26 февраля состоялась пресс-конференция министра природных ресурсов и экологии Омской области Николая ЛЕБЕДЕВА, посвященная итогам работы министерства за 2012 год. «КВ» представляют читателям наиболее интересные моменты его выступления.
Про бытовые отходы
За год в Омской области образуется порядка 4 млн тонн отходов, из которых половина — отходы животноводства, сельского хозяйства, а четверть — отходы энергетической отрасли. Около 900 тысяч тонн отходов ежегодно в Омской области складируется на свалках и полигонах. Дополнительно к этому значительная часть мусора размещается на несанкционированных свалках, выбрасывается на улицы, в леса, на поля. Эта ситуация нас очень тревожит. Очевидно, что только административными мерами проблему несанкционированных свалок мы не решим. В 2012 году нашими специалистами только на территории Омска выявлено 118 таких свалок — мы писали письма администрациям округов, обращались в суд с исковыми заявлениями о понуждении убрать их. В итоге около 100 свалок были ликвидированы, однако, что самое ужасное, через месяц или через двана этих же местах снова появляются свалки. Не из космоса ведь они образуются, и не наши соседи из Тюмени их привозят — это ведь дело рук самих омичей! Мне кажется, что залогом успеха в этом деле может стать только совместная работа правительства и общественности.
В 2012 году в Оконешниковском муниципальном районе Омской области был введен в эксплуатацию первый в области полностью соответствующий современным требованиям полигон по размещению и утилизации бытовых отходов. Мы полагаем, что он в течение 20-25 лет снимет остроту проблемы хранения бытовых отходов в этом муниципальном районе. Ведутся работы по строительству такого же полигона в Таре — там будет предусмотрена гидроизоляция, контроль за состоянием грунтовых вод, профилактика возгораний и т.п., что уменьшит возможность негативного воздействия отходов на жизнедеятельность человека. При всем при этом необходимо также решать проблему использования и ненакапливания бытовых отходов.
Про два мусорных инвестпроекта
Поэтому сейчас мы рассматриваем два инвестиционных проекта, связанных с мусором. Один — омской компании «Норма-Плюс» («КВ»: связана с депутатом Омского горсовета Виталием ПУТИНЦЕВЫМ), которая планирует построить мусороперерабатывающий завод, она уже близка к получению кредита во Внешэкономбанке. Правительство Омской области оказывает данной фирме всяческую поддержку. Второй проект — инвестиционное предложение от английской фирмы ITSC, которая готова построить мусоросжигательный завод на территории нашей области. В Европе у данной фирмы уже есть подобные заводы. Последнее предложение нам представляется наиболее интересным и универсальным, потому что, во-первых, мусор не будет накапливаться. Во-вторых, в процессе сжигания будет вырабатываться тепловая энергия, которую можно будет использовать для разных целей. Однако пока для проекта ITSC еще даже не выбран участок — мало кто из жителей рад будет такому соседству.
Про грязный воздух
Омск уже не входит ни в десятку, ни в двадцатку наиболее загрязненных по воздуху городов РФ. Это, конечно, утешение, но весьма слабое, потому что степень загрязненности воздуха у нас все-таки рассматривается как высокая по специальной терминологии. В рамках весьма скудных бюджетных средств, которые у нас имеются, в декабре 2012 года мы купили два автоматизированных поста наблюдений (один стационарный, а другой передвижной). Всего в Омске сейчас действуют 8 станций для контроля за выбросами, но 6 из них контролируются специалистами и поэтому работают некруглосуточно. На омских предприятиях, а их под надзором около 1000 сегодня, знают режим работы этих шести станций, которые принадлежат омскому Гидрометеоцентру, и поэтому все основные выбросы приходятся на выходные дни, на вечернее или ночное время суток, когда станции по забору проб не работают. Для этого нам нужны современные комплексы, как те, что мы установили в декабре. Те станции, которые ведут забор воздуха непрерывно, как только возникает опасное превышение предела допустимых концентраций вредных веществ, тут же сообщают об этом на компьютер нашего министерства. Один пост установлен на ул. Дмитриева, на территории станции юннатов, в Кировском округе, а второй — на ул. 10 лет Октября, недалеко от ТЭЦ-5, которая является самым крупным в Омске источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — 4 тонны каждый час, или 35% от всех загрязнений от стационарных источников. В 2013 году планируем купить еще два автоматизированных поста наблюдений.
Про неправильный уголь
Почему ТЭЦ-5 и ТЭЦ-4 делают столько много выбросов? Да потому, что работают они на экибастузском угле. Мы предлагали руководству ТЭЦ переоборудоваться на кузнецкий уголь, энергетики не отказали прямо, но отметили, что это очень затратно и что этот переход повлечет за собой увеличение тарифов. Мы подготовили письмо в «Интер РАО» с просьбой рассмотреть возможность если не перевода на другие источники тепла, то хотя бы уменьшения нагрузки на ТЭЦ, потому как идет реконструкция Саяно-Шушенской ГЭС, чтобы сократить число выбросов. Надеюсь, что мы будем услышаны.
Про химический снег
Что же касается выпадения химического снега, то предприятие, осуществившее выброс, ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» контролируется федеральными структурами, так как является крупным промышленным объектом. Вопрос об оповещении и разъяснении омичам происхождения осадков в компетенции Роспотребнадзора, но не минэкологии, у которого крайне «ограниченные полномочия». Взять тот же скандальный судебный процесс между Омсктехуглеродом и Росприроднадзором. Мы в любом случае не можем давать официальный комментарий и пояснение, пока на 100% не будем уверены в источнике выброса. Вы же видите, к чему привело даже простое предположение Росприроднадзора, который в пресс-релизе назвал в качестве возможных источников химического снега и ТЭЦ-5, и Омсктехуглерод — к миллиардному судебному иску.
Про мизерные штрафы
Министерство не ставит перед собой цели штрафовать нарушителей экологического законодательства. Необходимо сделать так, чтобы неотвратимость наказания была устрашающим фактором, но сумма штрафов за выбросы несоизмеримо мала, причем, напомним, она установлена на федеральном уровне и на региональном коррекции не поддается. Штрафы за выбросы сопоставимы со штрафами за превышение скорости, и в таком виде они, конечно, неактуальны. Мы обращаемся к нашим депутатам с просьбой о подготовке законопроектов, ужесточающих административную ответственность для субъектов предпринимательства в экологической сфере, но, с моей точки зрения, гораздо эффективнее предписание об устранении нарушений, которое выдается после проверки предприятия в случае подозрения на выбросы. При этом после неисполнения требований предписания мы, Росприроднадзор или иное ведомство вправе через суд приостановить деятельность предприятия.
Про кремниевый завод
Журналисты сообщили министру о том, что за несколько дней до Нового года на официальном сайте ГК «Титан» вскользь, среди отчетных данных за 2012 год, сообщалось о том, что специалисты РАН одобрили проект строительства кремниевого завода в Омске, что ученые отметили конкурентоспособность проекта и порекомендовали авторам включить в состав кремниевого кластера другие регионы. А также СМИ поинтересовались, могут ли завод построить после проведения экспертизы только на федеральном уровне, в обход регионального ведомства? На что ЛЕБЕДЕВ ответил:
— Мы не знаем, как обстоят дела в НПО «Силарус», которое занимается проектированием кремниевого завода. Проект на экспертизу к нам так и не поступал, однако это не означает, что проекта нет. Объект будет строиться в Омске, и в любом случае компании нужно будет получить разрешение на строительство и пакет документов именно здесь. Возможно, у «Силаруса» есть какой-то типовой проект. Но типовые проекты должны быть привязаны к местным условиям с учетом всех требований, в том числе и экологических. Поэтому я никак не могу комментировать эту ситуацию, потому что не знаю, о каком проекте идет речь. Но в любом случае все зависит от результатов госэкспертизы.