Омские предприниматели поделились впечатлениями от деловой поездки в Китай
7 ноября в городском пресс-клубе состоялся брифинг по итогам торгово-экономической миссии омских бизнесменов в Китай. Омская делегация 6 ноября вернулась из КНР, где посетила Пекин, Кайфэн и Фуджоу. В течение шести дней предприниматели побывали на крупнейших производствах, в технопарках, Посольстве РФ в Китае, торговом представительстве РФ в КНР, участвовали в биржах контактов, торгово-экономических выставках, проводили переговоры, посетили основные достопримечательности. В торговую миссию входили представители Омской торгово-промышленной палаты и руководители ведущих омских предприятий: Любинского молочно-консервного комбината, корпорации «Енисей», базы «Сибирская», ЗАО «Сибирьэнергосервис», клининговой компании «Норма плюс» и др. На бирже контактов с омскими предпринимателями встретились более 200 китайских бизнесменов. Об особенностях работы на китайском рынке, благонадежности партнеров, интересах китайских инвесторов и перспективах сотрудничества члены делегации рассказали на брифинге омским журналистам. «КВ» представляют читателям наиболее интересные моменты их выступления.
Первый замдиректора департамента городской экономической политики мэрии Омска Гульнар АЙТХОЖИНА сообщила, что с китайскими коллегами они обсудили организацию в 2014 году торгово-экономической миссии китайских деловых кругов в Омск, совместные проекты в сфере образования (интерес в этом плане проявили ОмГУ и ОмГПУ), обучения ландшафтному дизайну омских специалистов в области городского озеленения на базе департамента благоустройства мэрии города Кайфэна, а также участие кайфэнской делегации в праздновании 300-летия Омска (творческие и спортивные коллективы). Директор департамента городской экономической политики мэрии Омска Павел КРУЧИНСКИЙ отметил, что Китай сегодня диктует моду с точки зрения диверсификации производства, культуры производства и ценовая политика его пока довольно выгодна для омских предпринимателей. По словам президента Омской ТПП Татьяны ХОРОШАВИНОЙ, товарооборот между Россией и Китаем сегодня приближается к 100 млрд долларов, между Омской областью и Китаем — к 100 млн долларов. Экспортируем мы в основном каучук и резину, а импортируем — оборудование. У Омской ТПП подписаны соглашения с палатами из 10 китайских провинций. ХОРОШАВИНА напомнила, что в этом году в Омске состоялся уже девятый совместный форум торгово-промышленных палат Китая, России и Монголии.
Директор клининговой компании «Норма Плюс» Виталий ПУТИНЦЕВ. Принимали нас достаточно сложно для нашего восприятия. Китайцы, впрочем, мы, большое значение придают официальной части, чему лично я большой противник. Меня координаторы нашей делегации пытались заставить надеть галстук, но я не хотел, ведь у китайцев даже первый секретарь экономической зоны был без галстука — это у них тенденция такая, говорящая о том, что надо работать, а галстуки будем завязывать потом. В принципе прием был достаточно теплый. Я бы обратил внимание не столько на экономические итоги этой поездки, которые безусловно дадут о себе знать в будущем, сколько на некоторые политические или общественные моменты, которые в Китае на голову выше, чем у нас. Например, мы посещали музей города Кайфэна. Так вот, я вышел из него с большим чувством неудовлетворенности собственной родиной. У меня сложилось впечатление, что каждый китаец, несмотря на их огромное население, четко знает свои стратегические задачи, видит вектор, по направлению которого он движется. В том же музее есть большой макет старого Кайфэна — то, что было 1000 лет назад! И есть макет нового Кайфэна, причем не только того, который есть сейчас, но и того, который еще только будет. У нас в Омске такого даже на бумаге нет, не то что на макете. У китайцев интересный подход к строительству — они берут один квартал, сносят все старье и полностью застраивают его новым жильем, делают коммуникации, а затем берутся за другой квартал. Причем все согласования и обсуждения по поводу строительства проходят исключительно до его начала, в процессе строительства уже ничего нельзя изменить, только если речь не идет об угрозе жизни и здоровью населения.
Еще я обратил внимание, что в субботу и воскресенье в Кайфене работают практически все предприятия. В гостинице в эти дни было очень много приезжих китайцев — они приехали, чтобы посмотреть достопримечательности Кайфэна. Это говорит о том, что руководство города реально развивает свою туристическую индустрию и прежде всего за счет своего же населения. То же самое мы могли бы не просто заявлять в Омске, как это происходит сейчас, а делать. Мы можем встречать в Омске сельские делегации, показывать им город, рассказывать о его истории и т. п. Я уверен, что предприниматели согласились бы снижать на выходные цены на свои услуги, в том числе на гостиничные, только бы наладить поток туристов из районов области.
Гендиректор ЗАО «Сибирь энергосервис» Сергей ШЕЛЕСТ. В плане энергетики китайцы далеко шагнули. Прежде всего это связано с тем, что у них все предприятия в этой сфере обеспечиваются госзаказом. Поэтому для серьезных китайских заводов наши предприятия не представляют особого интереса.
ПУТИНЦЕВ. Да что там говорить, мы им просто не нужны и все!
ШЕЛЕСТ. Нам назвали стоимость входного билета в китайский технопарк, чтобы можно было там работать и развиваться, — 100 млн долларов!
ПУТИНЦЕВ. Мне показалось, что китайцы сегодня больше ориентированы на свой внутренний рынок, чем на внешний. А Россия им нужна больше как сырьевой придаток. Более того, россияне особо не нужны китайцам даже как потребители их продукции. Я сказал, что в Омской области живут 2 млн человек, а китайцы мне в ответ, что, мол, у них в провинции Кайфен населения чуть побольше — 100 млн человек. Поэтому о чем здесь говорить, у них огромный спрос на внутреннем рынке. Кроме того, они успешно экспортируют продукцию в Африку.
АЙТХОЖИНА. Я не согласна с Виталием Петровичем, что мы не нужны китайцам. У них такой огромный потенциал, что его хватит и на внутренний, и на внешний рынки.
ПУТИНЦЕВ. Мы нужны им как сырьевой придаток. А нам, пока не поздно, нужно закупать у них оборудование и технологии, пока цена на них еще достаточно приемлемая, по сравнению с западными странами. Скоро термин «китайское качество» выйдет на передний план и не будет ни у кого в мире вызывать сомнений. Нам надо забыть изречение, что «мы — великая нация» и т. п., это относится только к нашим предкам, а мы сегодня пока ничего подобного не представляем. Чтобы стать великой нацией, нам нужно сегодня работать! Учиться работать, принимать решения и добиваться их выполнения. В этом плане мы можем брать пример с китайцев.
ШЕЛЕСТ. Весь Китай — это одна большая стройка. Строятся и дома, и предприятия, и высокоскоростные дороги и т. п. Представьте, одиннадцатиполосная дорога! Я таких даже в Европе не видел. Поэтому сырьевые ресурсы им сейчас очень нужны, и Россию они рассматривают в этом плане как стратегического партнера.
Журналисты поинтересовались, неужели Омская область не смогла заинтересовать китайцев хоть какой-нибудь своей продукцией? ХОРОШАВИНА успокоила их, ответив, что нескольким омским предприятиям удалось наладить поставки в Китай: например, пользуются успехом водка Омсквинпрома и «Оши», меховое сырье компании «Мягкое золото», пиломатериалы «Ава-компани». А ПУТИНЦЕВ добавил, что в Китае хорошо бы пошла сгущенка Любинского МКК:
— ШОСТЯ пошутил, что, для того чтобы каждый китаец смог хотя бы лизнуть по одной ложке нашей сгущенки, Любинскому заводу нужно работать минимум лет 20. Их ведь столько много, а с молоком у них проблемы.
На вопрос журналистов, как обстоят дела у китайцев с переработкой отходов, ПУТИНЦЕВ ответил, что у них «больше показухи», что «многое делается на коленках, ничего не работает». Хотя, по словам ПУТИНЦЕВА, в городах достаточно чисто — мусоровозы собирают в основном пищевые отходы, которых в Китае больше всего, и на каждой машине по 3-4 работника. А ШЕЛЕСТ похвалил китайцев за то, что активно и очень широко используют альтернативные источники энергии — солнечные батареи, ветровые генераторы. Директор ООО «Эдельвейс» (торговая марка KVINTO) Ольга СПИРИДОНОВА поделилась, что довольна поездкой, нашла себе потенциальных партнеров, с которыми собирается в будущем наладить поставку в Россию из Китая качественного современного и недорогого сырья для ее предприятия. По ее словам, в конце ноября в Омск приедет представитель из Китая уже с конкретными образцами сырья, с конкретными предложениями. Китайцы поразили предпринимательницу своим трудолюбием, мудростью, дружелюбием:
— Представляете, в огромном аэропорту города Кайфэна все надписи дублируются на русском языке! На мой взгляд, это говорит о том, что они уважают наш народ. Причем перевода на другие языки, на тот же английский, не было. Мне было очень приятно.
ПУТИНЦЕВ, наоборот, считает, что Китай зациклен только на себе и ему не до русских и не до американцев. Как показатель этого, он привел пример, что даже в гостиницах персонал плохо говорит по-английски, а о русском так вообще речи нет. Еще Виталий Петрович расстроился, что ему не удалось увидеть в Китае автомобили их производства, такие, как Great Wall, Chery, Geely и т. п.:
— Они нам присылают свои авто, а сами-то ездят на «мерседесах», «ауди», BMW! На улицах я не увидел ни одного Chery, Geely и т. п.
Татьяна ХОРОШАВИНА отметила, что государство в Китае достаточно жестко вмешивается в дела бизнесменов и все контролирует, впрочем, как и во многих других сферах жизни, например привычный для россиян вай-фай в Китае в гостиницах есть только в лобби-баре, а не в номерах, он платный и строго ограничен по времени.
— Государство контролирует все, в том числе и Интернет. Доступ к соцсетям и многим другим привычным для нас сайтам тоже ограничен. Еще у них в качестве наказания распространена смертная казнь в виде расстрела. Например, недавно случился пожар в одной из высоток, так всех, кого признали в этом виновными, расстреляли. За рождение детей берут штрафы, автомобили продают дозированно и много еще чего. Еще очень заметен азиатский менталитет — никуда не торопятся, все делают по расписанию, медленно, — поделилась впечатлениями ХОРОШАВИНА.
Все сошлись во мнении, что сначала бизнес-делегация из Кайфэна должна побывать в Омске, только потом уже можно будет говорить о каких-то конкретных контрактах и договоренностях.