Александр ПРОХОРОВ
Унаследованный дискурс: Парадигма сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели»
Пер. с англ.
Серия «Современная западная русистика»
СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2007 год. — 344 стр.
Тираж 1 000 экз.
Книга посвящана культуре оттепели — периода советской истории от смерти Сталина до начала семидесятых годов прошлого века. «В то время как большинство исследований оттепели рассматривает этот период советской истории как материализацию метафоры — оттепель как таянье сталинских снегов, — данное исследование пытается проанализировать диалектическую связь между сталинской культурой и культурой оттепели, которая пыталась сформулировать новые ценности, отличные, с точки зрения творцов оттепели, от сталинских норм, — предваряет свою книгу автор во введении. — Несмотря на внешние изменения в культуре и политике в годы оттепели многие фундаментальные тропы — ключевые метафоры, которые определяют основные повествовательные модели, характерные для текстов определенного исторического периода, — остались теми же, что и в сталинской культуре: «положительный герой», «семья», и «война». На материале литературы и кинематографа оттепели я рассматриваю, как писатели и режиссеры пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века переосмыслили основные тропы сталинской культуры».
Примечательно, что оттепельные метафоры и сами уже стали предметом изучения, как давно ушедшие в историю. В любом случае, даже не будучи специалистом, небезинтересно проследить, как задумывались и создавались фильмы и тексты шестидесятых. Например, третья глава книги посвящена роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго» (1957) и экранизации «Гамлета» Гргория Козинцева (1964). «Хотя и роман, и фильм стоят вне набора образцовых текстов соцреализма, я доказываю, — пишет автор, — что и Пастернак, и Козинцев полемизируют и отталкиваются от соцреалистического канона».
Елизавета КРИВОЩЕКОВА
замредактора «КВ»
liza@kvnews.ru