Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Сергей АЛЕКСЕЕВ, министр образования Омской области: «Многие инвесторы говорят: «Давайте мы построим детский сад и вам продадим». А смысл? Были бы деньги – мы бы сами построили»

19 сентября 2012 12:50
0
1558

В среду, 12 сентября, на «кухонные посиделки» в газету «Коммерческие вести» пришел министр образования Омской области Сергей АЛЕКСЕЕВ. Мы предлагаем самые интересные фрагменты беседы за чаем.

— Каждый день прохожу мимо одного детского сада на 21-й Амурской и не устаю ужасаться его состоянию. Если ребенок с четырех-пяти лет находится на грязной земле, где даже цветы не растут, то он ведь может внутренне никогда потом не понять, что такое красиво. Отсюда вопрос: кто отвечает за эстетику тех мест, где находятся наши дети?
— Вопрос не в бровь, а в глаз. Отвечает в первую очередь директор этого образовательного учреждения, в чьем бы ведомстве оно ни находилось — государственном или муниципальном. Это должно быть у руководителя в крови, не говоря о его должностных обязанностях. Если говорить о подчиненности, то за детские сады отвечает муниципалитет. В нашем ведомстве – только коррекционные детские сады, их восемь видов. Что касается надзора, да — это задача министерства. Но здесь есть нюансик небольшой. Департаменту надзора и контроля при министерстве образования переданы полномочия из Федерации, и проверки они проводят только планово. План проверок согласуется с прокуратурой ежегодно, а внеплановые выезды возможны только по обращениям граждан. Вы говорите, 21-я Амурская? Поедем посмотрим. Я недавно был в одном из наших подведомственных учреждений закрытого типа — там в полном смысле слова бардак! Спрашиваю директора, а она говорит: «У меня ставок нет». Хотелось сказать: «Сами бы взяли и выкосили». Женщина ведь, должна быть примером опрятности. Я убежден: перевоспитывать необходимо руководителей.

— А заставить?
— Как заставить, если в голове тяму не хватает. Ну, для показухи сделает, если узнает, что проверять будут. А уволить не так просто – сразу в суд обратится.

— Раньше детский сад воспринимался как способ социализации, а теперь это просто способ занять ребенка, пока родители работают.
— Федеральные образовательные стандарты нового поколения, которые сейчас вводятся по всей России, отличаются от действующих, которых по большому счету и нет. Новые стандарты основаны на требованиях «три Т»: требования к условиям, требования к содержанию, требования к результатам. К 2020 году они станут обязательным для выполнения в образовании от дошкольного до высшего профессионального.

— Если вернуться к министерству, какова его общая численность? Затронуло ли ваше министерство сокращение пятисот чиновников, о котором заявил губернатор?
— У нас 135 сотрудников в министерстве: 30 федеральных (тот самый надзор), труд которых оплачивает Федерация, 40 – негосударственные служащие, 64 – госслужащие. Сокращения были и прежде, по 10-15% в год сокращали. На сегодняшний день у нас самое маленькое министерство по числу государственных служащих, и объявленное на сегодня сокращение нас не коснулось.

— Насколько я понял, там речь шла о сокращениях не только в рамках самого министерства.
— Сокращение управленцев в подведомственных министерству образования учреждениях у нас идет.

— И сколько сократят и кого?
— Минимум 190 человек. Это заместители директоров, а также управленческие кадры тех учреждений, которые сейчас объединяются в сфере профессионального образования.

— О каких учреждениях идет речь?
— Есть постановление правительства Омской области об объединении шести пар образовательных учреждений. В Омске в один крупный педагогический колледж объединяются два педколледжа, первый и второй. Мы с педагогическим университетом рассматриваем перспективы создания трехуровневого педагогического кластера, в состав которого войдет этот большой педколледж. Также объединяются профучилище № 36, что на Левом берегу, и мясо-молочный техникум. Идет присоединение учреждений в Таре, Исилькуле и Усть-Ишиме с Тевризом.

— Два омских педагогических колледжа будут по-прежнему располагаться в разных зданиях или объединятся в буквальном смысле?
— Оба они войдут в педагогический колледж № 2. На базе другого педколледжа, который расположен на Блюхера (там хорошее здание, хорошая материальная база), мы планируем создание губернского регионального лицея для одаренных детей.

— Можно об этом подробнее? Когда планируется эту идею воплотить в жизнь и в какой форме?
— Лицея еще нет. Само по себе это не новшество, в ряде регионов такой формат существует и работает. Сегодня у нас есть учреждения повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов), но они в основном представлены в городе Омске и районных центрах. Получается, что возможность получать качественное образование имеют только городские дети, а большинство сельских школьников в этой области обделены. Смысл в том, чтобы собрать в будущем лицее талантливых ребятишек из сельской местности (пока мы рассматриваем с 8-го по 11-й классы), организовать там хорошую материально-техническую базу и подобрать высококвалифицированные кадры. Концепция предполагает создание государственного учреждения интернатного типа. Обучение там будет бесплатным.

— Сколько детей предполагается там разместить?
— Трудно пока сказать. Вместимость комплекса педколледжа – 1176 человек, но это по меркам 1980 года, когда было построено здание. С тех пор санитарные нормы ужесточились, но минимум тысяча мест там есть. Я не думаю, что стоит сразу набирать такую большую массу ребятишек. Возможно, стоит начать с двухсот-трехсот. Пока мы изучаем свои возможности и опыт других регионов и надеемся, что со следующего учебного года лицей откроем, хотя бы пробно.

— Но бюджет на следующий год, наверное, уже распланирован?
— Есть возможность вносить изменения в бюджет за счет уменьшения средств на какие-то другие программы.

— Я еще 10-15 лет назад заметил, что руководители дошкольного образования стали превращаться в маленьких важных «чиновничков». У них появился дефицитный ресурс — места в детском саду. Такое ощущение, что чем дальше, тем сильнее это развивается. Какая у вас на это точка зрения?

— Проблема есть. Я бы не сказал, что все руководители такие, но встречаются. Конечно, пока отсутствуют места в детских садах, так и будет. Надо ставить таких директоров «с распальцовкой» на место, причем делать это должны не только надзорные органы, но и родительская общественность, с помощью родительских собраний, организации попечительского совета. Директор должен давать им отчет о своей работе.

— Как вы смотрите на то, что некоторое время назад система оплаты труда в школах, детских садах и других учреждениях образования изменилась? Раньше заработная плата регулировалась сверху, а теперь решили, что в самом учреждении лучше знают, кому дать больше, кому – меньше. Чуть ли не все, кто сталкивается с этой системой, говорят, что в подавляющем большинстве случаев она приводит к тому, что директор резко увеличивает зарплату себе и своим заместителям, а учительские надбавки тут же уменьшаются. Вопрос даже не в том, что директора плохие, – может быть, с системой ошиблись?
— Система выстраивается из наших действий. Во-первых, заработную плату распределяют не директора. Они распределяют стимулирующие комиссионные выплаты, и в каждой школе или детском саду есть положение об их распределении. Согласно положению создается комиссия, которая распределяет стимулирующую часть. То, что директор определяет себе зарплату больше, а педагогам меньше, – это неправда. Согласно нормативному положению кратность заработной платы директора может быть до четырех от основного персонала (учителей). Сегодня средняя кратность составляет 1,3 — 1,6. Поэтому здесь частный случай не характеризует систему образования в целом. Но если зарплата директора будет на 1-2 тысячи больше, чем у всех, это тоже неправильно. На плечах руководителя лежит все учреждение, а также выполнение надзорных требований, предписаний и так далее. Но за эту повышенную заработную плату мы имеем право требовать от директора хорошей организации, качественной работы основного персонала и учебного результата.

— Какая сейчас у учителей зарплата?
— По-разному. Когда слушаешь доклады специалистов-финансистов, у них все получается красиво, а приходишь в конкретное учреждение – там встречаешь недовольство. Перед тем как прийти к вам, я попросил дать мне ведомости обычной городской школы, сельского лицея, гимназии и так далее. Вот мне дали их. На конец августа средняя заработная плата учителя составляет в Омской области 19 250 рублей. Ну не верит этому никто! У директоров зарплаты тоже разные. Разница с учительской зарплатой — от двух до сорока тысяч. Если раньше можно было говорить о средней заработной плате по всем школам и эта сумма была практически одинаковой, то теперь она отличается в разы, причем не только по разным школам, но и внутри одной. Базовая ставка, которая дается за количество часов, до 1 сентября этого года составляла 4 830 рублей в месяц (за отработанные 18 часов в неделю). С 1 сентября она составила 6 280 рублей. А далее идут доплаты. В каждом учреждении прописано, за что дается стимулирующая выплата — по процентам, коэффициентам и так далее.

— Каков вес надбавок за качество, а сколько полагается за экономию бюджета? Почему-то ведь учителя, даже в лучших гимназиях и лицеях города, не говоря об обычных средних школах, постоянно меняются. Кого ни спросишь – ушел, потому что зарплата маленькая.
— Да, сложный вопрос. Несовершенны сегодня те нормы, которые заложены в положениях. Четкости нет. Базовая часть – 70%, стимулирующая – 30%. Но за что мы эти тридцать платим? Получается, что за дополнительные занятия и походы с детьми в музей. Система рассчитана на качество, но далеко не совершенна. На практике получается, что 70 процентов мы платим за проведенные часы, которые зачастую не влияют на результат.

— Вы обещали показать примеры зарплат директоров и учителей…
— Ну вот смотрите. Большереченский район, малокомплектная школа, 97 учеников. Зарплата директора там – 32 тысячи. В этой же школе в апреле 2012 года средняя зарплата по учителям составила 17 тысяч рублей. Саргатский район — 129 учеников, зарплата директора – 29 тысяч, средняя у учителей – 16 тысяч рублей. А вот городские школы. Возьмем конкретную: директор – 50 тысяч, по учителям – 17 тысяч в среднем. Вот учитель биологии за 18 часов там получает 13 тысяч рублей. Учитель физкультуры за 21 час – тоже 13 тысяч. Но есть вот учитель, у которого на несколько часов больше, у него уже 21 тысяча. Кстати, средняя норма по области – 26 часов в неделю. На одну ставку никто не работает. Я сам молодым учителем был – хотел побольше часов набрать, чтобы получать больше.

— Сколько составил консолидированный бюджет в сфере образования Омской области — включая ремонт, зарплаты учителей и все остальное?
— В 2012 году — порядка 12 млрд рублей. На 2013 год сумма пока не утверждена, но планируется более тринадцати миллиардов.

— Что вы считаете самым больным вопросом образовательной сферы Омской области?
— Мы сегодня являемся лидерами в стране в кавычках по количеству стоящих на очереди в детские сады. 29 тысяч ребятишек ждут. Проблема запущенная, и на ее решение нам надо, грубо говоря, 10 млрд рублей дополнительно к тому, что уже выделялось. В бюджете ничего не предусмотрено, за исключением 2 млрд рублей из правительственной программы содействия развитию. Мы сегодня ломаем головы, тем более что президентом задача поставлена решить этот вопрос до 2016 года. Осталось три года на постройку не менее сорока садиков для ребятишек от трех до семи лет. На сегодняшний день я не вижу иного решения, кроме поиска инвестора, готового построить за свои средства дошкольное учреждение, оснастить его, сдать в эксплуатацию и передать нам в аренду, и чтобы мы с ним рассчитывались в течение лет десяти. Сейчас многие инвесторы говорят: «Давайте мы построим детский сад и вам продадим». А смысл? Были бы деньги – мы бы сами построили.

— Вы говорите, что в вашем ведомстве находится контроль имущества сферы образования в Омской области. Каков в целом этот имущественный комплекс? Все ли посчитано? И если да, то во сколько оценено?
— Все имущество находится либо в муниципальной, либо в областной собственности. Сейчас мы занимаемся инвентаризацией движимого и недвижимого имущества, в соответствии с указанием губернатора. Нам это поможет все проанализировать и избавиться от ненужного. Перечень и оценка имущества есть.

— Недавно пошли разговоры о возможности возврата детских садиков, попавших некогда в посторонние руки. Есть у вас по этому поводу идеи, мысли, предложения, планы?
— Мы проанализировали ситуацию совместно с муниципальным департаментом имущественных отношений и определили, что сегодня сорок семь, по-моему, детских садов используются не по целевому назначению. Это порядка девяти тысяч мест. Большинство, порядка шести тысяч мест, — это теперь филиалы лицеев и гимназий, то есть муниципальные учреждения. Около 20% — учреждения государственного назначения: налоговая, РОВД и так далее. Их возвращать посложнее будет, хотя нелегко и муниципальные. Если вернуть ребятишек, которые учатся в филиале, в здание гимназии, это ухудшит условия в части распорядка смен. Сейчас мы работаем над этим вместе с городом. Вячеслав Викторович ДВОРАКОВСКИЙ эту деятельность координирует. Одно место в детском саду стоит миллион рублей. На сто мест необходимо сто миллионов. А реконструкция иногда обходится еще дороже.

— А почему бы мамам не отдать эти деньги? Во многих городах ведь эта схема работает. Будет сидеть с ребенком, пока ему семь лет не исполнится, и к школе его подготовит.
— На мой взгляд, эта система неоправданна. Не каждый ведь может подготовить ребенка к школе. Да и платить не будешь столько, сколько мама на работе получает, – речь идет о двух-трех тысячах в месяц. Это не решит проблему.

— Долгое время шли споры вокруг объединения университетов: классического, института сервиса и педагогического. Какова сегодня ситуация?
— Я в 2009 году работал в министерстве, и тогда позиции такой не было. В то время шла процедура создания федеральных университетов, и Омск имел все основания создать на своей территории федеральный университет. Чем мы хуже Красноярска, например? Но то ли политической воли не было, то ли еще что-то, но мы это время упустили. А потом начались метания и попытки объединить кого-то с кем-то, не думая о смысле. Федеральный университет предполагался как мощная образовательная махина, но зачем просто объединять? Ради укрупнения? И что с чем объединять? ОмГУПС – железнодорожники, зачем их присоединять к чему-то? Остается классический, педагогический и институт сервиса. Опыт Казахстана, где решили объединить классический и педагогический вузы, показал, что там началось размывание педагогической специальности. Они нам недавно говорили, что по такому пути идти ни в коем случае нельзя. Нужно сохранить педагогическое образование. Да, при этом его нужно реформировать. Говорю открыто: нас не устраивает то, как педагогический вуз сейчас готовит кадры. Нужно менять всю структуру, в том числе форму прохождения педагогической практики. Нужно, чтобы студент с первых курсов приучался к учительской жизни. По поводу объединения уже высказывался губернатор, и однозначно наше мнение таково, что если студенты и преподаватели педагогического университета захотят объединиться с классическим – пожалуйста, через колено ломать и запрещать не будем. Но все мы понимаем, что они этого не захотят. В Иркутске представители вузов чуть ли не на забастовки вышли, протестуя против объединения. Позиция министерства и правительства такова, что необходимо сохранить самостоятельность педа. Что касается ОГИС, территориально это центр города. Прекрасная материальная база, мощный профессорско-преподавательский состав. Это единственный вуз в Сибирском федеральном округе, который готовит специалистов туризма и сервиса. Правда, эти специалисты не востребованы в регионе и уезжают на другие территории. Так нам нужно заполнять эту нишу, пока этого не сделали в Кемерове или Красноярске, создав центр по подготовке специалистов аналогичного профиля. Я считаю, нет необходимости объединяться этим трем вузам. Я уже не говорю о техническом университете! С приходом Виктора Владимировича ШАЛАЯ у вуза удвоился бюджет, превысив миллиард рублей в год, а при каждом факультете открылось по ресурсному центру… Вот им можно объединиться с СибАДИ!

— Не хотят.
— Да, не хотят. Кстати, назрели межрегиональные объединения в иной плоскости — электронного потенциала. Идея омского электронного университета уже находится в стадии практической реализации. Создана рабочая группа. На следующей неделе мы проводим первый рабочий круглый стол с обсуждением конкретных документов, которые будут регламентировать деятельность электронного университета. Конечно, это будет не физическое слияние под одной вывеской, с большим количеством студентов. Имеется в виду объединение электронных библиотек, подготовительных курсов, научных исследований и так далее.

— Какие первые плоды принесет работа над электронным университетом и когда это случится?
— Во-первых, будет подготовлен нормативно-правовой акт, который регламентирует деятельность этого университета. Уверен, что до конца этого года появятся предложения о составе дирекции. В принципе они уже есть. У нас очень много специалистов, докторов наук, профессоров, которые давно и интенсивно занимались проектом электронного университета.

— Кто сможет стать пользователем этого университета? Любой человек с улицы?
— Мы проговариваем этот вопрос. Я полагаю, что любой желающий, возможно, в какой-то мере платно, сможет получить там услуги.

— Сергей Григорьевич, с какими оценками вы школу окончили?
— У меня было две четверки, по русскому языку и немецкому, остальные — пятерки.

— А вы готовы ЕГЭ сдать?
— Я не скажу, что смогу сдать. Я же сейчас в школе не учусь. Когда я ее заканчивал, программа была совершенно иной. Химию бы, наверное, не сдал. Историю сдал бы, так как по профессии историк, и обществознание сдал бы. Математику не сдал бы, пожалуй, – я и не был никогда математиком. Вы уж поймите меня правильно. Если человек — министр образования, он что теперь, должен ЕГЭ сдать на 96 баллов?

— В школах появился новый предмет, на котором изучают религии. Православные возмутились, что слишком мало детей на их направление записалось…
— Напишите правильно название предмета: ОРКСЭ – основы религиозной культуры и современной этики. Это не религия как таковая, а основы религиозной культуры. ОРКСЭ состоит из шести подпредметов, которые даются ученику на выбор: четыре мировые религии, основы мировых религиозных культур и светская этика. Комментировать, кто что выбирает, я не буду. Вы напишете, а православная церковь на меня обидится. Не помню, сколько процентов учащихся их выбрали. Около двадцати, по-моему, но они бы хотели девяносто. Я тоже православный, но уж кто что выбрал...

— Говорят, у вас есть увлечение – вы собираете машинки.
— Чего я собираю? Не машинки, а модели машин! А то сейчас напишете: «Джипы в гаражах стоят». Собственная машина у меня — «Ниссан Санни» 2003 года, «Санька». Моделей машин у меня порядка двухсот, причем только отечественных.

— Да столько машин в СССР не было!
— Я тоже так думал, когда начинал коллекционировать. Но их намного больше.

— А сколько еще не собрано?
— Много еще! Было много экспериментальных моделей, которые не вышли в массовое производство.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.