Итак, впервые в истории Омской области общественности совместно с правоохранительными органами удалось отстоять в Верховном суде вопрос об отмене неверно рассчитанных нормативов в системе ЖКХ. Любое серьезное событие такого рода требует осмысления – что вынести нам для дальнейшей работы, что делать, чего делать не стоит и чего опасаться. Учебный год окончен, давайте порешаем уроки на будущее.
Урок первый и главный: Справедливость – есть
Только бороться за справедливость нужно долго и трудно. Возьмите Интернет. Когда все только начиналось, значительная часть комментариев была примерно двух видов – «зачем тратить время — все равно без толку плевать против ветра» и «дело бесполезное: даже если выиграете – уменьшат норматив на три копейки и снова утвердят приказом». Теперь по результату так не пишет уже никто, даже самые мерзкие типы, храбрые только под ником, прикусили языки.
К сожалению, жизнь в целом состоит из спора сил добра и зла. Как у киношников — светлая сторона и темная сторона. Так было и 40 лет назад, когда я впервые столкнулся с этими позициями, оппозициями, людьми без позиции и интригами в ВЛКСМ, так и теперь в, как любят называть «демократы», «новой России». Так было, так есть и так будет. Но если ты уверен, что прав, что можешь защитить тех, кто в этом сегодня нуждается, – нужно твердо добиваться цели, хотя работать для этого приходится много. Одних бумаг по теме накопилось три стопки больших. А ведь каждую нужно сначала просчитать, написать, откорректировать.
Ясно, что путь к цели будет всегда очень тернистым. Дело в том, что, на мой взгляд, как в любом обществе, основанном на частной собственности, всегда будет две группы чиновников, судей, прокуроров – тех, которые работают на свой карман, а остальное время просто гонят показуху, и группа государственников. Важно хорошо знать внутренние механизмы органов власти и управления, стараться довести проблему до тех людей, кто реально думает о государстве и омичах. Как показали события, такие чиновники тоже есть. Взять того же прокурора области Анастаса СПИРИДОНОВА и его подчиненных прокуроров. Ведь он мог просто промолчать, не портить отношения с влиятельными чиновниками правительства Омской области, с монополистами из ОмскВодоканала (за которыми, ясно, стоят тоже не простые бенефициары). А он пошел до конца, подписал документы в Верховный суд РФ. Министр ЖКХ Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ тоже мог промолчать (ведь формально он никакого отношения к РЭК, а стало быть и к нормативам, не имеет) – и сохранить отношения с председателем РЭК Константином МАРЧЕНКО, его кураторами Александром ТРИППЕЛЕМ и Юрием ГАМБУРГОМ, однако он в самом начале четко обозначил свою позицию о незаконности и нелогичности такого начисления ОДН дважды выносил вопрос на публичное обсуждение. Потому никогда не соглашусь по любому вопросу с теми, кто разводит руками и уходит к обсуждениям на кухне, а равно с теми, кто считает, что все чиновники — «сво…». Чем больше первых «борцов», тем легче олигархам и обслуживающим их продажным чиновникам нас облапошивать, а чем больше вторых «знатоков» — тем больше стена между обычными гражданами и властью, что тоже неверно и не всегда справедливо. «Без борьбы нет победы» — такой был у нас на стадионе, где играло «Динамо», лозунг, не потерял он актуальности и сегодня.
Урок второй: Один в поле не воин
Неверно все заслуги приписывать лично кому-либо, как это делают некоторые люди и СМИ. Ни прокурор лично, ни я лично ничего бы не выиграли, противостоя хорошо организованной и жирно оплачиваемой армии кипрских наемников и прикрывающих их областных чиновников. Только путем организации широкого сопротивления, опираясь и на неорганизованные протесты в виде неуплаты незаконных платежей, удалось чего-то добиться. В декабрьскую стужу ходили, проводили анкетирование о потреблении воды старшие по домам в Омске, депутаты в Калачинске, члены бюро райкома КПРФ в Большеречье. Кстати, на этом примере «о роли народа в истории». Не секрет, что я, выражусь некорректно, досконально знаю городское хозяйство в Омске, но недостаточно знаю село. Потому для нас было очень важно, будет ли разница в объемах и структуре потребления воды в городе и сельских районах, мы даже первоначально составляли две таблицы (постоянные читатели «КВ» помнят, что РЭК взяла в расчет только городской жилой фонд). Так вот, это анкетирование оказалось очень важным, так как показало, что в селе бытовое водопотребление в разы меньше, чем у жителей областного центра.
Большую роль сыграли и средства массовой информации, широко освещавшие весь спор на всем его протяжении.Пользуясь случаем, благодарю всех, кто принял на себя часть этой ноши – добиться справедливости для омичей.
Урок третий: В области нет власти
На вопрос, который мне задают ежедневно, отвечу прямо – Виктор НАЗАРОВ все знал, поскольку, во-первых, он поручил разбирательство Юрию ГАМБУРГУ, который действительно занимался этим вопросом (и мне трудно гадать, как так его переубедил Константин МАРЧЕНКО или кто-то еще, что он допустил это издевательство над Омской властью), во-вторых, сначала я лично направлял, потом Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ носил ему подробные служебные записки по данному вопросу. Читатели «КВ» помнят, что у областных чиновников оказалось две правды — одна для электората, вторая – для внутреннего потребления (письмо омской РЭК губернатору о реальном повышении платы в разы мы публиковали в январе). Остается три варианта: либо губернатор заодно с кипрскими бенефициарами (что вряд ли), либо просто мало что решает (это скорее всего), или, наконец, г-н МАРЧЕНКО представляет для руководителя области непререкаемый авторитет. По ежегодно утверждаемому председателем правительства Омской области распределению обязанностей РЭК курирует один из заместителей, в нашем случае – зам по экономике Александр ТРИППЕЛЬ. Уважаю Александра Фридриховича, но в данном случае он предпочел полгода отмалчиваться, в том числе и на заседании межведомственной комиссии, а когда МАРЧЕНКО не стал отвечать на вопросы членов комиссии, даже не поправил своего подчиненного.
Застройка улицы Бударина и парка им. 30 летия ВЛКСМ, колесо обозрения — это вещи одного порядка с ОДН. Власти в субъекте Федерации не стало. Обращаться бесполезно – придет отписка или вообще ничего не придет, как мне на служебную записку в адрес губернатора Омской области. Из этого нужно делать один вывод – чаще обращаться в прокуратуру, суды, федеральные органы власти и управления.
Для меня очевидно, что такая власть, которой нет, скоро надоест федеральному Центру и ее не будет. Надо готовиться к выборам губернатора, как только продадут Газпрому областную газотранспортную сеть. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить», как писал великий Шиллер.
Если говорить конкретно по жилищно-коммунальному хозяйству, что меня интересует гораздо больше, чем выборы губернатора, то если Виктору Ивановичу не побоятся показать этот материал, он должен создать рабочую группу и определиться с дальнейшим функционированием РЭК. В Академии нас учили: такого рода органы управления являются ничем иным, как механизмом проведения государственной политики в той или иной сфере. РЭК проводит политику именно в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта. Нет у нее других функций. Нет логики: за результаты работы, за сбор денег с районов, предприятий и населения отвечает минстрой. За обеспечение коммунальными и жилищными услугами, транспортом отвечает минстрой, а тарифы и нормативы решает сторонний дядя. К слову, в рабочей группе, которая рассчитывала эти нормативы, представителя минстроя даже не было – и без них посчитали, а все жалобы жильцов идут в минстрой. Скажу прямо — кроме интриг типа какой зам более влиятельный, за этим нет ничего. Губернатором уже сделан шаг в правильном направлении – восстановлена обособленная Государственная жилищная инспекция, что послужит к улучшению контроля в этой сфере. На очереди – передача РЭК под кураторство Минстроя. Решите, Виктор Иванович, — толк будет, не решите – и дальше будем судиться по другим вопросам (мы же про газ и про тепло тоже не забыли).
Вспомните Маркса: практика – критерий истины. Лучше не скажешь. Вот практика. Действительно, РЭК разослала в 2012 году запросы в ряд организаций, чтобы получить данные для расчетных формул, но, во-первых, я уже поизгалялся над ними в суде о том, что они направили запросы почему-то только в 9 компаний из 72 имевшихся тогда в городе (это даже без села). Во-вторых, ответы даже на часть этих запросов они не получили. Возможно было такое при курировании вопроса минстроем – нет. Во-первых, там есть реестр всех этих поставщиков услуг. Во-вторых, жилищники так или иначе подчиняются минстрою, который финансирует разные госпрограммы, а РЭК нам как-то по барабану. Мало ли каких бумажек из органов власти приходит, и каждый чего-нибудь хочет. Такое и отношение в УК.
Урок четвертый: Кадры решают все
Вообще правильная цитата из речи Иосифа Сталина перед выпускниками военных академий звучит так: «Кадры решают все, а не кобылы и не машины». Это актуально сегодня, в век компьютеризации, как никогда. Практика расчетов ОДН показала, что если даже к самому современному компьютеру поставить непорядочные руки или тупую голову – хорошего результата не жди.
Ясно, что у Виктора НАЗАРОВА нет команды. Могу это понять, так как он вряд ли готовился занять эту должность. Не считаю себя вправе оценивать кадры правительства. Кто-то мне представляется сильным специалистом, кто-то послабее. Но очевидно, что волк не должен охранять овец, а заяц – капустное поле. Что, Виктор НАЗАРОВ не знал, что последнее место работы МАРЧЕНКО – ОАО «Омсгоргаз»? Не мог не знать. Что, не знал НАЗАРОВ, что МАРЧЕНКО имеет в собственности около двух километров газопровода? Не мог не знать – при приеме на службу декларация подается. Что, непонятно, что человек, имеющий газопровод в собственности и устанавливающий нормативы и тарифы, – это конфликт интересов. Не мог не понимать, так как юридическое образование имеет. Но назначил или, скажем мягко, попросили назначить.
Раз Константин МАРЧЕНКО изначально доказывал свою правоту, докладывал руководству об обоснованности начисленных ОДН, довел дело до Верховного суда РФ и многомиллионных потерь поставщиков услуг, он должен уйти. Сам или с помощью руководства. Вот и посмотрим – либо в правительстве, по крайней мере, царит обстановка требовательности и объективной оценки кадров, либо всепрощение по принципу «свой — чужой».
Здесь не могу не отметить, что весь этот полугодовой суд оставил у меня как главное впечатление поверхностности работы РЭК. Сбор данных по вершкам, так – нам бы день простоять, да ночь продержаться, как говаривал Мальчиш-Кибальчиш. Что, не было понятно сразу, что по селу средняя этажность ниже, чем по городу? (Иначе остается только предполагать сговор с Водоканалом с целью поднять размер норматива). Или эта пресловутая посудомоечная машина. Не нужно там и высшего образования: в таблице 5 сказано конкретно, какие показатели складывать. Ну нету там ее. Как нет, видимо, в РЭК юриста, который мог бы просто написать заключение по всем этим семи пунктам нарушений, которые мы указали в суде.
Урок пятый: Сначала подумай — потом делай
Скоро в судах появятся исковые заявления против РЭК морального и материального плана. И я тоже в стороне не останусь – кто мне возместит более двадцати тысяч рублей, потраченных на билеты и питание в Москве из-за безграмотных нормативов РЭК? Возможно, станут люди судиться и с другими чиновниками, так как иначе они будут и дальше безнаказанно издеваться над простыми людьми. Дело в том, что не раз мы подчеркивали — согласно Гражданскому кодексу РФ стороны в договоре равноправны. Это касается любого гражданско-правового договора, в том числе и на поставку коммунальных услуг. Именно потому федеральный законодатель дал право гражданам вычеркивать в квитанциях размер платы и проставлять столько, сколько считает нужным потребитель. Квитанция — это только точка зрения одной стороны, но не истина в последней инстанции. Не нравится поставщику услуги – пусть судится. И только суд может установить наличие долга.
В этой связи вынужден указать на два малоприятных факта. В администрации города Омска есть такой неприметный чиновник Радмила МАРТЫНОВА, которая теперь курирует КТОСы (полное название должности не привожу по причине его труднопроизносимости и непонятности). Имя она сменила, должность сменила, но отношение к делу осталось от прежней администрации — казенно-бюрократическое. Дело в том, что согласно Положению о территориальном общественном самоуправлении в городе Омске активисты КТОСов, квартальные и старшие по домам получают премии и компенсации. Но в принятом мэрией документе указано, что такую поддержку могут получить только те, что не имеет долгов по жилищным и коммунальным услугам. Вообще мне трудно понять – какое отношение имеют сегодня взаимоотношения жильца с частным поставщиком услуг к его работе в составе, например, комиссии по благоустройству КТОСа или культурно-массовой комиссии. Это положение писалось мною лично, когда все поставщики были муниципальными, деньги шли в городской бюджет и была логика — так как, в свою очередь, городской бюджет компенсировал этим ЖКО и другим поставщикам выпадающие доходы. Законодательство за 12 лет изменилось, все частное, а пережиток переходного законодательства в том положении остался – этот пункт нужно вообще убрать, но сейчас не об этом.
Ясно, идет конфликт, люди считают платежи ОДН незаконными, часть старших по домам и членов КТОСов не платят ОДН. Так ведомство г-жи МАРТЫНОВОЙ не нашло ничего лучшего, как собрать руководителей КТОСов в администрации Центрального административного округа и дать указание не предоставлять меры поддержки тем, кто не платит за ОДН. Видимо, других более важных проблем в работе КТОСов нет. И это уже после того, как в моем присутствии первый заместитель мэра города Омска Александр ТУРКО разъяснил этой самой МАРТЫНОВОЙ неправомерность вмешательства органа местного самоуправления в конфликт между потребителями и частным поставщиком услуг ОАО «ОмскВодоканал». Ну есть хоть там юристы или нет в этом департаменте? А в Ленинском округе даже листовку анонимную выпустили с обличением позиции Общества потребителей и требованием платить за ОДН. И так до сих пор никто не наказан, так как все отказываются от авторства. Кто вернет государственные деньги за эту листовку? Может, прокуроры спросят?
Очень надеюсь на то, что мэром города Омска виновные в дестабилизации обстановки должностные лица будут наказаны, а если не будут – подготовим от потерпевших исковые заявления на возмещение морального и материального вреда. Людям же во многих КТОСах на этом основании отказали в компенсациях.
Ровно такая же ситуация сложилась и в минтруда Омской области. Дело в том, что согласно части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии (а именно это министерство ведает данным вопросом) предоставляются гражданам при отсутствии задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги. Жилец вычеркнул из квитанции данный платеж, так как считает его незаконным. Вот проиграет жилец суд – и откажете гражданину в субсидии, пока не заплатит долг. Сидит целый министр, бывший руководитель правовой службы минимущества. Преемственности никакой нет. При прежнем министре мы показывали подобный сюжет по телевидению, и был издан приказ о создании для подобных случаев конфликтной комиссии, членом которой, по согласованию, назначили в том числе и меня. Сменился министр — ни комиссии, ни денег людям. Мне вот интересно, кто из должностных лиц минтруда теперь возместит в областной бюджет деньги, которые были компенсированы в качестве субсидий с учетом платы за ОДН по области, в том числе многочисленным людям, которых заставили платить структуры минтруда под угрозой лишения субсидий? Это миллионы рублей. Необходимо возобновить работу конфликтной комиссии, чтобы минтруда было не защитником монополистов – а объективным арбитром.
Урок седьмой: Вернуть Водоканал
Мне не стыдно – я с самого начала был категорически против передачи этого прибыльного актива. Два человека говорили тогда открыто – Геннадий ЛЕОНОВ и я. Напомню, что в тех размерах цифр, 10 лет назад, только перечисления в бюджет составляли более 50 миллионов рублей. Это при тарифах в 10 раз меньше нынешних. Для меня показательно, какую разную позицию заняли три организации, вовлеченные в процесс, — государственная (ОАО «ТГК-11»), муниципальная (МПТК) и частная с иностранными учредителями (ОАО «ОмскВодоканал»). Ведь потери из-за ОДН понесли все три. Если государственный и муниципальный поставщики с самого начала пытались решать вопросы конструктивно, по крайней мере впрямую народ не дурили, в суд не ходили, действовали в правовом поле, – им установили нормативы, они взимали плату, то ОАО «ОмскВодоканал» до конца пыталось отстоять свои сверхприбыли, аж в Москву поехали, а до этого хотели за миллион рублей заказать частную экспертизу. Пояснять, откуда бы потом изъяли этот миллион, полагаю, необходимости нет. Вот и захочешь – не забудешь, чему учили по политэкономии: «При 100 процентах он /капитал/ попирает ногами все человеческие законы; при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». Ладно, дали тебе выгодный норматив, но есть же границы. Приходит еще в ноябре письмо Минрегиона о неправомерности брать в расчет ОДН площади подвалов и чердаков. ТГК-11, МПТК подчиняются, делают перерасчет, но ОАО «ОмскВодоканал», пользуясь безнаказанностью со стороны РЭК Омской области, вплоть до издания постановления правительства РФ № 344 продолжало поливать водой чердаки и подвалы омичей. Вот вам и разница между государственным и частным поставщиком. Никто меня не убедит в обратном – буржуй в коммунальном хозяйстве, тем более кипрский буржуй, будет думать только о доходах, а не о модернизации сетей в каком-то Омске.
Скоро год, как мы услышали бравые заверения мэра и губернатора о необходимости и возможности возвратить Водоканал в муниципальную собственность. Хотелось бы, чтобы после речей были реальные дела. Тогда народ все простит, даже ОДН.
Урок восьмой: Нужна единая база данных по многоквартирным домам
Ситуация с ОДН выявила серьезную структурную проблему – в области нет единой базы данных. К сожалению, не способствует этому и государство. Если раньше все данные были в одном БТИ, являвшемся государственным органом, то теперь в Омской области уже три БТИ. То есть реальна ситуация, когда в одном БТИ на один объект есть один паспорт с одной площадью, в другом БТИ на этот же объект – другой технический паспорт с другой площадью. Также разные данные у поставщиков услуг, у управляющих компаний и в органах местного самоуправления. То же касается регистрации граждан. Причем ситуация усугубляется тем, что, по информации Константина МАРЧЕНКО, управление паспортно-визовой службы отказало РЭК Омской области в выдаче данных о зарегистрированных жильцах многоквартирных домов по причине нарушения тайны персональных данных. А как тогда считать нормативы, если эта цифра необходима для формулы, директивно утвержденной правительством РФ? В настоящее время по поручению министра Станислава ГРЕБЕНЩИКОВА создана рабочая группа с участием всех основных поставщиков услуг, пообещал оказать содействие и новый руководитель городского БТИ Амангельды МЕНДУБАЕВ. Ведь важно, во-первых, чтобы люди не получали три квитанции от разных поставщиков с тремя разными площадями, во-вторых, чтобы любой собственник мог проверить у нейтрального человека, сколько в его доме составляет площадь общего имущества и количество жильцов. Только сформировав единую областную базу данных под эгидой минстроя, мы сможем упорядочить выставление квитанций и расчеты в этой сфере.
Главный вопрос: платить или не платить за ОДН?
Отвечу на наиболее распространенные вопросы. В мае квитанции были выставлены раньше, чем состоялось решение Верховного суда РФ, потому в квитанциях выставлены ОДН. Естественно, их нужно зачеркнуть и не платить.
Отмена нормативов на ОДН касается холодной и горячей воды и водоотведения для домов, где отсутствует общедомовой прибор учета, но не касается домов, оборудованных именно общедомовым (не квартирными) прибором учета, поскольку там изначально никакие нормативы не применялись, а расчет делался по счетчику (то есть и отменять нечего). Тем более решение суда не касается электроэнергии.
Те, кто не платил ОДН с сентября, могут свысока поглядывать на соседей – вы оказались правы. Те, кто платил ОДН, должны написать заявление и пойти с ним в ОАО «ОмскВодоканал» (ул. Маяковского, 2). В заявлении указать свои данные, срок оплаты, просить сделать перерасчет и излишне оплаченную сумму перераспределить на оплату в счет будущих платежей за ОДН или за воду (нереально требовать деньги, тогда это будет суд и еще дольше станете ждать).
С июня платежи по ОДН будут, но в новых размерах – в 3-3,5 раза меньше, чем были, рассчитанные уже с использованием данных о большинстве домов области.
Что касается ОДН за период с сентября 2012 года по май 2013 года, то раз норматив отменен судом, теперь РЭК, насколько мне известно, изучает правовые вопросы – с одной стороны, Владимир ПУТИН ясно сказал во время телеобращения к стране в апреле по сходной ситуации по отоплению:«Там, где люди переплатили, им должны либо деньги вернуть, либо засчитать их в будущие платежи. У нас такое уже было, когда я был председателем правительства. Не вижу никаких препятствий этому сейчас».
С другой стороны, только «ОмскВодоканалу» придется отдать почти 300 миллионов рублей (именно на столько он нас пограбил за девять месяцев – как раз сумма, примерно такая же, сколько киприоты получили прибыли за 2011 год), и ясно, теперь они спросят с чиновников РЭК (которые я, конечно, уверен, установили такие ОДН совершенно бескорыстно), и РЭК должна извернуться, чтобы не отвечать перед монополистом.
Есть и третья точка зрения, чем меня пугали после суда, – распространить на период с сентября по май норматив на квартиру 5 кубометров, отмененный в августе 2012 года. Над такой перспективой можно посмеяться – этого не допустит прокурор в силу требований статей 54 и 57 Конституции РФ.
Так что спите спокойно, пока прокурор бодрствует, но не будьте овцой — не давайте монополистам и чиновникам стричь за Ваш счет купоны.