Начавшиеся преобразования на российском финансовом рынке являются попыткой создать базу отечественных инвестиционных ресурсов. Результат предсказать пока сложно.
Кажется, не все еще успели заметить, что на российском финансовом рынке происходит революция, последствия которой так или иначе затронут интересы большинства населения страны. В чем заключается суть масштабных преобразований? Какие задачи пытается решить законодатель? Можно ли предсказать результаты случившихся изменений? Все эти вопросы и стали темой дискуссии на конференции «Новации финансового рынка — 2013», организованной омским Бизнес-журналом. Конференция прошла по инициативе генерального спонсора мероприятия — представительства ГК "TeleTrade" в Омске и при экспертной поддержке ЗАО «Октан-Брокер».
Участие в ней приняли представители Главного управления ЦБ РФ по Омской области, коммерческих банков, профессиональные эксперты фондового, страхового, валютного рынков, региональной и городской власти.
Основные изменения, конечно же, связаны с масштабной реформой системы регулирования финансового рынка. С первого сентября 2013 года в России появился мегарегулятор в лице Центрального Банка РФ, который теперь контролирует не только банковскую систему, но и абсолютно все, что касается финансов в стране: фондовый рынок, страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, рынок "Форекс", кредитные кооперативы, микрофинансовые организации, биржи и т. д.
Эта новация, по мнению директора ЗАО «Октан-Брокер» Сергея ЗОЛОТАРЕВА, может очень сильно изменить сам рынок, инструменты, которые на нем используются, виды услуг, состав и структуру игроков. ЦБ волен сегодня не только контролировать, но и задавать темп развития тех или иных сегментов, стимулируя их или, наоборот, устанавливая ограничительные барьеры. Впрочем, в мире лишь несколько стран попытались пойти по пути создания мегарегулятора на базе ЦБ, и будет сильным преувеличением сказать, что накоплен позитивный опыт использования этой модели.
Еще одним важным изменением на финансовом рынке является обозначившийся в 2013 году тренд на снижение процентных ставок. В целях повышения действенности кредитно-денежной политики Банк России принял ряд решений по совершенствованию процентных инструментов. В частности, в сентябре было объявлено о введении ключевой ставки, которая стала теперь основным индикатором, указывающим вектор политики ЦБ.
Данному решению предшествовало, начиная с апреля, последовательное снижение ряда ставок по операциям по предоставлению ликвидности. По словам начальника экономического управления ГУ ЦБ по Омской области Николая МЕДВЕДЕВА, все это время шел поиск инструментов, обеспечивающих попадание в рынок, когда изменение ставок влечет за собой реальные изменения в экономической жизни. Важным результатом предпринятых действий стало формирование процентного коридора, который сдерживает раскачивание финансового рынка. С ноября 2013 года ключевая ставка установлена на уровне 5,5%, и отклонение от нее составляет плюс-минус полпроцента в каждую сторону. По этой ставке ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам и по ней же принимает от них депозиты.
По оценке Сергея ЗОЛОТАРЕВА («Октан-Брокер), тренд на снижение ставок уже отразился на депозитах и кредитах коммерческих банков, и если тенденция сохранится, ее следствием станут огромные перетоки ресурсов из одних сегментов финансового рынка в другие.
Впрочем скорость этого процесса находится в прямой зависимости от уровня доверия граждан к тем или иным финансовым инструментам. Наивно думать, что инвестора толкает в сторону депозита исключительно консерватизм – все дело в защите. Для коммерческих банков ЦБ выстроил систему – надзор, плюс страхование вкладов. В других сегментах таких механизмов нет. Теоретически предполагалось, что их должны разработать саморегулируемые организации, но эта задача оказалась для СРО непосильной. И решать ее теперь придется в новой ситуации, под руководством созданного мегарегулятора.
Еще в мае 2013 года ЦБ представил законопроект о создании СРО по 17 видам финансовой деятельности, содержание которого явно не совпало с представлениями профессионального сообщества о роли и месте саморегулируемых организаций. Дискуссии на сей счет идут достаточно острые, и мегарегулятор готов к совместной разработке инструментов регулирования. Подход в любом случае будет взвешенным, даже несколько консервативным, чтобы не допустить дестабилизации рынка. Ну а слабое место всех его участников заключается в том, что им не удалось найти механизм отсеивания недобросовестных игроков.
Особенно остро, например, вопрос регулирования стоит перед участниками рынка "Форекс", который, по сути, вообще находится за пределами российского правового поля. Региональный директор ГК "TeleTrade" по Омской области Максим МИШАРИН считает, что с появлением мегарегулятора проблемы будут решаться легче, и первым шагом на этом пути должно стать скорейшее принятие закона о правовом регулировании дилерской деятельности на внебиржевом рынке "Форекс", который уже прошел первое чтение.
Еще одна законодательная новация, которая имеет самое прямое отношение к финансовому рынку, касается восстановления индустрии финансовых посредников, количество которых было резко уменьшено усилиями предыдущего регулятора. А без этого института ждать, когда вырастут грамотные инвесторы, можно до второго пришествия.
Институт финансовых советников является частью инфраструктуры рынка, без наличия которой невозможно добиться повышения инвестиционной активности в стране. А именно на решение этой задачи направлены все проводимые структурные и содержательные преобразования. Сам факт их начала говорит о том, что дефицит капитала признан основным фактором торможения темпов роста экономики и, по крайней мере, поставлена цель создать базу отечественных инвестиционных ресурсов. Что в результате получится, предсказать сложно.
Владимир ПЕТРОВ