Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Андрей ТКАЧУК, начальник Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области:«Мне проще, чем моим предшественникам – не приходится рекламировать непродающийся товар»

2 августа 2012 14:37
0
1952

Новая команда в областной власти продекларировала кардинальные изменения в информационной политике. Об изменениях на медийном поле, которые уже произошли и скоро произойдут, и о том, какая информация нужна омичам о работе правительства, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с новым руководителем областного ГУПТР Андреем ТКАЧУКОМ.

– Андрей Николаевич, в первую очередь хотелось бы уточнить: теперь исключительно ГУПТР будет формировать информационную политику?
– Я не считаю правильным что-то навязывать и руководить творческим процессом, как это было раньше. Сегодня перед всеми творческими коллективами ставится одна задача: редакционная политика должна быть сугубо информационной. Желательно, еще и полезной. Можете расценивать мои слова как хотите, но я вижу, что Виктор НАЗАРОВ искренне хочет изменить ситуацию в Омской области, то есть поднять уровень доходов жителей области до уровня ведущих регионов. Вокруг этого можно наворачивать сколько угодно пиара, но если результата не будет, то цель, как считает губернатор, не будет достигнута. Из этого тезиса строится и вся информационная политика. Областные СМИ не должны рекламировать губернатора. Их задача – рассказывать о деятельности губернатора и регионального правительства. Объективно и полно.

– Понятно, что сегодня любое слово губернатора вызывает живой интерес и со стороны независимых СМИ. А потом?
– Эффект новизны, конечно, скоро пройдет, вы правы, и дальше всем захочется увидеть конкретные действия, но эти конкретные действия будут, у меня сомнений по этому поводу никаких нет. Мне, если говорить откровенно, гораздо проще работать, чем моим предшественникам – не приходится придумывать велосипед и рекламировать непродающийся товар. У нас хороший свежий информационный товар, который даже не требует времени на сортировку. Именно поэтому у нас сегодня есть возможность вплотную заниматься вопросами модернизации областных СМИ. Конечно, формализованная концепция информационной политики нужна, и она будет, мы скоро начнем этим вопросом заниматься, но сначала нужно решить задачи первостепенной важности.

– Первое, с чего вы начали, — закрыли часть изданий в холдинге «Омская правда». Почему?
– Мы исходили из экономики. Штатных единиц в «Омской правде» – 113. Из них 19 были постоянно вакантными. Но деньги-то осваивались полностью. Каждый год. На 2012 год холдингу было выделено из бюджета 55,6 млн рублей. Плюс к этому – доходы от размещения рекламных материалов. Деньги, в общем, очень не малые. И зарплаты в «Омской правде», скажем честно, были существенно выше средних по омскому рынку печатных СМИ. Выше на 25 — 50%. А по некоторым позициям – на 100%. Я сам работал главным редактором, директором газеты, экономику печатных СМИ знаю неплохо. И когда я вижу в штате «Омской правды», извините, вчерашнюю студентку, которая еще никак и нигде себя не проявила, но при этом выросла за два года уже до средней позиции и получает за счет областного бюджета зарплату почти в 40 тысяч рублей, это не кажется мне нормальным.

– Что будет с «Омской правдой»?
– Мы разделили в «Омской правде» функции главного редактора и директора, пригласив на должность директора Евгения ГЕРВАЛЬДА, который в свое время был директором омского представительства газеты «КоммерсантЪ». С 1 августа он выходит на работу и будет отвечать за контракты, продажи, рекламу и так далее. Задачи руководству холдинга поставлены конкретные: сократить штат до разумного предела, дотацию из бюджета снизить с 55,6 млн рублей до 41 млн рублей, увеличить тираж «Омской правды» как минимум, вдвое, до 15 тысяч экземпляров, сделать газету полноцветной, увеличить доходы от рекламы и продаж. Не исключаю, что вместе с коллективом «Омской правды» мы найдем в следующем году резервы и для дальнейшего уменьшения дотаций из бюджета.

– Передумали делать главную областную газету бесплатной?
– Это решение принимала сама редакция и никто более! Уже решено, что она останется по-прежнему платной. Нужно только научиться ее продавать.

– Была ли финансовая проверка в холдинге? И если была, то каковы результаты?
– Нет, финансовую проверку мы еще не проводили. Но, по всей видимости, будем проводить, а то некоторые наши коллеги уже стали писать, что журнал «Деловая среда», который входил в холдинг «Омская правда», печатался, якобы, по завышенной цене. Чтобы не возникало в дальнейшем никаких спекуляций на эту тему, губернатор принял решение о проведении официальной проверки. Если аудиторы из КРУ найдут нарушения – будем принимать меры. Если не найдут – снимем навсегда этот вопрос с повестки дня.

– Много споров в последнее время было вокруг газеты «Криминал-Экспресс». Почему было решено от нее отказаться?
– Из газеты «Криминал-Экспресс» за последние годы ушли практически все рекламодатели. А рекламодатели – это один из главных индикаторов на медиа-рынке. Если газета «Криминал-Экспресс» так нужна нашему городу, как меня сегодня пытаются некоторые убедить, то почему ушли рекламодатели? Почему УМВД по Омской области в свое время вышло из состава учредителей этой газеты, если она такая общественно полезная? В сегодняшнем виде она может только генерировать убытки. А заниматься ее оздоровлением, на мой взгляд, имело бы смысл только в том случае, если бы эта газета действительно выполняла социальную функцию. Мне говорят: она занимается пропагандой, профилактикой, системным освещением и так далее. Но такие же функции выполняет любое общественно-политическое издание. Любая нормальная газета, которая хочет быть интересной для своих читателей, пишет и о преступлениях, и о работе правоохранительных органов, и о профилактике наркомании, и о социальных программах. Именно поэтому узкоспециализированное издание «Криминал-Экспресс» оказалось невостребованным. Его выдавили с рынка более универсальные издания.

– Насколько я понимаю, коллектив газеты «Криминал-Экспресс» уже принял решение работать самостоятельно, без поддержки бюджета?
– На самом деле я еще при первой встрече, которая состоялась месяц назад в редакции «Омской правды», сделал такое предложение всем творческим коллективам, чьи издания решено было закрыть. Прошел уже месяц. Встречное предложение поступило только от газеты «Криминал-Экспресс». Думаю, мы найдем возможность помочь этой газете, чтобы переход на коммерческие рельсы получился более мягким. Во всяком случае, из помещения редакцию никто не прогонит даже по окончании июля.

– По закрытию журнала «Деловая среда» все уже решено окончательно?
– Окончательно и бесповоротно. Журнал с 1 июля закрыт. Деловые издания, которые финансируются правительством Омской области, не могут быть объективными по определению. А если они не объективны, то и не интересны своей целевой аудитории. И, следовательно, не могут быть востребованными на рынке. Насколько я знаю, продажи «Деловой среды» в Роспечати были практически единичными. Возврат превышал 90%. Наше собственное издание никогда не сможет задавать неудобные вопросы нам же. Я не представляю в России такой ситуации, в которой СМИ могло бы терзать своего собственного учредителя и колоть его булавками в бок.

– А как же деловой журнал «Nota Bene», который выпускает областное ОАО «Агентство по рекламно-выставочной деятельности»»?
– Дойдет очередь и до «Nota Bene», я вас уверяю. Сейчас по поручению губернатора мы начинаем работу по оценке всех медийных ресурсов, которые есть в различных министерствах и ведомствах, а потом будем собирать их в единый центр. С АРВД, конечно, несколько сложнее ситуация, поскольку это акционерное общество, потребуется, видимо, несколько месяцев, чтобы медийные активы из АРВД изъять и передать в управление нам.

– Складывается впечатление, что обновление прошло мимо ГТРК «Омск». Или телевидение — это священная корова?
– Это обманчивое впечатление. Перед Сергеем ТОКАЕВЫМ, новым руководителем ГТРК «Омск» тоже стоят большие задачи. Он сейчас ищет способы сокращения издержек, в том числе за счет сокращения штата, и варианты увеличения дохода за счет рекламы. Сразу скажу, три предприятия, из которых состоит 12 канал, мы будем объединять в одно, а все сельские филиалы оставим. Ни один из 22 филиалов ликвидирован не будет.

– То есть у ГТРК «Омск», на ваш взгляд, несоразмерно маленькие доходы от рекламы?
– Скажем так, у 12 канала, на мой взгляд, есть резервы для роста собственных доходов. К сожалению, с 30 июня мы потеряли эфир на РЕН ТВ, где тоже была возможность зарабатывать рекламные деньги. И я не совсем пока понимаю, каким образом контракт, заключенный между РЕН ТВ, ОТВ-3 и нашим ГТРК «Омск», стороны расторгли досрочно, причем по инициативе ОТВ-3, которое готовило программы для ГТРК «Омск» на оборудовании, предоставленном тем же ГТРК «Омск». Контракт должен был действовать до конца 2012 года, но перед сменой руководства в ГТРК «Омск» откуда-то возникла инициатива по его досрочному расторжению. Если учесть, что на том же месте в сетке вещания РЕН ТВ появился продукт, который готовит ООО «Омская телевизионная компания», где весь коллектив – это выходцы из ГТРК «Омск», то совпадением это назвать трудно. Думаю, со временем этому всему будет дана какая-то оценка.

– Еще один немалый сегмент государственных медийных активов, из-за которого на вас посыпалась критика, – районные газеты. Какие у них перспективы? Будут они переходить на другой формат, станут ли вкладками в «Омскую правду»?
– Однозначно могу сказать: закрывать районные газеты никто не собирается. Все эти панические слухи возникли из того, что одни что-то недослышали, другие недопоняли, третьи и не собирались вникать. Мысль, высказанная мной на первой встрече с редакторами районных газет, была той же самой: давайте вместе думать, как нам, во-первых, сэкономить бюджетные деньги, во-вторых, научиться выпускать газеты, которые будут интересными, современными и нужными для читателей. И если кому-то будет трудно это сделать самостоятельно, сказал я, тот может, например, выходить в виде приложения к «Омской правде». И добавил, что это только пример, а на самом деле я жду предложений от творческих коллективов. Редакторы взбудоражились, пошли эту новость бурно обсуждать, потом мои слова вырвали из контекста и стали активно обсуждать омские СМИ. Но я к этому отношусь нормально. И к критике тоже отношусь нормально. Просто, видимо, еще не все поняли, что информационная война закончилась и пора уже заниматься восстановлением того, что было разрушено.

– Сколько тратит бюджет на районные газеты?
– В среднем дотация – полтора миллиона рублей на одну газету. Всего их 32, напомню. Но бюджетная составляющая в доходах различных газет различается. У кого-то дотация не превышает 30%, у кого-то до 60% доходит.

– И есть на чем сэкономить?
– Есть. Я вам честно скажу, у некоторых редакторов районных газет заработная плата достигает 45 — 50 тысяч рублей в месяц. Для села это вообще заоблачная зарплата, поэтому таким я сразу предложил быть скромнее. Остальным предложил заморозить зарплаты на том уровне, который есть. А всем вместе предложил разработать планы развития и стратегии снижения издержек. При тех же суммах дотаций на будущий год все газеты в районах должны добавить цветность, количество полос и тираж.

– И все же, сколько в бюджете 2013 года правительство выделит для областных СМИ? В этом году выделялось 350 млн рублей. Потом сократили дотации на 50 млн. На будущий год будет 300 млн рублей? Или меньше?
– 300 млн рублей – это потолок. Может быть, будет и меньше. Но даже если мы зафиксируемся на этой цифре, то однозначно увеличим эффективность использования бюджетных средств. Есть много интересных идей, которые хотелось бы реализовать. Создать, например, новый областной Дом печати.

– Выкупив здание старого Дома печати на проспекте Маркса?
– Нет, выкупать здание Дома печати нет необходимости. Площади теоретически уже есть в здании, которое занимает Омская областная типография. Замечательное, кстати, историческое здание, которое находится на пересечении улицы Декабристов с улицей Лермонтова. Типография, к моему большому удивлению, стояла в плане приватизации. Зачем? Во-первых, это здание-памятник. Во-вторых, типография работает самоокупаемо и на нее не тратится ни копейки из бюджета. В-третьих, там неплохая полиграфическая база, на которой печатаются сегодня все районные газеты, а это не так уж мало – 130 тысяч экземпляров в неделю. Проблема у типографии одна – оборудование морально и физически устарело. Но если купить современную полиграфическую машину, мы получим полиграфическую базу, на которой сможем по минимальной цене печатать всю полиграфическую продукцию, которая необходима в работе администрации области – книги, брошюры, блокноты и так далее, печатать все областные СМИ, и только на этом получить колоссальную экономию бюджетных средств. Причем производство можно переместить в четырехэтажное здание, которое пристроено рядом, а в историческом здании сделать ремонт и предложить эти площади редакциям омских СМИ, которые нуждаются в офисных помещениях. Аренда помещений – это одна из самых больших расходных статей у любого СМИ. А мы сможем предложить редакциям помещения дешево. Настолько дешево, насколько позволит законодательство.

– И что по этому поводу думает губернатор?
– Предварительно он эту идею одобрил. А когда мы разработаем все более детально, составим бизнес-план, будем выходить с этой идеей и на правительство.




 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.