В начале марта 2013 года рассматривалась стратегия развития Омской области до 2025 года, разработанная компанией «Стратегическое Партнерство». Разработчики заявили, что она представляет обзорную схему развития региона.
Больше управленцев
Как отметил главный докладчик Сергей ЛОЗИНСКИЙ, в Омске все плохо за исключением своевременной выплаты пенсий и социальных пособий. Далее разработчики указали на возможности по исправлению ситуации путем имеющихся и появлением новых отраслевых направлений (теперь в ходу слово «кластеры»), а также создание какого-то проектного офиса, который будет координировать деятельность министерств и ведомств.
Еще выше офиса должен расположиться консультационный Совет по конкурентоспособности и экономическому развитию при губернаторе, и будет придумано множество регламентирующих документов. Далее предлагается создание Агентства инвестиционного развития с перерождением в финансовый институт. Предлагаются всяческие управленческие структуры, контролеры и посредники, т. е. увеличение чиновничьего персонала и дополнительная нагрузка на бюджеты области и города.
Таким образом, подводя итоги обсуждения у губернатора, можно сказать, что омичи пока ничего конкретного за 30 млн руб. не получили. Посмотрим, что нам принесут следующие обсуждения (май, июль). Ознакомившись с представленным документом я бы хотел дать свою оценку сложившейся ситуации и пути выхода из тупика, возникшего в течение 20 предыдущих лет.
К сожалению, прежнему губернатору не только не удалось сохранить промышленность, но и было значительно снижено ее влияние на экономику и бюджет города. Сорвались программы «Вольво», АН-3, выпуск вагонов, тракторов, сеялок, вагонных колес. Это произошло потому, что хозяева предприятий не были заинтересованы в развитии этих производств, несмотря на оказываемую им помощь со стороны области.
Сегодня бюджеты области и города самые низкие в Западно-Сибирском регионе из расчета на душу населения. Бюджет области без дотаций 56 млрд руб, тогда как в Новосибирске — 123 млрд рублей.
В чем же дело?
Крах производства
Во все военные и послевоенные годы (до 90-х) градообразующими предприятиями были военно-промышленный и нефтехимический комплексы. На этих предприятиях работало более половины рабочего населения города. Эти предприятия строили жилье, школы, детсады, вкладывали деньги в развитие коммунального хозяйства и транспортную схему. После 90-х годов все это прекратилось. Область стала дотационной, бюджет — зависимым от Москвы, а на градообразующих предприятиях появились новые хозяева. Заводы ВПК оказались филиалами крупных корпораций. Они формируют программы и заказы головных оборонных предприятий, и влияние области на них практически никакое. Судя по прежним годам, Омску поручается не выпуск основной продукции, а докомплектация изделиями. На этих заказах много не заработаешь. Да, видимо, и хозяевам это развитие не очень нужно. Потеряны (проданы) производственные площади, цеха, оборудование. Потеряны и квалифицированные кадры. Исчезли заводы агрегатный, судоремонтный, имени Козицкого, Сибзавод, предприятия местной промышленности. На ладан дышат заводы машиностроения.
Судя по публикациям в печати, новые хозяева заводов не очень-то хотят пускать на свою территорию какие-то чужие производства, а свои развивать, не имея заказов, бессмысленно. И повлиять на эту ситуацию вряд ли может губернатор. Кроме того, у региона нет интереса развивать отрасли, сотрудничать с промышленными предприятиями, т. к. доход от них идет не в местный бюджет, а в Москву и регионы, где зарегистрированы предприятия.
Что касается нефтехимического комплекса, то дела обстоят не лучше. От НПЗ ждать нечего, там все понятно — Питер не отдаст получаемые доходы Омску. Кластеры СУТЯГИНСКОГО долго строятся, и не известно, когда будет результат и как это отразится на бюджете области. Значительно снизила объемы выпускаемой продукции Омскшина. Когда-то завод пластмасс предполагали сделать флагманом химической промышленности России, сегодня он банкрот. Поэтому кажется, что выбранное компанией разработчиков направление развития региона за счет этих отраслей весьма сомнительно. Да и сами хозяева заводов не очень этого хотят.
Выход из тупика
Вот что сказал московский разработчик программы господин Лозовский: «Омск теряет свою привлекательность для инвесторов. Это приводит к тому, что 30% населения не верят в возможности Омской области и не пожелали бы своим детям здесь оставаться. Большая часть затрудняются с ответом, но склоняются к варианту, что лучше уезжать, чем оставаться. И только 20% хотят остаться». За 2012 год более 100 предприятий (!) перерегистрированы в Новосибирск. Не видя перспективы, активная часть населения покидает город. Многие не верят, что положение улучшится.
Вообще складывается такое впечатление, что верховная власть уже списала Омск из городов-миллионников с развитой экономикой и столицы Сибири. Омск не Урюпинск, в нем свыше миллиона жителей. И представляется, что государство должно бы контролировать состояние экономики регионов, хотя бы тех, где есть города-миллионники, а не бросать их на произвол судьбы и ждать, когда они развалятся. Слишком это будет дорого для государства. Сегодня долг области 22 млрд рублей — это выше допустимого предела, город тоже в долгах.
Поскольку государство потеряло интерес к области как к промышленному центру, вспоминается классическое: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Так почему бы серьезно не начать развивать сельскохозяйственное производство и не сделать Омск аграрно-промышленным центром Сибири? Предпосылки к этому есть! Еще в царской России в Сибирском округе (основном Омске) в 1902 году производилось 27,7 тыс. тонн (не пудов) мяса, сала — 6,4 тыс. тонн, масла — 34,1 тыс. тонн, яиц — 30 млн шт., шерсти — более 4 тыс. тонн, пшеницы — 162,3 тыс. тонн, муки — 5,4 тыс. тонн. Стоимость сибирского масла составляла 61,2 млн золотых рублей.
Организовывались союзы производителей, куда входили артели, которые заключали договоры с сельскими общинами. Союз получал кредиты от государства под 12% годовых, т. е. структура предшествовала советским колхозам и потребкооперации. Только в Тюкалинском и Тарском уездах на артельную семью приходилось по 6 коров.
По состоянию на 1990 год в области было 1 665 тыс. голов крупного рогатого скота в т.ч. 570 тыс. дойного. Из них — 430 тыс. общественного. Поголовье свиней- 1670 тыс, овец — более 1млн, птицы — 10 млн. Область производила 1 800 тыс тонн молока, 34 тыс. тонн масла (сейчас в 3 раза меньше), 10 тыс. тонн сыров, 236 тыс. тонн чистого мяса, без субпродуктов. Область собирала в среднем ежегодно 2,5 млн. тонн зерна. Омская область кормила соседние области и половину армии.
Укрупнить районы
За годы правления прежнего губернатора по рекомендации ГАЙДАРА были ликвидированы кормовая база, помещения для скота, разорены колхозы и совхозы, стали вырезать скот. Народ побежал из села. Исчезли сотни деревень, сильно пострадало животноводство, овцеводство, птицеводство, кормовая база, орошение, осушение. В области осталось 447 тыс. голов крупного рогатого скота и около 200 тыс. дойного, овец — 200 тыс. Масла в 2010 году было произведено 9 тыс. тонн, молока — 854 тыс. тонн. А фактически еще меньше (об этом неоднократно писали СМИ). Тем не менее мы видим, что Омская земля могла активно работать как на внутреннем так и на внешнем рынках, конкурировать по качеству и ценам на сельхозпродукцию. Тем более что страна вступила в ВТО, что потребует коренного изменения отношения государства к этой отрасли. Все это требует восстановления и больших капитальных затрат. Но это проще, чем торговаться с владельцами заводов, да и влияние региона на селе больше. Так сложилось, что Омск не имеет природных рудных ресурсов, а лишь земли, леса, озера, торфяные болота и сапропель, да еще цирконий. Так почему не использовать эти ресурсы? Сегодня в селе 800 тыс. (недавно было 1 млн) населения, ВВП — всего 10% от города. В 90-х годах был ликвидирован советский государственный, уклад ведения народного хозяйства и вместе с ним выплеснули «ребенка» — негосударственные структуры — колхозы и потребкооперацию.
Как показывает время, фермерские хозяйства не накормят страну. Поэтому нужны крупные с/х предприятия и структуры, способные конкурировать на внешнем рынке. Пока же наши сельские районы, сев на дотационную «иглу», не торопятся зарабатывать себе бюджет. Например, небедный Азовский район имеет бюджет около 800 млн руб., а сам зарабатывает где-то 160 млн. Остальная сумма покрывается областью-городом. И похоже, это район устраивает. И так в каждом районе. Отсюда возникает вопрос: нужны ли в области 32 дотационных района? Было бы целесообразно, на мой взгляд, укрупнить районы. Укрупнение произвести по природным зонам. Такое укрупнение сократило бы административные расходы, повысилось бы качество руководящих кадров, более активно использовались природные ресурсы и привлечение инвесторов.
Развивать сельхозпроизводство
Сегодня население области постоянно сокращается. В Знаменском районе осталось около 10 тыс. человек, в Усть-Ишимском- 7,5 тыс, Тевризском- 12 тыс. Еще недавно в области проживало 1 млн человек, сейчас — 800 тыс., и население продолжает уменьшаться. Остановить это бегство можно,только создав нормальные условия жизни и дав работу.
В Омской области была очень развита негосударственная сеть так называемой потребкооперации, которая размещалась в районных центрах, где были построены цеха по переработке мяса, молока, заготовке и переработке грибов, орехов и прочих даров природы. Были организованы рыбацкие артели, и даже выпускались мясные и рыбные консервы. Слава богу, озер не перечесть! Эта кооперация покупала молоко у населения и производила масло, молочные продукты, сыры (сейчас в период больших удоев молоком поят скот). Также скупали скот, откармливали его до осени. Потребкооперация заготавливала до 30 тыс. тонн мяса.
Сегодня область пытается возрождать село за счет фермерских хозяйств. Но вряд ли те жалкие «подачки»-кредиты могут повлиять на улучшение ситуации. Так, по данным минсельхоза области, в 2010 году были выданы кредиты (заемные средства) 3 500 крестьянским фермерским хозяйствам в сумме 3 млрд 582 млн рублей, в т. ч. инновационных 434 млн рублей. Кредиты получили 3 500 хозяйств по 124 тыс. руб. на хозяйство. Это не решение задач, а размазывание средств.
Естественно, возрождение села — это процесс не одного дня. Необходимо привлечение частного капитала, помощь власти, партнерство, для чего должна быть политическая воля..Необходимо внедрение новых технологий, глубокая переработка сырья, подготовка кадров. Здесь же возникают вопросы привлечения специалистов (россиян из бывших республик СССР). Особое место занимает китайская диаспора, которая использует сотни гектаров земли, вырубает леса, осушает озера, уничтожает плодородные земли, зарабатывая сотни миллионов рублей.
Что от этого имеет область? Ничего.
Разработчики программы считают, что одной из немаловажных задач стратегии является выработка механизма для привлечения максимального объема средств из ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета. В чем я очень сомневаюсь.
Федералы просто так денег не дают.
Давно известно — нет пророка в своем отечестве. Эта библейская истина в полной мере относится и к ситуации в Омской области. Усомнившись в местном интеллекте, власть сделала ставку на московских технологов, которые выдали на-гора обзорную схему развития региона. Может быть, это по каким-то причинам нужно было сделать, но почему бы параллельно не сделать заказ нашим ученым, специалистам, которые не понаслышке знают проблемы региона. В этом случае в результате дискуссии можно было бы, сравнивая два варианта, прийти к истине.
Выражаю благодарность за предоставление
цифрового материала по селу Е.Д ПОХИТАЙЛО, а также И.К. ВИКТОРОВУ
Юрий ГЛЕБОВ, почетный гражданин г. Омска