Первое заседание совета глав муниципальных образований при губернаторе Омской области в новом формате состоялось на минувшей неделе, 20 июня. Областные министры и главы муниципалитетов обсудили сложности, которые возникают при реализации двух региональных программ — «Доступная среда» и «Модернизация здравоохранения Омской области на 2011 — 2012 годы», и утвердили новый состав президиума. Но основные споры вызвала тема муниципальных закупок и недостаточной эффективности использования бюджетных средств.
Социальная политика
Предваряя заседание, Виктор НАЗАРОВ высказал главам муниципальных образований ряд пожеланий по формату дальнейшей работы совета, суть которых сводилась к пожеланиям большей открытости. Мол, проблемы есть, и давайте их обсуждать открыто, а не в кулуарах. И первым показал пример демократичности, предложив областному министру труда и соцразвития Михаилу ДИТЯТКОВСКОМУ не отнимать у руководителей муниципалитетов драгоценное время, зачитывая подробный доклад о работе, которую проделало министерство в рамках реализации областной целевой программы «Доступная среда».
— Думаю, с докладом каждый может ознакомиться сам, он есть в раздаточном материале, — пояснил Виктор НАЗАРОВ. – В докладе много цифр, но мне бы хотелось обратить внимание на другое – на то, что мы еще не сделали для людей с ограниченными возможностями. Вы все, я думаю, понимаете важность этой проблемы. Люди с ограниченными возможностями долгое время были забыты, хорошо, что мы к этому вопросу вернулись, и я вас призываю еще раз внимательно отработать по максимуму и в районах, и с главами сельских поселений. Мы должны сделать максимально доступными для людей с ограниченными физическими возможностями все социальные и культурные учреждения.
Говоря о социальных проблемах, глава региона обратил особое внимание глав муниципалитетов на безопасность проживания на той или иной территории, что приобрело особую актуальность в связи с несчастным случаем в Азовском районе, где погибли дети, провалившиеся в засыпанный колодец. И дал поручение руководителям муниципальных образований срочно провести комплексное обследование всех потенциально опасных техногенных участков в сельских поселениях.
— Дикий случай – двое детей погибло, — искренне возмутился глава региона. – Необходимо сделать все, чтобы такого больше не повторилось. Ответственность за жизнь детей лежит на нас на всех. Мы, как власть, просто обязаны это сделать. Если меры не приняты, сразу предупреждаю – будет совсем другой разговор. Обращаю особое внимание и на участившиеся несчастные случаи на водоемах. Нужно провести разъяснительную работу с родителями, выставить ограждения, где возможно, уставить знаки «Купание запрещено!». У нас впереди еще два летних месяца. Возьмите себе за правило – вы несете персональную ответственность за детей. Если мы не проведем эту работу, кроме нас этого никто не сделает.
Медицина
По словам министра здравоохранения Андрея СТОРОЖЕНКО, в 2011 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения на проведение капитального ремонта в 50 медучреждениях было израсходовано без малого 670 млн рублей и еще 786 млн рублей было направлено на приобретение 654 единиц медицинского оборудования. В этом году предстоит отремонтировать еще 58 объектов здравоохранения, а затраты на эти цели предусмотрены в объеме 228,6 млн рублей. На закупку медицинского оборудования будет выделено еще 435 млн рублей. В рамках программы за счет средств областного бюджета в прошлом году повысили квалификацию 184 врача.
Большая работа проводится и по внедрению в медучреждениях современных информационных технологий. В прошлом году, как рассказал Андрей СТОРОЖЕНКО, на эти цели освоено 123,5 млн рублей, из которых 103,6 млн рублей – средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В 2012 году предстоит освоить 130,9 млн рублей, из которых 111 млн рублей выделит для Омской области ФФОМС, поскольку регион вошел в число восьми пилотных регионов, в которых реализуется проект Минздравсоцразвития РФ по подключению медучреждений к федеральным сервисам. В целом на внедрение федеральных стандартов медицинской помощи в регионе будет израсходовано в текущем году 4,645 млрд рублей.
Углубившись в медицинскую тематику, главы муниципалитетов озвучили и трудноразрешимые задачи. В том числе низкую обеспеченность всех сельских медучреждений квалифицированными кадрами. При среднероссийском показателе в 40,9 врачей на 10 тысяч населения, даже в областном центре обеспеченность ниже – всего 38,6 врачей на 10 тысяч населения, а в сельских районах средний показатель вдвое ниже – 18,5. Самая низкая обеспеченность (14,9 врачей на 10 тысяч населения) в Марьяновском районе, где зафиксирована и самая высокая текучесть медицинских кадров.
— Единственная возможность решить проблему нехватки врачей – это выделение жилья. В этом году, к примеру, району были выделены деньги на строительство ведомственного жилья, но почему-то эти деньги ушли в бюджет городского поселения, у которого нет ведомственных больниц. Кому глава Калачинска будет эти квартиры отдавать? Своим чиновникам? – воспользовался поводом, чтобы выразить свое возмущение распределением финансов глава Калачинского муниципального района Вадим ЦЫГАНКОВ.
А глава Азовского района Виктор САБЕЛЬФЕЛЬД воспользовался случаем, чтобы напомнить минздраву про недостроенную больницу. Но тут же получил ответ от Андрея СТОРОЖЕНКО, который согласился, что больницу в Азове необходимо достраивать. По мнению главы регионального минздрава, можно решить и ряд других проблем в районах, связанных с обеспечением медицинскими услугами. Нужно, мол, только сменить некоторых главврачей ЦРБ, которые не справляются со своими обязанностями. По словам Андрея СТОРОЖЕНКО, кадровым вопросом он займется в самое ближайшее время.
Муниципальные закупки
Обсудили на заседании совета глав и меры по повышению эффективности муниципальных закупок. Важность этой темы действительно трудно переоценить. Как пояснила заместитель регионального министра экономики Ирина КАЗАНЦЕВА, в 2011 году общий объем средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, направленных на закупку товаров и услуг, увеличился в сравнении с 2010 годом в 1,7 раза и превысил уже 33 млрд рублей (47% от доходов консолидированного бюджета). И практически треть этой суммы – это муниципальные закупки, которые за предыдущий год возросли на 10%. А треть от всех муниципальных закупок – это контракты на выполнение строительных работ.
Роста эффективности муниципальных закупок, по мнению минэкономики, можно добиться только одним способом – увеличением доли конкурсных торгов. Увеличение количества торгов уже позволило всего за несколько лет добиться экономии муниципальных средств в полтора раза, и резервы для экономии еще есть. Минэкономики в прошлом году занялось координацией всего процесса и организацией совместных торгов по тем группам товаров, в которых нуждаются все муниципалитеты, и результат не замедлил сказаться.
Хватает, по мнению Ирины КАЗАНЦЕВОЙ, и недоработок. Главные проблемы, из-за которых нерационально используются бюджетные средства, – это отсутствие в муниципальных администрациях четкой системы планирования при размещении заказов и низкая квалификация специалистов, которые проводят торги. В 2011 году в Омское УФАС России поступило 70 жалоб от участников муниципальных торгов, и более чем в половине случаев жалобы были признаны обоснованными, а торги отменены.
Значительной, по словам Ирины КАЗАНЦЕВОЙ, остается и доля размещаемых муниципальных заказов без проведения торгов, у единственного поставщика, в том числе по гражданско-правовым договорам на суммы до 100 тысяч рублей. В 2011 году более трети муниципальных заказов размещалось именно неконкурентными способами без проведения торгов. Лидеры – Большеуковский, Москаленский, Таврический, Саргатский и Марьяновский районы, разместившие у единственных поставщиков более 40% муниципальных заказов. И чтобы решить эти проблемы региональное минэкономики, по словам Ирины КАЗАНЦЕВОЙ, готово оказывать муниципалитетам любую помощь.
— Необходимо обязательно провести серию обучающих семинаров, — добавил Виктор НАЗАРОВ. – И чтобы любой специалист из любого района, который занимается закупками, точно знал, к кому он может обратиться за консультацией в министерстве экономики. И в министерстве за каждым районом необходимо закрепить ответственного. Муниципалитеты не должны быть оставлены один на один с проблемами.
Когда главы муниципалитетов попытались втянуть губернатора в дискуссию, перечисляя многочисленные и хорошо известные недостатки конкурсов по размещению муниципальных заказов, Виктор НАЗАРОВ мягко остановил спор. Мол, нравятся нам торги или нет – обсуждать эту тему бессмысленно. Понятно, что система несовершенна. Но другого механизма сегодня нет. Федеральное законодательство требует проведения торгов при размещении муниципальных заказов, и мы обязаны подчиняться закону.