Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Тамара ШМАКОВА, заместитель руководителя УФАС России по Омской области: «До 2000 года о нашей службе вообще мало кто знал»

5 сентября 2012 10:04
0
2598

30 июня Тамара ШМАКОВА, до недавнего времени возглавлявшая в Омском УФАС России отдел контроля размещения государственного заказа, утверждена в должности заместителя руководителя управления. С новым заместителем Сергея СУМЕНКОВА побеседовал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

— Тамара Петровна, вы курируете, насколько я понимаю, работу двух отделов управления. Сколько там сотрудников?

— В отделе рекламы – пять сотрудников, в отделе контроля размещения госзаказа – восемь. Это самый большой по численности отдел в нашем управлении. Отдел контроля размещения госзаказа работает, практически, в режиме скорой помощи. Мы ведь не ограничиваемся доводами, указанными в жалобе, а каждый раз проводим проверку торгов по размещению госзаказа в полном объеме.

— И жалоб по-прежнему много…

— Много. В 2007 году, когда функции контроля за размещением госзаказа были переданы в наш отдел, за год было рассмотрено 80 жалоб, в 2011 году – 207, а на сегодняшний момент, 30 августа, к нам уже поступило 246 жалоб. Впереди еще 4 месяца.

— Увеличилось количество нарушений при проведении торгов или просто стало больше недовольных?

— Я думаю, что это связано с тем, что с 2006 года, когда начал действовать Федеральный закон №94-ФЗ, правовая подготовка участников и заказчиков существенно улучшилась, уровень участников торгов сегодня достаточно высокий, все знают, как писать жалобы, куда их подавать. И общедоступность информации о рассмотрении жалоб участников торгов играет определенную роль. Мы всю информацию в обязательном порядке размещаем и на официальном сайте управления, и на официальном сайте госзакупок – zakupki.gov.ru. С точки зрения адвокатирования той же конкуренции мы считаем очень важным, чтобы информация была максимально публичной.

— Адвокатирование – это что за термин?

— Это термин, который ввела ФАС России, он означает сопровождение нашей деятельности, ее освещение. Мы дополнительно публикуем на официальном сайте управления в полном объеме все свои решения, чтобы наша позиция была известна максимально широкому кругу заинтересованных лиц. Кстати сказать, заказчики, уполномоченные органы внимательно изучают наши решения. И как только видят нашу позицию по определенному вопросу, то корректируют и свои действия.

— Боятся штрафов?

— Штрафы на самом деле большие – до 50 тысяч рублей на должностное лицо. При этом КоАП РФ не предоставляет должностному лицу, рассматривающему дело, возможности учесть имущественное, финансовое положение привлекаемого лица, иные смягчающие обстоятельства, поскольку штрафные санкции установлены в твердых размерах.

— Тем не менее, несмотря на постоянно растущую юридическую грамотность, количество отменяемых торгов больше. Особенно когда торги проводят муниципальные заказчики сельских районов…

— Вполне возможно, что в сельских районах Омской области действительно еще недостаточен уровень подготовки специалистов, работающих в сфере размещения заказов. Ошибок, конечно, много.

— Есть какие-то типичные проблемы, из-за которых отклоняются заявки участников торгов?

— В соответствии с требованиями законодательства при проведении электронных аукционов участники размещения заказа в первой части заявки обязаны указывать характеристики и конкретные показатели товаров, которые будут использоваться при выполнении работ. И вы знаете, вот эту норму участники размещения заказов до сих пор усвоить не могут – особенно при размещении заказов на строительные работы. Мы рассмотрели 23 августа, 27 августа и 28 августа двадцать шесть жалоб на 10 аукционов, которые проводила администрация города Омска на ремонт дорог и проездов к жилым домам. И в итоге все жалобы были признаны необоснованными. Участники не были допущены к торгам именно из-за недочетов при оформлении заявок. И несколько аукционов администрации придется проводить повторно.

— То есть городское управление муниципального заказа никаких искусственных ограничений не использовало? Сейчас модно обсуждать в СМИ хитрость чиновников, которые манипулируют торгами, чтобы муниципальные контракты подписывать с «уполномоченными» подрядчиками…

— Нет, заявки были отклонены правомерно, мы их все проверили. И все жалобы признали необоснованными. В управлении муниципального заказа и организации торгов администрации города Омска, на мой взгляд, работают специалисты очень высокой квалификации.

— А какие жалобы поступают в отдел рекламы Омского УФАС?

— Там жалоб или заявлений значительно меньше. Последние из поступивших были поданы не по подведомственности. Жалуются, например, на размещение рекламных носителей на фасадах жилых домов без согласия собственников, а мы такие жалобы не рассматриваем. Это не наш вопрос. Поэтому дела, которые возбуждаются управлением по фактам нарушений норм Федерального закона «О рекламе», — это в основном наша собственная инициатива. Либо мы выявляем нарушения в ходе плановых или внеплановых проверок, либо просто сами замечаем какие-то нарушения. Несмотря на то, что закон действует с 1995 года и все нормы уже давно известны, рекламодатели продолжают упорно наступать на те же грабли.

— Реклама в Интернете крепких алкогольных напитков и пива, запрещена полностью. Я перед интервью специально проверил. Нашел рекламный сайт и всем известного омского производителя водки, и сайт с рекламой популярного омского пива.

— Если нашли, скажите где. Мы проверим. Но тут может быть еще такой нюанс, что вы видели не рекламу. Не так давно мы получили разъяснения из ФАС России о том, что рекламу и информацию о продукции, которая размещается на сайте производителя с целью продвижения этой продукции, следует разграничивать. Оборот крепкого алкоголя не запрещен, следовательно, производитель алкогольной продукции имеет полное право ее продвигать. В том числе через Интернет с размещением прайс-листов.

— В смысле на своем сайте информацию о водке размещать можно, а на чужих сайтах баннер ставить нельзя?

— Примерно так, да не совсем, поскольку баннеры, к которым мы привыкли в Интернете – это реклама, и если такой баннер будет размещаться на сайте производителя или продавца, то он и будет рассматриваться как реклама, нарушающая требования федерального закона.

— Как антимонопольные органы отслеживают рекламу в Интернете?

— Просто смотрим сайты в Интернете, как и все иные пользователи. Если вы имеете в виду какие-то специальные программы, то у нас их нет — мониторим в ручном режиме.

— Лично меня сильно раздражает, когда начинается рекламная пауза и приходится каждый раз искать пульт, чтобы приглушить телевизор...

— Всех раздражает. И меня раздражает. Тем более что у меня-то на рекламу профессиональная реакция. Мне не важно в каком виде идет реклама, где она распространяется, я ее везде замечаю. Нормальные люди могут и не заметить, а я замечу обязательно. И сразу начинаю анализировать, нет ли каких-то нарушений.
Однако за нарушение уровня громкости наказать пока не можем — нет у нас до сих пор технического регламента по замеру уровня звука рекламных пауз в телевизионном эфире. По сути, эта норма, принятая в 2006 году, так и не работает.

— Зачем проводятся соцопросы на сайте Омского УФАС по поводу той или иной рекламы? Ну выскажутся 50-100 человек, разве это репрезентативная выборка?

— Голосования на нашем сайте – это не соцопрос. Мы просто исследуем общественное мнение по поводу этичности отдельных рекламных сообщений. Как правило, свое мнение высказывают люди активные, это во-первых. Во-вторых, четких критериев этичности все- таки нет. Это оценочная категория. А закон «О рекламе» не регулирует критерии оценки этичности в рекламе. В каждом конкретном случае мы принимаем решение исходя из суммы субъективных мнений. В скором времени, я думаю, мы возобновим работу общественного совета по рекламе, который действовал при нашем управлении раньше. Раньше вопросы этичности и неэтичности выносились и обсуждались именно на заседаниях этого совета. И хороший результат был, как я считаю.

— Инженером вы в свое время не стали. А в антимонопольном органе отработали почти двадцать лет. Надо полагать, нашли свое предназначение?

— Сегодня другой деятельности я для себя просто не вижу. Хотя по большому счету до двухтысячного года о нашей службе вообще мало кто знал. Громко звучать мы стали только последние лет десять.

— Вы жесткий начальник?

— Скорее жесткий, поскольку умею спрашивать с подчиненных, но при этом считаю, что требовать от подчиненных определенный результат можно только в том случае, когда ты сам их чему-то научишь. Поэтому каждого специалиста сначала обучаем специфике своей работы, проблемные вопросы, возникающие в правоприменении, решаем вместе. И если кому-то из коллег нужна помощь, то она будет оказана.

— Наверное, сегодня желающих работать в антимонопольной службе хоть отбавляй...

— Желающих действительно много, если судить по количеству заявлений, которые поступают, когда мы объявляем конкурс на замещение открывающихся вакансий. Проблема в том, что люди просто хотят попасть на госслужбу. А у нас своя специфика, не каждый способен ее понять и выдержать нагрузку.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.