Кировский районный суд 19 августа удовлетворил иск предпринимателя из Павлодара Эдуарда ЯРЫШЕВА и обязал омичей снести гаражи, которые находятся возле поселка Каржас в районе улиц Крупской и Дмитриева. Бизнесмен хочет построить на месте гаражного кооператива автомойку и СТО и имеет необходимые разрешительные документы на строительство, выданные мэрией Омска. Однако сами спорные гаражи когда-то оказались на части древнего курганного могильника, который получил статус археологического памятника. Теперь эксперты, ученые и историки опасаются, что новое строительство окончательно уничтожит древние казахские могилы XVIII-XIX веков. Точный возраст захоронений никто не определял – досконально курганы еще не изучались. Рядом же находится и более современное кладбище, последние захоронения на котором осуществлялись около 15-20 лет назад.
Гаражи обязали снести по иску застройщика
Главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ 1 марта 2012 года выдал Эдуарду ЯРЫШЕВУ разрешение на строительство двухэтажной мойки легковых автомобилей на шесть постов и станции технического обслуживания на участке площадью 3 540 кв. метров. Срок действия этого разрешения истекал 1 февраля 2013 года, однако планируемое строительство затянулось из-за гаражей. В начале 1990-х годов на этом месте вырос гаражный кооператив, но тогда его владельцы не предполагали, что этой застройкой частично повредили объект археологического наследия вблизи бывшего казахского аула Каржас. Лишь в 1996 году постановлением губернатора поставили на учет и государственную охрану новый археологический памятник – курганный могильник «Омск-Каржас». Его месторасположение было определено в ста метрах к северо-востоку от угла улиц Крупской и Дмитриева.
В 2006-2007 годах было проведено историко-культурное обследование территории памятника. Тогда установили, что площадь объекта археологического наследия составляет до 0,4 гектара, на местности он обозначен рвом и валом и непосредственно примыкает к строениям гаражного кооператива. С возведением этих гаражей в 1993 году были частично нарушены юго-западный сегмент рва и вала, ограничивающих территорию курганного могильника, а также незначительный участок площади самого объекта археологического наследия. Часть комплекса сейчас находится на значительных глубинах под гаражами ГСК «Полет-63», и гаражи на данный момент в какой-то степени выполняют роль консервации древних захоронений. Позже рядом появилась котельная, которая также зашла на территорию древнего памятника, и на этом его дальнейшие разрушения закончились.
Но в июне 2011 года мэрия отдала в аренду участок, на котором располагается гаражный кооператив, под застройку предпринимателю Эдуарду ЯРЫШЕВУ. Однако с этим не согласились возмущенные жильцы и члены гаражного кооператива, которые привлекли к этому вопросу внимание научной общественности. Различные судебные разбирательства длились два года, и в итоге 19 августа Кировский суд обязал ответчиков снести свои гаражи своими силами и за свой счет. Решение суда будет выдано на руки после 30 августа, а затем обжаловано в вышестоящей инстанции, поскольку все заключения специалистов и увещевания экспертов районный суд не убедили.
Сам бизнесмен не считает, что он что-то нарушил.
— Получается, что и гаражи являются культурным наследием, и их существование помешать памятнику не может, — высказался на суде Эдуард ЯРЫШЕВ. — Жаль, что сейчас невозможно показать, какой «порядок» находится на этой территории. В этой же зоне между кладбищами было предписание убрать территорию. А построить мойку, облагородить территорию, дать работу людям, платить налоги – я не считаю это преступлением.
За 17 лет могильник не нанесли на карты
— Без согласования с министерством культуры, которого не произошло, этими землями распоряжаться не имели права, — выступил в Кировском суде юрист Андрей САПУНКОВ, обосновывающий культурно-историческую суть проблемы. — Нарушен закрепленный законом порядок согласования градостроительных документов, принято решение об использовании участка без обязательного предварительного археологического исследования. Прошу привлечь в процесс в качестве третьего лица министерство культуры.
Кроме того, по мнению Андрея САПУНКОВА, в связи с тем, что спорные земли являются частью санитарно-защитной зоны современного кладбища, имеет место нарушение экологического законодательства и закона о похоронном деле. «В санитарно-защитной зоне кладбища планируют возвести капитальный объект промышленного масштаба, — заявил он. — Прошу привлечь в качестве третьего лица уполномоченный орган – министерство природных ресурсов и экологии Омской области, а также управление Роспотребнадзора, Центр гигиены и эпидемиологии Омской области и Росприроднадзор». Однако в удовлетворении всех этих ходатайств было отказано.
Среди прочего Андрей САПУНКОВ просил приобщить в дело экстренное обращение Омского регионального отделения Русского географического общества губернатору, мэру, прокурору Омской области и министру культуры Виктору ЛАПУХИНУ. Общественники выражают крайнюю озабоченность действиями властных структур Омска и Омской области (органами исполнительной власти, прокуратуры и суда) по факту безответственных решений, создавших непосредственную угрозу варварского уничтожения курганного могильника.
— Различные органы власти Омска и Омской области должны были нанести памятник на карты землепользования, обозначить на местности, установить сервитуты и ограничения. Ничего из вышеперечисленного за 17 прошедших лет не сделано, — возмущаются в Русском географическом обществе. — Территория выделенного под застройку участка находится в глубине зоны археологического памятника (55 — 115 метров от границы комплекса), в 20 метрах до неповрежденной части комплекса и в 20 метрах до могил современного кладбища. Территория находится под тремя защитными зонами: охраняемая территория памятника культурного наследия, санитарно-защитная зона кладбища, зона моральной защиты кладбища. Землеотвод, аренда земли предпринимателем, разрешение на капитальное строительство — вопиюще противозаконны.
Кроме того, общество в своем обращении обвиняет чиновников депархитектуры в фальсификации документов об истинном правовом статусе участка, который отнесли к зоне производственно-коммунальных объектов. В обращении добавляют, что в городе необходимо провести учет всех имеющихся археологических памятников и принять меры по организации их реальной защиты. В настоящее время в Приложении №2 Правил землепользования и застройки г. Омска «Карта зон действия ограничения по условиям охраны объектов культурного наследия» не обозначен ни один из имеющихся археологических памятников. А ведь на территории города их свыше 100. «Следовательно, любой из этих памятников может стать объектом вандализма чиновников, и реально гарантированная законом защита им не обеспечена», — считают в Русском географическом обществе.
Еще одно обращение поступило от Омского союза профессиональных археологов во главе с профессором Борисом КОНИКОВЫМ. Он также считает, что иск о принудительном сносе капитальных гаражей одновременно является уничтожением памятника культурного наследия.
— В настоящее время демонтаж капитальных гаражей возможен только в ходе археологического исследования из-за угрозы дальнейшего разрушения охраняемого комплекса, — говорится в обращении. — Проведение любых строительных работ категорически недопустимо, о чем министерство культуры Омской области заблаговременно уведомляло предпринимателя ЯРЫШЕВА и администрацию города Омска. Спекуляции по поводу определения границ памятника не должны иметь места. А участок, выделенный под автомойку, находится в глубине охраняемой зоны – более 50 метров от границы.
Кроме того, Борис КОНИКОВ в обращении просит принять экстренные меры по спасению памятника культурного наследия.
Разбирательства продолжатся
Все обращения и ходатайства не повлияли на решение Кировского районного суда, и теперь процесс должен перейти в областной суд. На последнем судебном заседании в райсуде в качестве эксперта присутствовал представитель министерства культуры Омской области, кандидат исторических наук, заместитель директора БУ Омской области Дирекция национального, археологического и природного парка «Батаково» Альберт ПОЛЕВОДОВ. Он подтвердил, что строительные работы на кургане производить нельзя. После заседания г-н ПОЛЕВОДОВ сообщил «КВ», что суд все-таки приобщил предварительное заключение минкультуры от 2011 года о необходимости выполнения мероприятий по соблюдению сохранности объектов культурного наследия.
— ЯРЫШЕВ якобы его не получал, но в итоге был извещен и дал устное согласие, что соблюдет эту норму, — рассказал Альберт ПОЛЕВОДОВ. — Он не может начать строительство без предварительного обследования объекта археологии с целью выявления его точных границ. ЯРЫШЕВ обещал прибыть в министерство для обсуждения дальнейших действий. Если он начнет строительство без отчета об обследовании, придется обращаться в прокуратуру. В случае если за пределами строений обнаружатся захоронения, они должны быть сохранены на средства заказчика. Если сохранение невозможно, объекты должны быть изучены и исследованы. По-видимому, это древнейшая часть казахского кладбища у бывшего аула Каржас, которая, возможно, имеет отношение к XVIII-XIX веку. Без археологических исследований трудно дать более точную датировку, но это явно более древняя традиция, чем современные казахские могилы.