В СМИ появилась информация о возможной замене генерального директора ОАО "Омский аэропорт" Михаила БЕРМАНА на Виктора ТИТАРЕВА. В связи с этим "КВ" решили задать ряд вопросов человеку, более 20 лет руководившему аэропортом, Сергею КРУГЛОВУ. И вот что он рассказал корреспонденту газеты Алексею БЫКОВУ.
— Что вы думаете по поводу такой возможной рокировки? Как оцениваете работу нынешней команды, управляющей предприятием?
— Смена руководителя предприятия — это для любого серьезного производства весьма болезненный, а посему всегда вынужденный шаг. Особенно на предприятиях повышенной опасности, к которым относится и аэропорт. Но это время от времени происходит. Собственник идет на это непростое решение, как правило, только в двух случаях. Первый — это когда руководитель предприятия банально не справляется со своими обязанностями, т. е. занимает должность выше порога своей компетенции. Второй — это когда руководитель предприятия выстраивает стратегию развития предприятия, которая не совпадает с мнением на этот счет его собственника. Есть, конечно, и третий вариант, когда просто ставится свой человек, и только для того, чтобы выкачать с предприятия как можно больше ресурсов, а там хоть трава не расти, но это не наш случай. По крайней мере, я на это надеюсь.
— То есть, пользуясь вашей классификацией, вас ушли по второму варианту.
— А меня никто с должности и не снимал. Напомню, что после передачи контрольного пакета акций ОАО "Омский аэропорт" из федеральной собственности в областную в обмен на обещание Леонида Константиновича достроить Омск-Федоровку к 2012 году я в знак несогласия с этой аферой подал в отставку. И как выяснилось был тогда абсолютно прав. Никакой Федоровки никто так и не построил, и обещанной толпы инвесторов у порога областного правительства никто так и не увидел. Новый собственник в лице прежнего руководства области поставил себе целью строительство эдаких Нью-Васюков — международного, мультимодального и как-то там еще комплекса. И я просто посчитал неприемлемым для себя принимать в этом участие.
— Хорошо, вернемся к нашей теме. Понимаю, что вопрос, как вы оцениваете работу того, кто пришел вам на смену руководить аэропортом, не совсем корректен, но все же. За эти четыре года, на ваш взгляд, больше хорошего на предприятии было сделано или команда БЕРМАНА ведет предприятие не туда?
— Ну, во-первых, команда, если брать именно авиационных специалистов, осталась на 100% прежней. Кстати, этот факт характеризует БЕРМАНА как руководителя исключительно с положительной стороны. Здесь уместно вспомнить опыт стран с развитой экономикой. В Европе в подавляющем большинстве государств закреплена норма, по которой вновь прибывший руководитель имеет право заменить не более 5% его управленческого аппарата. Сделано это для сохранения управляемости предприятием и является своего рода страховкой от возможных некомпетентных решений новой команды. В России такого закона нет и все отдано на откуп генеральному директору и в редких случаях совету директоров. Умный и дальновидный директор определяет профпригодность того или иного руководителя только по его квалификации, знаниям и опыту, а неумный — по лояльности к новому и нелояльности к прежнему руководителю. Так что в этом плане Омскому аэропорту, считаю, повезло. Понятно, что главный бухгалтер, юрист предприятия и экономист, как правило, приходят с новым генеральным директором. Не факт, что это всегда правильное решение, но справедливости ради отметим, что это происходит в подавляющем большинстве случаев. И не только в России. По крайней мере, тут есть своя логика. И смена в руководстве аэропортом произошла только в этом блоке плюс еще в строительном комплексе. Т.е. в общегражданских, если так можно выразиться, направлениях работы авиапредприятия. Но именно специалисты, а это первый заместитель по производству, главный инженер аэропорта, зам по авиационной безопасности, начальники всех служб: перевозок, аэродромной, ГСМ, СПАСОП, ЭСТОП и пр. остались те же. Омский аэропорт всегда славился уровнем подготовки своих специалистов, и я очень доволен, что все они продолжают работать на предприятии, принося ему огромную пользу.
— Общаетесь со своими бывшими коллегами?
— Да, конечно. И довольно часто. Вместе отмечаем праздники, дни рождения. Все как в старые времена. Поэтому я обладаю достаточно полной информацией о положении дел на предприятии. Как из официальных источников, так и, как говорится, изнутри. Суммируя ее, могу сделать вывод: предприятие на подъеме, морально-психологический климат нормальный, рабочий. И по крайней мере, по первому варианту моей классификации — некомпетентность руководителя — менять БЕРМАНА на ТИТАРЕВА никакого резона нет.
— А как насчет второго варианта — несовпадение видения стратегии развития предприятия руководителя и собственника, может быть, именно это причина предсказываемой некоторыми рокировки.
— Этот вариант вообще не подходит. Тут у Михаила Львовича просто талант какой то. Умудриться при ПОЛЕЖАЕВЕ, при его просто маниакальном стремлении вопреки здравому смыслу построить Федоровку, который про Центральный просто слышать ничего не хотел, получить финансирование из областного бюджета в размере 200 млн рублей на реконструкцию перрона и благословение на завершение реконструкции аэровокзала, которую мы начали еще в 2005 году. Это нужно уметь. Как говорится, снимаю шляпу. БЕРМАН занял абсолютно правильную позицию. Есть действующее авиапредприятие, где он генеральный директор. И оно должно рентабельно и безаварийно работать. Остальное его не волнует. И если губернатор хочет построить новый аэропорт – браво губернатору. В том смысле, что пусть строит. Передумал строить – опять-таки браво губернатору. Главное, чтобы к действующему предприятию это никакого отношения не имело. И вообще, зачем власти давать советы. Жираф большой, как пел Высоцкий, ему видней. И если где то она, власть, ошибается, то это ее проблемы. Ведь никогда еще ни один высокий начальник не сказал "спасибо" тому, кто дал ему дельный совет по реализации какой-либо грандиозной и при этом толковой идеи, но зато каждый из них всегда показывал зубы тому, кто как специалист в той или иной области начинал аргументированно, на цифрах, показывать несостоятельность придуманного этим начальником "проекта века". Правда, такая позиция снижает эффективность экономического развития региона в целом, но если мы говорим об отдельно взятом предприятии, то такая политика более чем оправданна. Да еще во времена руководства областью Леонидом Константиновичем.
— А может быть, ТИТАРЕВ действительно талантливый топ менеджер и его стоит поставить у руля Омского аэропорта, чтобы тот работал еще лучше?
— Как известно, лучшее — враг хорошего. И менять хорошо работающего руководителя на другого в надежде, что будет еще лучше, глупость неимоверная. А во-вторых,я плохо знаком с Виктором Владимировичем, чтобы оценить его организаторские способности. Пересекались пару раз, когда он приезжал ко мне в аэропорт с очередным "инвестором" по Федоровке. Он при прежнем губернаторе очень активно помогал ему в поисках того, кто хотя бы частично согласился профинансировать этот долгострой. Что понравилось в нем? Современный молодой человек, хорошо говорит по-английски, коммуникабелен. Что не понравилось. Бездоказательно оперирует цифрами, подгоняя ответ под нужную итоговую величину. Конкретный пример. Приехал он ко мне с представителями немецкой компании Hochtief AirPort, которую рекомендовал прежнему губернатору как потенциального инвестора для нового аэропорта. Сидим в кабинете, разговариваем о российской авиации вообще и омской в частности. Немцы поинтересовались объемными показателями в аэропорту и очень удивились низкому пассажирообороту в миллионном Омске. Похоже, сосватав их на этот проект, им назвали только одну цифру — это население региона, а про объемы перевозок скромно умолчали. И тогда они спросили мое мнение, почему такое несоответствие пассажирооборота и численности населения в регионе. Я привел им несколько цифр (данные ICAO и нашей Росавиации) по подвижности населения в США и странах Европы и в сравнении данные по России и Омской области. Подвижность населения, кто не в курсе, — это отношение перевезенных пассажиров каким-либо видом транспорта (или всеми видами транспорта) в год к общей численности населения в стране (регионе). По воздушному транспорту она выглядела так: США -3,1, Германия 2,7, Россия в целом — 0,36, Омская область — 0,11. Причина очевидна. Высокие тарифы на билеты и низкий уровень доходов населения. Для примера: трехчасовой полет на внутренних линиях в тех же США стоит их гражданам 7-8% их среднемесячной заработной платы, а у нас в регионе более 100% среднемесячной заработной платы. Т. е. для получения той же подвижности населения у нас нужно или среднюю зарплату в регионе иметь более 110 тыс. руб. в месяц, или стоимость билета до Москвы делать 500-600 рублей. Ни того, ни другого в России в целом и в Омской области в частности в обозримом будущем объективно не предвидится. Услышав эти цифры, ТИТАРЕВ вдруг перешел на английский и начал рассказывать немцам про то, что есть маленькая ложь, есть большая ложь, а есть статистика. На мой вопрос, при чем тут статистика, он так и не ответил. А немцы, переглянувшись, дипломатично промолчали. Больше об этой фирме, в контексте инвестирования в новый омский аэропорт, никто не слышал. Как, впрочем, и о десятках других "потенциальных инвесторов", которых нам периодически представляли все кому не лень.
— Но ведь ТИТАРЕВ все же был топ менеджером в Краснодарском авиапредприятии и даже генеральным директором аэропорта в Калининграде.
— Я не знаю результатов его труда в Краснодаре и Калининграде. Возможно, они были значимыми и положительными, а возможно, и нет. Но хорошо знаю отзывы о нем тех, кто с ним уже поработал здесь, в аэропорту. Лично меня всегда настораживал тот факт, что человек не задерживался на одном месте. Хотя бы на один год.
— И каков же ваш прогноз?
— Опираясь на здравый смысл и имея реальный результат работы предприятия абсолютно очевидно, что в замене БЕРМАНА на ТИТАРЕВА никакой логики нет. Более того, если это произойдет, то для предприятия — это в лучшем случае потеря темпов развития. В худшем — потеря ряда специалистов в аэропорту, которые хорошо помнят его в качестве зама генерального и просто уйдут. А это уже потеря не только экономической устойчивости предприятия, но и существенное снижение уровня безопасности полетов. Но если кто-то считает, что потенциал ТИТАРЕВА как талантливого топ менеджера до конца не раскрыт — пожалуйста, у нас в области достаточное количество умирающих предприятий, доживающих свой век в ожидании последней стадии банкротства. Пусть дадут Виктору Владимировичу шанс показать свой профессионали