению, это не позволило получить прибыль, убытки составили чуть больше 14 млн рублей. Хотелось бы отметить, что финансово-экономическое состояние ГП «Омскоблавтотранс», несмотря на отрицательный финансовый результат, — стабильное. Задолженности по заработной плате у нас нет. Все налоги и обязательные платежи оплачиваются в срок.
— На одну только выручку от перевозок прожить невозможно?
— Ни в одной, даже самой развитой стране мира пассажирские перевозки себя не окупают. Они частично дотируются из бюджетов. Но можно выстроить экономику предприятия таким образом, чтобы убытки от региональных перевозок перекрывались прибылью от других видов деятельности. Именно на это сейчас наша работа и направлена. Мы внимательно проанализировали прошлогодние результаты, уже разработали конкретные меры по увеличению доходной части, по снижению расходов и твердо намерены перейти на безубыточный режим работы уже в третьем квартале 2012 года.
— Где можно сократить затраты?
— Самая большая статья наших расходов – заработная плата, ее мы сокращать не будем, а ставим задачу повышения ее среднего уровня. Вторая по объему статья затрат – ГСМ. Парк большой, все автобусы нужно заправлять, тем не менее здесь есть резервы для экономии. У нас внедряется система контроля за состоянием топливного бака, увязанная с системой ГЛОНАСС, чтобы водители, образно говоря, не расходовали его напрасно. Реализуется программа перевода машин на сжиженный газ, который, как известно, дешевле бензина. Ну и третья большая статья затрат, порядка 17%, – обслуживание основных фондов. В состав нашего предприятия входит Центр по ремонту и техническому обслуживанию, у нас пять филиалов-автоколонн в Кормиловском, Знаменском, Нововаршавском, Муромцевском, Исилькульском районах и Координационный центр по организации пассажирских перевозок, куда входит Омский автовокзал, кстати, самый крупный за Уралом, а также 5 автовокзалов, 30 автостанций и 36 автокасс во всех районах Омской области. И везде затраты на тепло, на другие коммунальные платежи. Мы уже запланировали в этом году перевести четыре автостанции на природный газ. Расходы, конечно, значительные, но в итоге получим серьезную экономию.
— А как будете увеличивать доходную часть?
— Увеличением пассажиропотока, конечно. Если наша экономика зависит от пассажира, то мы должны его привлечь. Нужна более рациональная организация работы автобусов на существующей маршрутной сети. Но эта работа невозможна без проведения детальных обследований пассажиропотока, поэтому мы начинаем устанавливать в салонах своих автобусов системы видеоконтроля, чтобы полностью исключить человеческий фактор, использовать объективные показатели для максимально эффективного планирования работы на базовой маршрутной сети. Наша задача — обеспечить пассажирам высокую степень безопасности перевозок и сделать приобретение билета простым и удобным. В январе мы расширили систему продажи билетов. На сегодняшний день начала работать сеть пунктов удаленной продажи билетов через терминалы платежной системы «Апельсин». В первую очередь мы постарались подключить услугу в терминалах, установленных в вузах, где учатся сельские ребята, и в терминале в ТЦ «Омский». В перспективе к услуге будут подключены терминалы во всех районах города. Необходимы, на мой взгляд, и новые направления деятельности, которые будут приносить доход. Мы уже открыли специализированный магазин по реализации запасных частей и материалов. Планируем увеличить объем услуг по ремонту транспортных средств частным лицам и сторонним организациям. В законодательство внесены изменения, и все автомобили, которые занимаются перевозкой пассажиров и грузов, должны быть оборудованы специальными контрольными устройствами, предназначенными для непрерывной регистрации пройденного пути, скорости движения, режима труда и отдыха водителя. Мы получили разрешение на оказание услуг по установке таких контрольных устройств всем заинтересованным организациям и частным лицам.
— Оптимальна ли существующая структура Омскоблавтотранса?
— Нет, не оптимальна, поэтому в структуру нашего предприятия с 1 февраля 2012 года были внесены существенные изменения. Сформировано новое структурное подразделение, обеспечивающее в комплексе процесс координации обслуживания пассажиров, некоторые направления с уровня руководства предприятия переданы в подразделения, непосредственно выполняющие перевозки и техническое обслуживание подвижного состава. Осуществляется переход подразделений на систему финансового планирования. Мы стремимся к тому, чтобы стимулировать каждого работника, каждого специалиста к положительному результату.
— Какова структура вашего подвижного состава и степень его износа?
— Не секрет, что наш основной автобус – ПАЗ. Их у нас 240 единиц из 530 единиц общего подвижного состава. ПАЗ – это надежная, непритязательная к дорожному покрытию, легкая в ремонте машина, которая еще долгие годы, в различных модификациях будет основным транспортным средством на внутриобластных маршрутах. С улучшением дорожного покрытия между населенными пунктами мы будем делать ставку на более комфортабельные машины. В нашем автопарке есть и «мерседесы», и «вольво», и НЕФАЗы, и ЛИАЗы. Вся техника исправна и продолжает служить нам верой и правдой, в чем большая заслуга специалистов предприятия, проводящих все необходимые регламентные и ремонтные работы. Но большая часть автобусов прошла не одну сотню тысяч километров. Автобусы, работающие менее пяти лет, — это только треть нашего парка. Правительство области уделяет особое внимание проблемам пассажирских перевозок, в том числе обновлению подвижного состава. В 2010 году для перевозок на внутренних маршрутах было приобретено свыше 40 единиц. И в бюджете на 2012 год выделено еще 100 млн рублей, на которые планируется приобрести еще 45 новых автобусов.
— Какие, на ваш взгляд, самые болевые точки у региональных автобусных перевозок?
— Самой болевой точкой я бы назвал ситуацию, связанную с работой на рынке пригородных и междугородних перевозок так называемых нелегальных перевозчиков. Мы перевозим пассажиров по регулируемым государством тарифам, обеспечиваем безопасность поездки, предъявляя строжайшие требования к водителю и к транспортному средству. На сегодняшний день 73% наших водителей — это специалисты 1 класса, а 22% — 2 класса. У нас исключена даже малейшая возможность выхода водителя в рейс без медицинского контроля и технического осмотра автомобиля. А нелегальные перевозчики, пытаясь извлечь максимум прибыли, не обеспечивают должного технического обслуживания своих машин, игнорируют проблемы перевозки льготной категории граждан, их водители нарушают все нормы труда и отдыха. На нелегальном рынке транспортных услуг, не принимая во внимание областной центр, работает порядка 360 единиц транспорта, из них лишь каждая шестая стоит на налоговом учете. По самым скромным подсчетам, нелегальный оборот – свыше 300 миллионов рублей. Это очень серьезный ресурс. Если бы эти деньги перенаправить на легальный рынок, где работают предприятия, которые прошли конкурсный отбор в соответствии с законодательством, можно было бы обеспечить и расширение маршрутной сети, и увеличить интенсивность движения на маршрутах, и снизить цены на билеты.
— И что же привлекает людей, которые пользуются услугами нелегалов?
— Могу только предполагать. Наверное, для некоторых людей привлекательна работа вне графика – наполнилась «газель», и они поехали. Не исключено, что кому-то нравится высокая скорость передвижения. Но скорость – это не значит безопасность. К сожалению, не все это понимают.
— Говорят, у вас жесткая кадровая политика, уже заместителей всех уволили…
— Нет, увольнения и прочие резкие кадровые решения в мой план не входят. Передвижки были, да, но все они связаны с изменением структуры предприятия. Кто-то ушел на профсоюзную работу, кто-то стал заниматься другими направлениями. Пришли, естественно, и новые люди. В первую очередь мы укрепили экономическую службу. Все эти кадровые решения не вызвали в коллективе нервную обстановку. А вот в том, что будут позитивные сдвиги, я не сомневаюсь.
— Не получится так, что в результате увеличится управленческий аппарат?
— Нет, это не наш путь. Если говорить в целом о кадровой политике, то ее основное направление – это повышение эффективности и ответственности на всех уровнях. В том числе на уровне водительского состава, на уровне руководителей среднего звена: начальников автоколонн, служб и отделов. У нас не бюджетное учреждение. Мы – коммерческая организация и не должны рассчитывать только на дотации из бюджета. Мы должны уменьшить эту составляющую за счет повышения эффективности деятельности предприятия.
— И все же странно, что Омскоблавтотранс до сих пор остается госпредприятием. На мой взгляд, уже давно назрел вопрос акционирования, пусть даже с единственным акционером – государством.
— Решение об акционировании принимается правительством Омской области, и наше предприятие стоит в плане приватизации на 2013 год. Соглашусь, что акционерное общество – это более гибкая форма собственности, но и на этой стадии, госпредприятия, у Омскоблавтотранса, на мой взгляд, есть еще резервы для развития. Нужно только этими резервами грамотно воспользоваться.