Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Эдуард ФОМИН, председатель ревизионной комиссии НП «Омский региональный совет общественного самоуправления»: «Управляющие компании должны выстраиваться в очередь к дому, а дом должен выбирать»

28 марта 2012 11:15
0
3969

13 марта было учреждено новое некоммерческое партнерство, цель которого – распространение среди жителей Омска и области схемы непосредственного управления домами и территориями. С одним из его учредителей, Эдуардом ФОМИНЫМ, поговорила корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ.
— Эдуард Владимирович, как возник интерес к ЖКХ?
— Занимаясь разработкой электронных систем товарного рынка и документооборота, мы пришли к созданию универсальной модели самоорганизующихся систем. К 2006 году мы ее разработали. Когда на семинарах и конференциях показывали возможности самоорганизации в организации более эффективного взаимодействия между экономическими субъектами на рынке товаров и услуг, на это обратили внимание представители администрации Омска, которые и пригласили нас в качестве системщиков. Они были обеспокоены тем, что у них нет контакта с населением — КТОСы есть, но взаимодействия не получается. Нами же двигал чисто научно-прикладной интерес: сработает ли эта теоретическая модель в данной сфере? В конце 2008 — начале 2009 года мы провели комплексное обследование городского ЖКХ, КТОСов, управления на домах и т. д. Тут нам помог Омский областной союз предпринимателей, поднявший проблему расширения сферы предпринимательства в ЖКХ. Результатом работы стал практический материал.
— Что предложили вы?
— Мы разработали комплексную систему «коллективного предпринимательства». Эта модель предполагает, что собственники квартир самоорганизуются и осуществляют совместную предпринимательскую деятельность — не только в рамках своего дома, а в рамках территории, городского поселения и т. д. В связи с этим мы разработали концепцию региональной системы самоорганизации граждан. Сначала мы вычленили структуры, которые попадают под определение самоорганизации, т. е. дома с ТСЖ и непосредственным управлением. Дома необходимо скоординировать, организационно и финансово замкнуть на некоммерческое партнерство (НП), тоже построенном по принципу самоорганизации. Эти НП в свою очередь должны быть замкнуты на региональную структуру, чтобы положительный опыт самоорганизации продвигать в другие городские поселения. 13 марта эта структура была учреждена. Мы создали то, чего никто нигде до нас не делал.
— Сколько домов сегодня входит в инициативную группу?
— Она объединяет 26 домов, находящихся в разных точках города и региональных городских поселений. Это первые официальные участники объединения. Главная функция организации на начальном этапе — это донесение информации о том, как наиболее эффективно осуществлять коллективное предпринимательство на конкретном доме. Если все пойдет хорошо с просвещением людей, то будем работать по следующей схеме. Каждый конкретный дом перейдет либо в ТСЖ, либо на непосредственное управление и станет членом НП, учрежденного с нашей помощью или гражданами самостоятельно.
— На чем базируется финансовая стратегия вашего некоммерческого партнерства?
— На членских взносах с домов. Взнос — это процент от платы за содержание и текущий ремонт жилья. Для домов с непосредственным управлением это 10%, для ТСЖ — 1%. Такая разница обоснована тем, что ТСЖ самодостаточны: у них уже есть свой расчетный счет, бухгалтер, паспортист, юрист. Единственное, чем мы можем им помочь, — это консалтинг, обучение членов правления, защита прав и интересов в органах власти. У домов с непосредственным управлением нет ни экономического, ни юридического сопровождения, все это нужно организовать, что стоит денег.
— Вы использовали томский опыт?
— В основном все было понятно и так, но было у них и кое-что новое. Речь идет о предоставлении некоммерческим партнерством расчетного счета для домов с непосредственным управлением. Это их ноу-хау, которым мы воспользуемся. Ранее в домах с небольшим количеством квартир не было возможности создать ТСЖ, так как они не могли содержать бухгалтера и всех остальных сотрудников. А дома с непосредственным управлением не могли иметь собственный расчетный счет, так как они не являются юридическими лицами. и это тоже ставило их в тупик. Выходом стало объединение таких домов в НП и использование общего счета для осуществления финансовых операций самими жильцами. Плюс это экономия средств на общем бухгалтере, паспортисте, юристе и т. д. По сравнению с управляющими организациями эта схема эффективней примерно на 70%.
— Какая роль в таком случае достанется управляющим компаниям?
— С ними мы выходим на рыночные отношения. УК будут являться подрядчиками на выполнение работ. Они должны выстраиваться в очередь к дому, а дом должен выбирать. Если они не будут выстраивать свою работу под спрос домов, то дома смогут прибегнуть к услугам ИП и специализированных фирм или сами через НП создать подконтрольную домам УК. Сейчас, думаю, сами управляющие организации обращаются к услугам таких предприятий. Они ведь, по большому счету, вообще выступают как координаторы и посредники. В УК приходят деньги, и они их перераспределяют, а сами непосредственно не так уж много делают. У них есть свой электрик, сантехник, но крупные услуги предоставляют наемные фирмы.
— Куда развиваться системе после того, как конкретный дом перешел на непосредственное управление?
— Концепция универсальна, и, если мы научимся так работать на уровне домов, ее можно развить и до уровня территорий. Здесь включается ФЗ РФ № 131 о местном самоуправлении, который позволяет организовывать местное самоуправление в форме территориального общественного самоуправления на группе домов. Территориальное общественное самоуправление обладает законотворческой властью, то есть ТОСы имеют право вносить законопроекты, которые горсовет обязан рассматривать. В случае выстраивания такой системы самоорганизации граждан мы придем к тому, что сейчас называется абстрактным понятием гражданского общества на уровне городского поселения.
— На какие финансовые средства будут существовать эти ТОСы, созданные на основе самоорганизации?
— Во-первых, это взносы с домов, во-вторых — доля из местного бюджета, пропорциональная размеру занимаемой ТОС территории и количеству проживающих не его территории жителей. По закону они могут на нее претендовать. На эти деньги можно разрабатывать качественные законопроекты, покупать какие-то средства для развития территорий и т. д. У самой администрации никогда не получится хорошо следить за ЖКХ, так как город по определению — это сложная самоорганизующаяся система, и принцип вертикального управления здесь не работает или работает крайне неэффективно.
— Каким образом вы сейчас продвигаете свою идею в массы?
— Мы проводим семинары, встречи с собственниками квартир. Все им рассказываем, чтобы они принимали решение переходить на систему самоорганизации. А вся нормативная база уже нами разработана. Есть отработанная система действий и пакет документов для ухода дома от управляющей организации — чтобы УК отдала все документы и чтобы потом с ней не судиться. Мы знаем, как тактически себя вести с ними. Многие, как только организуют ТСЖ, сразу же начинают отсуживать те деньги, которые у них, как иногда считают собственники квартир, украла УК. Ну, украли и украли. Это было вчера, давайте жить сегодня.
— И все-таки что выгодней – непосредственное управление или ТСЖ?
— Непосредственное управление все же выгодней. Через некоммерческое партнерство дома с непосредственным управлением будут экономить за счет общих кадров и налогов. Даже большие дома выгодней переводить на эту форму. По налогооблагаемой базе тоже эффективней работать через НП. ТСЖ платят по упрощенке. Они, конечно, уворачиваются, пытаются баланс свести на ноль, но все равно теряют больше на налогах своих работников. А при непосредственном управлении, где все скоординированы на НП, каждый конкретный дом платит меньше. И переход на непосредственное управление проще, чем на ТСЖ. Достаточно принять решение о переходе на непосредственное управление, избрать совет, председателя совета и ревизионную комиссию. Нести затраты на регистрацию и сопровождение юрлица не нужно.
— Как непосредственное управление отразится на работе поставщиков коммунальных услуг?
— Не в их пользу. Сегодня, за счет того что жители разрозненны, они не могут следить за всеми решениями ресурсоснабжающих организаций и иногда сильно им переплачивают. Все нарушения можно выявлять только централизованным образом. Такая «слежка» будет являться одной из функций НП. Мы хотим сотрудничать со специалистами по этому вопросу — например, с заслуженным руководителем муниципальных тепловых сетей и котельных Николаем ПАРШУКОВЫМ, который великолепно разбирается в том, что касается оптимизации затрат на энергообеспечение дома и квартиры.
— Кто, кроме вас, является учредителем некоммерческого партнерства?
— Учредителей пять: я, председатель областного комитета по правам человекаВалентин КУЗНЕЦОВ, глава общественного движения «Социальное преображение» (так называемые бозинцы) в Омске Светлана КАНАКОВА, а также один председатель ТСЖ и один старший по дому. Можно сказать, здесь отразился весь спектр людей из разных сфер деятельности, в плоскости интересов которых находится этот проект. Организационное содействие проекту оказывает ООСП.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.