В рамках III Форума регионов России «Институты модернизации», прошедшего 13-14 марта в Москве, эксперты по вопросам измерения инновационного потенциала регионов обсудили текущее положение дел. По их словам, рейтинги областей обычно рассчитываются по схеме, которая включает в себя такие источники данных, как результаты анкетирований, региональной статистики, данных министерств страны и регионов. В этом случае всегда есть риск того, что текущие аналитические данные не отражают картину реальной действительности.
— Сегодня на передний план выходят адекватность и правдоподобность статистических данных, предоставляемых регионами, — заявила один из экспертов форума директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья ЗУБАРЕВИЧ.
Она отметила, что по результатам 2011 года самыми привлекательными регионами в России считаются Мордовия, Ульяновская область и Чечня, что говорит о низкой достоверности информации подобного рода. На самом деле, по словам эксперта ЗУБАРЕВИЧ, из года в год схема остается достаточно предсказуемой — лидерами списка остаются Москва и Санкт-Петербург, далее идут 60-80% регионов России с примерно равными показателями, а аутсайдерами по определению являются Дальний Восток и Северный Кавказ.
— Со временем будет жизненно необходима унификация подходов к оценкам инновационной привлекательности регионов, и для этого нужно заранее договориться об определениях и использовании инструментов для такого рода исследований, чтобы не получать на выходе совершенно неадекватный результат, — считает аналитик.
— Результаты сравнительного анализа инновационной активности субъектов Российской Федерации показывают, что наиболее продуктивно в плане развития собственного региона работают Москва, Сибирь (Новосибирск и Омск), Московская область и Нижний Новгород, — заявил заведующий сектором исследований международной научной и инновационной политики ГУ «Центр исследований и статистики науки» Министерства образования и науки РФ Владимир КИСЕЛЕВ.
По его словам, в соответствии с методикой оценивались показатели, характеризующие результаты проводимой инновационной политики. КИСЕЛЕВ подчеркнул, что инновационный потенциал есть результат сложения всех потенциалов на региональном уровне, а инвестиции в регион в данном случае являются определяющим фактором.
— Измерение полученного результата — дело сугубо оценочное. Здесь может помочь мировая практика подходов к формированию рейтинга, — пояснил руководитель проектов Московского офиса BOOZ & Company Александр ЖОРОВ, вспомнивший американскую поговорку «Что будем измерять, то и получим в итоге».
Важными факторами оценки сегодня, по его мнению, являются инновационная привлекательность, инновационный климат и результаты инновационной деятельности региона. Этого должно быть достаточно для принятия решений по инвестированию средств в конкретном субъекте Федерации. На этом могут базироваться в принятии решений иностранные бизнесмены, рискнувшие вложить деньги в Россию. Научный руководитель Института национального проекта «Общественный договор» Виталий ТАМБОВЦЕВ заострил внимание на том, что для развития инвестиционной активности в регионах необходим высокий уровень доверия между бизнесом и властями, отсутствие препятствий для инвестирования, наличие инфраструктуры, адекватные налоги на местах и надлежащий уровень подготовки кадров. По его словам, «измерительные рейтинги имеют смысл тогда, когда исполняют функцию дружеского аудита и не диктуют условия на будущее. В условиях недобросовестной конкуренции они бессмысленны».
Исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван БОРТНИК подчеркнул:
— Любую систему измерения надо иметь для целей управления и именно для них поэтому принятая недавно «Стратегия-2020» может использоваться как инструмент для оценок и измерений всех процессов, происходящих в обществе. Всегда нужно учитывать региональную специфику и делить показатели субъектов по группам регионов — только так можно сделать эти данные более-менее достоверными.
Управляющий директор московского офиса Merrill Lynch Андрей АРОФИКИН добавил, что «с точки зрения оценки рейтинга региона более всего интересен показатель генерации нового бизнеса, регистрации новых предпринимателей». Только тогда можно будет говорить об инвестиционной привлекательности конкретного субъекта в РФ. По словам АРОФИКИНА, в будущем, возможно, предприниматели получат венчурный капитал и повысят уровень взаимодействия с властями и банками, которые станут работать в условиях высоких рисков. Экономика страны будет идти в ногу с современными мировыми требованиями при наличии продуманных программ и стратегий.
Таким образом, участники сессии «Инновационные рейтинги регионов» пришли к выводам, что существующая система оценок должна не заниматься приписками, а отражать реально существующее положение вещей. Только тогда модернизация станет реальностью, когда в страну пойдут деньги и они будут вкладываться в развитие науки и промышленности. Базовые параметры оценки не могут оставаться неизменными, но должны показывать настоящую заинтересованность бизнеса в участии в новых проектах. Приток инвестиций в регионы будет способстовать постепенному развитию экономики и задача властей России — обеспечить надлежащие возможности для этого.