Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Дмитрий ПАШКЕВИЧ: «Средняя зарплата омских программистов — 38 тысяч рублей. В Москве у программистов средняя зарплата — 83 тысячи рублей»

11 декабря 2013 14:09
8
10132

В октябре 2013 года заметное волнение на омском IT-рынке вызвала новость про стратегическое партнерство и объединение в одном офисе двух крупных игроков — компаний «ТАМТЭК» и Al Digit. Омские софтверные компании (вопреки устойчивому мнению, что в Омске ничего хорошего нет) уверенно растут, а инновационная продукция омских программистов пользуется спросом на американском и европейском рынках. И если бы омскому IT-рынку уделяли немного внимания омские власти, как это делают власти в Новосибирске и Казани, то перспективы были бы еще лучше, а выпускники омских вузов не стремились уехать в Москву. О нюансах и тенденциях IT-рынка корреспондент "КВ" Николай ГОРНОВ побеседовал с директором ООО "ТАМТЭК" Дмитрием ПАШКЕВИЧЕМ.

— Дмитрий, на российском рынке вы с кем-то работаете? Есть ли у вас заказчики из Омска?

— На российском рынке мы недавно закончили большой проект для «Тинькова». В Омске работали с областной администрацией, сделали для Института развития образования систему хранения и анализа данных Всероссийской олимпиады школьников. Но упор у нас, конечно, на американский рынок.

— На американском рынке больше денег?

— С американскими заказчиками проще работать. Они четко понимают, что им нужно, не боятся инноваций, воспринимают нас как партнеров. Американцы работают в условиях высокой конкуренции, а новые технологии — это для них не просто конкурентное преимущество, а жизненная необходимость. Если не применять инновации, сразу отстанешь от рынка. Американцы в большей степени работают на доверии. У них намного меньше  бумаг. На договор не обязательно ставить печать. Достаточно подписи, а иногда и устной договоренности. После американцев работать с российскими заказчиками несколько диковато. У российских заказчиков и методы работы менее партнерские. Они считают, что если они платят деньги, то исполнитель должен удовлетворить все капризы. Российский рынок менее развит, здесь меньше конкуренции. Как следствие, низкий спрос на высокотехнологичные продукты. Работа с российскими заказчиками — это для нас как спорт. 

— Но хоть какие-то перспективы у России есть?

— Есть перспективы. Мир меняется, рынок развивается. Мы сейчас плотно работаем со сферой рекламных технологий, и могу сказать, что в онлайн-рекламе высокотехнологичные продукты стали очень востребованы. Особенно так называемые RTB-платформы, Real Time Bidding. Это сейчас основной тренд. Буквально фетиш. Суть этой технологии в следующем. К примеру, у вас есть сайт, на котором определенное место выделено для рекламных баннеров. Традиционно такие места под рекламу продавались прямыми контрактами или через рекламные агентства. А теперь, когда появились RTB-решения, владельцы сайтов могут оптимизировать свои доходы от размещения баннеров с помощью онлайн-площадки, которая функционирует по принципу биржи, только на ней продаются не акции, а рекламные места. И в тот момент, когда читатель заходит на ваш сайт, лот попадает на эту биржу рекламных мест, рекламодатели за него торгуются, а победитель, который предложил большую сумму, размещает свой баннер. Естественно, торг происходит очень быстро, пока страница сайта открывается.     

— Для торгов используют специальных торговых роботов?

— Естественно, используются мощные программные решения, поскольку необходимо обработать огромные объемы данных. Ведь рекламодатель хочет  поставить не просто какой-то баннер, а максимально соответствующий интересам именно того пользователя, который в эту секунду заходит на страницу сайта. Значит, нужно проанализировать, чем этот человек занимается, как он живет, какие у него интересы и круг общения.

— Технология уже позволяет рекламодателям каждый раз ставить персональный баннер именно для меня?

— Именно так. Именно для вас персонально. В России эта технология сейчас внедряется  активно. Мы для «Тинькова» делали систему, позволяющую персонализировать показы рекламных баннеров. И сейчас ведем переговоры с несколькими московскими фирмами, которые в этот бизнес активно входят.

— Для американского рынка RTB-решения тоже актуальны?

— Да, только уже в мобильной версии. Они идут на шаг впереди. Им хочется уже знать интересы тех людей, кто выходит в Интернет не со своих домашних компьютеров, а преимущественно с мобильных устройств. Мы сейчас тоже работаем в этом направлении, помогаем таким компаниям, как Tapad и PlaceIQ в решении нетривиальных технических задач. 

— Раньше, насколько я помню, офшорным программированием зарабатывали себе на жизнь программисты из Индии...

— Они и сейчас зарабатывают. Их много, они берут количеством. Но средний уровень индийских программистов по-прежнему оставляет желать лучшего. Есть даже такой термин специальный — индусокод, то есть код, написанный индийским программистом. А сейчас и китайцы активно заходят на рынок IT-аутсорсинга, и тоже берут количеством и еще более низкой ценой. Условно говоря, китайцы готовы программировать за еду.

— А чем выделяются программисты «ТАМТЭКА»?

— Мы беремся за сложные задачи, наукоемкие и высокотехнологичные, требующие серьезной математической подготовки. С такими задачами индусы и китайцы не справятся. К сожалению, нас очень мало. IT-отрасль стремительно развивается, и ей катастрофически не хватает кадров. Мировой рынок IT-аутсорсинга в 2012-2013 финансовом году — 280 млрд, а доля России на этом рынке — 7 млрд. В Индии порядка 5 млн программистов, в США — 4,5 млн, а в России — 300 тысяч. Наш основной ограничитель — нехватка грамотных специалистов. И особенно это актуально для провинциальных городов типа Омска, откуда все стремятся уехать по причине ограниченных перспектив профессионального роста. Омский IT-рынок мог бы быть гораздо больше, будь у нас побольше программистов и получше инфраструктура.

— Что вы подразумеваете под словом инфраструктура? Разве программистам что-то нужно еще, кроме компьютеров и линий связи?

— Еще нужны специализированные офисные площади с надежной подачей электроэнергии. Мы тем и интересны, что нам много и не надо. При этом мы платим все налоги, работники у нас получают высокие «белые» зарплаты, налоги с которых пополняют бюджеты, спрос на нашу продукцию, которую мы экспортируем, постоянно растет, мы не увозим никуда людей и бесперебойно привлекаем в Омск валюту, не загрязняя окружающую среду. По-хорошему, областные и городские власти должны очень сильно любить IT-отрасль, но они пока только начинают прислушиваться к нашим потребностям. В Новосибирске, в Казани, в Набережных Челнах уже строят для программистов IT-парки. В Калининграде чуть не целый IT-город строят.

— Недавно для Омской области разрабатывали стратегию развития. Про IT-отрасль тоже шла речь, но разработчики стратегии предпочли айтишникам промышленников.

— А я считаю, что перспективы у IT-компании сегодня нисколько не хуже, чем у промышленного предприятия. И даже лучше. Чтобы сделать инновационный продукт в промышленности, нужны колоссальные ресурсы, хорошая научная база, которой у нас сегодня почти нет. А IT-компаниям не нужны ни дорогостоящие станки, которые устаревают каждые три года, ни большие кредитные ресурсы. К тому же в любом инновационном продукте, который выпускается промышленностью, половина ценности — программная начинка.

— И вы действительно не берете кредиты на развитие?

— Еще ни разу не брали.

— Вам не кажется, что проблема исключительно в непонимании? Все чиновники, как правило, юристы и экономисты, они просто не могут понять, чем занимаются айтишники. Омские IT-компании могут объединиться, чтобы хотя бы начать разговор с властью?

— Не хочу забегать вперед, об объединении говорить пока рано. Пока руководители крупных омских IT-компаний только договорились встретиться и обсудить, как нам решать общие задачи, как достучаться до властей. Нас особенно и опекать-то не нужно. Мы справляемся сами. Но есть моменты, на которые нам повлиять очень сложно. В частности, на ситуацию в образовании. Сегодня молодые люди не стремятся изучать математику и информатику, не хотят заниматься программированием. Не престижно.

— У омских программистов уровень зарплат ниже, чем у московских?

— Наши люди, уезжающие в Москву, зарабатывают больше. Средняя зарплата омских программистов — 38 тысяч рублей. В Москве у программистов средняя зарплата  83 тысячи рублей. Московский рынок труда — он вообще немного странный. Программистов не хватает, работодатели дерутся за специалистов, а те чувствуют себя чуть ли не королями. На мой взгляд, это не очень здоровая ситуация. Отсутствие реальной конкуренции плохо сказывается и на самих программистах. В итоге мы теряем профессионализм, и если так дальше пойдет, то нас догонят и перегонят китайцы. Сейчас наши компании уже заказывают в Китае изготовление планшетов и смартфонов, а скоро китайцы будут для нас и программировать.   

— Неужели вашему бизнесу действительно не мешает, что вы находитесь в Сибири?

— Нет, не мешает. Некоторую проблему создает, конечно, временная разница с Нью-Йорком. Сейчас у нас разница 12 часов, летом — 11 часов. Но с этим  ничего не сделаешь, мы научились учитывать эти нюансы. К тому же мы планируем уже в начале следующего года открыть свой офис в Москве. Там разница во времени будет меньше.

— Чем будет заниматься ваш московский офис?

— В основном продажами RTB-решений. У нас есть хороший продукт, который нужно  продвигать. А все, кто им интересуется, находятся в Москве.

— Мне остается только пожелать вам успехов. Спасибо за беседу.

Комментарии
Андрей 17 декабря 2013 в 11:07:
И 38 т.р. мало для программиста. Так что даже имеющихся в Омске программистов местный бизнес эффективно использовать не в состоянии.
олег55 15 декабря 2013 в 01:16:
юникс админ, затем инженер информационной безопасности, общий стаж 3.5 года после выпуска из вуза, зп >30, скоро будет +. считаю, это нормальный показатель для омска.в статье все верно сказано, особенно про российских заказчиков. а вообще — 21 век — ежу понятно, что это век информационных технологий, а не век промышленной индустрии. вот когда власть поймет это, тогда будет рывок у нас. ибо площадки, кадры — есть. просто понимания мало. и студенты — будущие программисты — пары прогуливать любят. знали бы они, что после выпуска, трудоустроившись, они будут жалеть, что когда то пропустили вроде неважные тогда, но необходимые им сейчас знания!
Гена 13 декабря 2013 в 13:17:
Сам думал уезжать из омска 6 лет назад. И даже не в Москву, а в Австралию. Но получилось и в Омске пригодиться. И я рад, что не пришлось уезжать.
дмитрий 12 декабря 2013 в 17:06:
Вот можно данные посмотреть, например: http://omsk.trud.com/salary/882/3320.html, или вот: http://it-weekly.ru/analytics/trends/55679.html
Антон 12 декабря 2013 в 16:50:
Да большей части 10-15 тысяч платят, ссылаясь на их непрофессионализм, но на самом деле просто платить не хотят!
Петр 12 декабря 2013 в 16:47:
«Средняя зарплата омских программистов — 38 тысяч рублей.» — это где? Цифра завышена!
Костя 12 декабря 2013 в 16:47:
Средняя зарплата в ТАМТЭК) Для тех кто хочет видеть среднюю предлагаемую зарплату программистов по Омску велкам – http://rabota55.ru/vacancy?rubric[]=57&search_key=zs6wamz&order_by[]=orderby_date&order_dir[]=desc&spec и то, большая часть не указывает уровень зарплаты.
вася 12 декабря 2013 в 10:57:
актуальная статья. омским чиновникам, вероятно, не интересно, потомучто отпилить в этой отрасли нечего.
Показать все комментарии (8)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.