По данным официального сайта омской мэрии, в городе сегодня работают (с учетом индивидуальных предпринимателей) порядка 78 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Подробный сводный «портрет» малого и среднего предпринимательства Омска представили администрации города специалисты из ООО «Научные разработки». В массе своей омский малый бизнес – это микропредприятия с объемами производства (оказания услуг) до 1 млн рублей в год, мужественно планирующие дальнейшую деятельность и расширение производства.
Малый бизнес в фас и профиль
В рамках комплексного научного исследования состояния и тенденций развития субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на территории города Омска, проведенного по заказу омской мэрии московским ООО «Научные разработки», проводилось анкетирование руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. В качестве выборки были взяты более 200 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе недавно созданных. Выборка строилась с учетом фактической отраслевой структуры СМСП, в которой традиционно лидирующие места занимают организации из сферы оптовой и розничной торговля, сферы недвижимости и строительной отрасли, в которых наиболее быстро оборачивается капитал и требуются минимальные первоначальные затраты на организацию бизнеса.
В 2011 году (с учетом индивидуальных предпринимателей) в малом бизнесе было занято более 163 тысяч человек, то есть в предпринимательскую деятельность вовлечено в настоящее время 32% экономически активного населения города Омска. Причем, как показали исследования социологов, у 73% омских организаций малого бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей) численность работников не превышает 15 человек, а почти половина всех омских СМСП (47,5%) вполне обходится штатом менее пяти человек. Наиболее часто малая численность сотрудников (от 1 до 5 человек) встречается у индивидуальных предпринимателей (71,1%), однако 17,8% индивидуальных предпринимателей все же имеют от 6 до 15 сотрудников, а у значительной части индивидуальных предпринимателей (порядка 10%) в штате более 16 человек.
Наибольший прирост количества созданных в 2011 году организаций социологи отмечают в сегменте микропредприятий (6,2%). Малых предприятий стало больше в 2011 году только на 3,3%, и такой же прирост наблюдается у индивидуальных предпринимателей. В большинстве своем омские СМСП реализуют свою продукцию (услуги) на территории области. 36% омских СМСП работают исключительно на город, 32% предлагают свою продукцию всем жителям области, но 21% организаций малого бизнеса все же перешагнул границы региона. На рынки ближнего зарубежья смогли прорваться только 5% предприятий, а покупатели далеких стран стали ближе вообще только для 0,5% омских СМСП. Понятно, что наименее зависим от корреляции регионального спроса средний бизнес, у которого более 60% поставок, как показало исследование, приходится на другие регионы РФ.
Обороты и зарплаты
По данным анонимного анкетирования, 46% омских СМСП, мягко говоря, не шикует, годовая выручка почти у половины омских предпринимателей не превышает 1 млн рублей (минимальную выручку имеет почти треть индивидуальных предпринимателей – порядка 65% от общего количества омских ИП). Обороты 53% омских малых предприятий располагаются в диапазоне от 5 млн рублей до 60 млн рублей (см. табл.). Выручкой свыше 60 млн рублей могут похвастаться только 10% омских малых предприятий, а годовой оборот свыше 400 млн рублей только у 1,1% омских СМСП.
Рост своей выручки в 2012 году прогнозирует 37,5% омских СМСП, а 32,5% предполагают, что их доходная часть останется на прежнем уровне (см. табл.). Самое большое количество оптимистов среди руководителей средних предприятий, 33,3% из них рассчитывает увеличить обороты в 2012 году на 25%, и ни один из руководителей не ожидает снижения выручки. В сегменте микропредприятий разброс прогнозов несколько шире. Уверенно смотрят в будущее и ожидают хоть какого-то роста выручки 50,8%, а 6,1% микропредприятий готовятся к ее снижению (разница в пользу роста выручки – 44,7%).
Впрочем можно ли назвать данные московских социологов по объемам выручки омских СМСП релевантными – большой вопрос, поскольку более 10% индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий, как показали результаты анкетирования, вообще не захотели раскрывать данные о своей выручке даже на условиях анонимности. И этот факт сам по себе говорит о многом. О том, например, что весьма значительная часть омского малого бизнеса по-прежнему находится в тени, активно минимизирует налогооблагаемую базу и не собирается отказываться от этих «вредных» привычек.
Зарплаты, как показали исследования, большая часть опрошенных омских предпринимателей платит своим работникам не очень щедрые. Работники 16,9% микропредприятий получают зарплату меньше прожиточного минимума – до 5 тысяч рублей. У 28% омских СМСП средняя зарплата располагается в диапазоне от 5 до 10 тысяч рублей. И еще в 28,5% предприятий малого бизнеса работники получают от 10 до15 тысяч рублей. Зарплаты на уровне 20 тысяч рублей и выше – только у 9,5% субъектов малого бизнеса (см. табл.). Причем увеличение зарплат планируют меньше половины предпринимателей – 43,5%.
Трудности роста
Почти половина предприятий омского малого бизнеса, как показали результаты исследования, с трудом находят средства для инвестиций в основной капитал. В сравнении с 2010 годом лишь треть малых и средних предприятий увеличили объемы инвестиций. Причем большая часть ИП и микропредприятий, кто все же осуществил хоть какие-то инвестиции в 2011 году, потратили на эти цели очень незначительное количество денежных средств — не более 500 тысяч рублей (31,1% и 23,1% соответственно). И даже среди средних предприятий инвестициями, превышающими 100 млн рублей, смогли похвастаться только 6,7% (см. табл.). Зато более половины омских СМСП указали, что внедряли в 2011 году инновации. Наибольшую активность в инновационной сфере проявляли малые предприятия (73,3%), наименьшую – индивидуальные предприниматели (47,8%).
В качестве факторов, оказывающих негативное воздействие на результаты предпринимательской деятельности, омский малый бизнес чаще всего отмечает увеличение налоговой нагрузки (56,5% опрошенных), усиление конкуренции (46,5%), повышение энерготарифов (43,5%), сложности с квалифицированными трудовыми ресурсами по приемлемой цене (39%), рост тарифов на логистические услуги и ухудшение транспортной инфраструктуры (34,5%), снижение платежеспособного спроса на товары и услуги, производимые малым бизнесом (26,5%), рост стоимости кредитных ресурсов (13,5%). В связи с этими трудностями прекратить свою деятельность предполагают в 2012 году 6,2% микропредприятий и 5,6% индивидуальных предпринимателей.
А те омские предприниматели, кто все же рассчитывает удержаться на рынке, понимают необходимость изменения подходов к бизнесу. Большинство СМСП стремятся расшириться, увеличить производительность экстенсивным путем (за счет увеличения производственных площадей и эффективности оборудования и за счет освоения новых направлений деятельности). Такой путь выбирают не менее 48,5% опрошенных. Другой вариант развития предприятия – интенсивный, то есть повышение квалификации персонала, снижение издержек и дополнительный доступ к рыночной информации — выбирают 32,5%. Многие предприятия планируют и увеличение численности сотрудников.
При оценке ситуации с персоналом на 2012 год у омских предпринимателей ощущается оптимизм, особенно полны оптимизма руководители малых предприятий – превышение доли тех, кто собирается увеличить численность сотрудников, над теми, кто ожидает сокращений, – 36,7%. Для средних предприятий аналогичное превышение составляет 26,7%. Для микропредприятий – 29,3%. Наиболее значительного роста ожидают в промышленности. Общая совокупность респондентов, оценивающих 2012 год как год развития, — 43,2%. Позитивные ожидания от будущего года характерны и для сферы услуг. К падению до 10% готовятся только 4,4% субъектов данной отрасли, к снижению от 10% до 25% еще меньше — 2,2%, в то время как 31% предприятий этого сектора ожидают роста показателей.
Поддержка малого бизнеса
Как показали исследования социологов, более половины омских предпринимателей (55%) знают о существовании долгосрочной целевой программой города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 – 2015 годы». Участие в этой и подобных программах принимало 15,5% опрошенных респондентов. Кроме участи в городской целевой программе наиболее часто встречающиеся варианты ответа: получение поддержки по программам центра занятости (6%), получение различных видов грантов (2%) и сотрудничество с бизнес-инкубатором (1%). Самооценка эффективности участия показывает, что примерно для половины респондентов, участвовавших в программах (54,8%), это было существенным подспорьем в бизнесе, не слишком существенно — для 29% и не оказало влияния — для 16,2%. при этом среди тех, кто все же участвовал в программах поддержки, основным средством получения информации о программах являлся Интернет.
Причем предприниматели не разделяют для себя программы поддержки регионального и городского уровня, программы, осуществляемые в рамках снижения напряженности на рынке труда, и программы поддержки развития малого и среднего бизнеса. Для них важна сама поддержка, а не источник ее происхождения. И когда предприниматели указывают, что знают о мерах поддержки в рамках долгосрочной целевой программы города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 – 2015 годы», то они имеют в виду, скорее всего, что знают о существовании программ поддержки предпринимательства как таковых. При этом мало кто из них на самом деле осведомлен о сути этих программ.
Интересно, что абсолютное большинство предпринимателей считают поддержку со стороны государства крайне необходимой. Ответы типа «главное, чтобы не мешали», «мы уж сами как-нибудь справимся», «с проверками бы меньше лезли – и хорошо» составляют примерно 5%.
Зато в консультационной поддержке, как оказалось, нуждается примерно 15% опрошенных (в
основном они отмечают необходимость в консультациях, связанных с правовыми вопросами).
Больше всего предпринимателей, порядка 70%, высказалось за необходимость финансовой поддержки со стороны муниципалитета. Всех интересуют гранты, поручительства по кредитам и компенсация процентных ставок по кредитам на приобретение оборудования. Приемлемыми для себя ставками по кредитам на обновление производства предприниматели называют 2-5%.
20% предпринимателей считают, что им не помешала бы имущественная поддержка муниципальных властей, которая выражалась бы в предоставлении в аренду недорогих производственных помещений. В информационной поддержке нуждается примерно 30% респондентов (распространение информации об омских предприятиях, их продукции, информация о потенциальных рынках сбыта). Также у предпринимателей есть потребность в информации о программах поддержки малого и среднего бизнеса в городе. Порядка 20% нуждаются в имиджевой поддержке. А о необходимости поддержки инновационных проектов заявили всего 15-20% респондентов.