5 ноября, накануне публичных слушаний по проекту городского бюджета на 2014 — 2016 годы, пресс-конференцию провела директор департамента финансов и контроля администрации Омска Инна ПАРЫГИНА. «КВ» предлагают наиболее интересные ответы на вопросы журналистов.
Минус 1,8 миллиарда
Как вы знаете, вновь изменилось бюджетное законодательство, и со следующего года полномочия в сфере дошкольного образования, касающиеся заработной платы педагогических работников, переходят на областной уровень. В Бюджетный кодекс РФ в июле 2013 года были внесены изменения, касающиеся перераспределения нормативов зачисления в доходы муниципалитетов налога на доход физических лиц. Это означает, что полномочия передаются с определенными доходами из бюджета нижестоящего уровня. Сейчас не представляется возможным говорить о том, возможно ли вновь введение отрицательного трансферта или еще какой-то подобной инициативы, потому что расходные обязательства покрываются доходным источником. Но полномочия по дошкольным учреждениям передаются не все, а только заработная плата педагогических работников. Что касается содержания зданий, услуг по присмотру и уходу за детьми, заработной платы нянечек и прочего персонала – все это остается в полномочиях муниципалитета. В итоге бюджет города Омска в следующем году потеряет в собственных доходах более чем 1 млрд 800 млн рублей. Для того чтобы обеспечить сбалансированность бюджета, расходы города должны быть сокращены на 2 млрд рублей. Что касается содержания бюджетных учреждений социальной сферы, это наши условно-постоянные расходы, которые сокращены быть не могут и которые составят более 70% всех расходов бюджета.
Культуре зарплату не повысят
Выплата заработной платы педагогическим работникам как школьных, так и дошкольных учреждений – мера ответственности областной власти. Расходы областного бюджета на эти обязательства увеличены. Это связано с тем увеличением финансовой поддержки региону, которая уже распределена на предстоящую трехлетку. Что касается бюджетников в сферах культуры, молодежной политики и спорта, это мера ответственности муниципального бюджета, где нет средств на исполнение указов президента по повышению заработной платы этим категориям работников. В этом вопросе мы приняли с субъектом консолидированное решение – на территории Омской области в целом не будет повышена заработная плата работникам учреждений культуры.
Выиграли у ТГК-11
Мы активно боремся за повышение эффективности от земельных участков и имущества города. Всем известно о расторжении условий предоставления земельных участков «Русантону». Выиграны суды с «Полетом и К», «Октаном», Арматурно-фланцевым заводом, Омскгидроприводом и другими. Конечно, есть сложности, связанные с ежегодным изменением бюджетного и налогового законодательства, но мы уверенно и поступательно движемся к поставленной цели. Так, в суде апелляционной инстанции нам совместно с Росреестром удалось отстоять пересмотр кадастровой стоимости земельных участков ТГК-11, благодаря чему мы сохранили в городской казне 390 млн рублей. Кроме того, мы провели независимую кадастровую оценку ряда земельных участков, стоимость которых считаем необоснованно заниженной.
Бизнес не ожил на 5 миллиардов
Бизнес говорит, что налоговое бремя, которое на него возлагается в результате пересмотра кадастровой оценки, напрямую влияет на его эффективность. Но я хочу привести такой пример. Кадастровая стоимость земель города Омска, исходя из которой и высчитывается земельный налог, составляет чуть более 287 миллиардов рублей. В том же Новосибирске она составляет 1 триллион 145 миллиардов рублей, а Екатеринбурге – 1 триллион 379 миллиардов рублей. Это более чем в 6 раз выше, чем в Омске. И говорить о том, что мы загнобили бизнес, применив несправедливую кадастровую оценку, — абсолютно неверно. Мы проанализировали Томск, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск и Екатеринбург и пришли к выводу, что в Омске – самая низкая кадастровая стоимость одного квадратного метра земли. Отсюда и наши низкие доходы. В Новосибирске 1 квадратный метр земли стоит 2 млн 261 тысячу рублей, в Екатеринбурге – 2 млн 947 тысяч рублей, в Омске 501 тысячу рублей. Теоретически это является преференцией для развития предпринимательства на нашей территории, но тогда мы должны видеть связанные с этим поступления из других доходных источников. Если бизнес развивается, то появляются дополнительные рабочие места, растет подоходный налог и так далее. Во всяком случае оживления бизнеса на 5 млрд рублей мы не видим.
Будем противостоять бизнесу
Губернатор нас поддержал в вопросе о пересмотре кадастровой стоимости земли. Мы со своей стороны готовимся к тому, что будем противостоять тем индивидуальным кадастровым оценкам, которые бизнес, возможно, вновь будет пытаться выполнить в сторону снижения. В текущем году мы отыграем конкурс, и у нас уже есть подрядчик на работы по пересмотру оценки кадастровой стоимости десяти наиболее крупных земельных участков под предприятиями, которую они проводили самостоятельно. Если через арбитражный суд нам удастся изменить кадастровую стоимость земли, то мы получим увеличение доходности городского бюджета. Опыт такой есть, в частности, в Казани, где уже принято несколько судебных решений в пользу муниципалитета о пересмотре кадастровой стоимости в сторону увеличения.
Не выполняем план по доходам
Объем муниципального долга растет. Он ежегодно прирастает на сумму дефицита бюджета. В 2014 году, как вы знаете, запланирован дефицит в размере 707 млн рублей, что составляет 10% от собственных доходов бюджета города. Когда в кармане нет денег, мы идем за кредитом в банк. Но мы проводим активную диверсификацию кредитного портфеля, направленную на сокращение расходов по обслуживанию муниципального долга. Те конкурсные процедуры, которые мы размещаем, направлены не на дальнейшее закредитовывание, а как раз на погашение действующих обязательств на более выгодных условиях. Сейчас средняя процентная ставка у нас уже составляет 7,6%, что значительно ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,25%). На сегодня муниципальный долг составляет 2,7 млрд рублей, но к концу года он может быть увеличен за счет того, что мы не выполняем план по собственным доходам более чем на 600 млн рублей. Это обусловлено, в частности, теми процессами, которые у нас происходят в части земельных участков.
До банкротства еще далеко
Сейчас объем муниципального долга у нас составляет около 40% от собственных доходов городского бюджета, и эта ситуация пока абсолютно некритическая. Она становится критической тогда, когда долг составляет 100%. На территории РФ такие муниципалитеты есть, тем не менее они не являются банкротами. Дай бог, мы до такого не дойдем. Мы прекрасно понимаем, что оплата процентов по кредитам – это не вклад в инфраструктуру города и не решение социальных проблем горожан, но пока не будет серьезных вливаний в городской бюджет либо перераспределения доходных источников, либо, на что я очень надеюсь, повышения эффективности использования земель, мы не видим ресурсов, чтобы опережающими темпами гасить муниципальный долг.
От ТГК-11 – только налоги топ-менеджеров
От перерегистрации ТГК-11 в любом случае должно быть увеличение доходов муниципального бюджета, хотя бы в результате того, что подоходный налог с заработной платы топ-менеджеров компании будет в определенной доле поступать в бюджет города Омска. Налога на прибыль нам, к сожалению, пока не идет ни копейки. Если будет принято наше предложение о перераспределении двух процентов налога на прибыль ТГК-11 в пользу муниципалитета, то городская казна пополнится.
За эффективность
К тому, чтобы зарплата чиновников зависела от эффективности их работы, я отношусь очень положительно. Бывает, что один человек может сделать работу за пятерых. Это зависит от его умственных способностей, скорости мышления и выполнения работы и так далее. Так что если все же будет внедрен в отношении органов власти некий эффективный контракт, то мы, вне всякого сомнения, будем внедрять его на своем уровне. Руководителям станет легче оценивать своих подчиненных.
Рынки не продаются
Я думаю, что администрация не пойдет на такой шаг – продать последние четыре муниципальных рынка. В первую очередь, они несут у нас социальную нагрузку. Вы знаете, что иногородний ритейл порой игнорирует местных производителей. Проводя на наших рынках социальные ярмарки и прочие мероприятия, мы способствуем развитию собственного производства. Я не готова, конечно, за мэра сказать, но вряд ли мы будем принимать такое решение. Я точно буду против. Честно говоря, раньше были проданы самые высокодоходные рынки. Говорить о том, что за эти четыре рынка мы можем получить какие-то 100 млн рублей… Это не сделает погоды городу и горожанам, а проблем, думаю, появится достаточно много. Мы уже написали письмо по поводу высказываний депутатов о том, что рынки малоэффективны. Мы категорически не согласны с их оценками, так как финансово-хозяйственная деятельность рынков проверяется независимыми аудиторами и налоговой службой. Говорить, что рынки что-то нам не доплачивают… Если бы они что-то скрывали, думаю, налоговая увидела бы это и доначислила. Продать рынок за три копейки – наверное, кому-то это будет выгодно, но не бюджету и не горожанам.
ОмскВодоканал. 10 лет спустя
Повышение арендной платы для ОмскВодоканала планируется. Это было одно из предвыборных обещаний мэра, если вы помните. Контрольно-счетной палатой уже завершена проверка деятельности ОмскВодоканала за ряд предыдущих лет. Результаты этой проверки переданы в прокуратуру Омской области. Прокуратура ведет собственное расследование дел в отношении ОмскВодоканала на предмет исполнения им всех обязательств перед администрацией города. То, что в 2004 году была установлена арендная плата ОмскоВодоканалу в размере 200 млн рублей и на протяжении десятка лет она не пересматривалась, – это факт. Причем сумма арендной платы оставалась в распоряжении компании. На эти средства проводились работы, связанные с ремонтом водопроводных сетей. Безусловно, за десять лет увеличилась и стоимость этих ремонтных работ, хотя бы на фоне инфляции. Уже подготовлен проект решения Омского городского совета об увеличении в два раза арендной платы, взимаемой с ОмскВодоканала. Механизм взимания пока обсуждается.