Члены совета директоров ОАО «Иртышское пароходство» зарабатывают на уровне министров Омской области
Пока транспортная полиция занимается расследованием в ОАО «Иртышское пароходство» в рамках уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст.160 Уголовного кодекса РФ (присвоение или растрата имущества, вверенного виновному, совершенное в особо крупном размере), всплывают все новые факты, связанные с этим омским предприятием.
Как известно, дело было возбуждено после того, как выяснилось, что в период с 2009-го по 2012 год руководством ОАО «Иртышское пароходство» «были необоснованно отчуждены денежные средства общества в размере свыше 20 млн рублей». Речь, напомним, идет о договорах, которые бывший гендиректор ИРП Иван ЯНОВСКИЙ ежегодно заключал с индивидуальным предпринимателем Игорем ШМАТКО параллельно с официальными договорами на аудиторское обслуживание с фирмой «ФинТест», что возглавляет тот же ШМАТКО. Причем как ИП ШМАТКО негласно получал в разы больше, чем как ЗАО публично. Параллельно Западно-Сибирская транспортная прокуратура пытается оценить возможность «причинения ущерба ОАО Иртышское пароходство в результате незаконных сделок об отчуждении имущества пароходства» и исследует соблюдение «требований ФЗ «Об акционерных обществах» в части законности распределения прибыли общества» и «соблюдения прав акционеров, в т.ч. государства». Не факт, что итогом этих проверок станут суды, штрафы и посадки. Позиция «Иртышского пароходства» такова: мы акционерное общество, куда хотим, туда деньги и направляем, хотим — ШМАТКО 20 миллионов, хотим — акционерам полтораста миллионов, наше право. Единственная слабая зацепка – государственные 25% в уставном капитале.
В любом акционерном обществе деятельность менеджмента контролирует совет директоров, который, по сути, и нанимает на работу директора и правление. В Иртышском пароходстве наоборот: Иван ЯНОВСКИЙ принял на работу сторонних членов совета директоров, а нынешний руководитель Сергей НИКУЛИН продлил с ними контракты. Так, заведующий кафедрой экономики и организации производства Омского государственного института сервиса Владислав РАЧЕК принят на работу советником по инвестиционной деятельности (до мая 2011 года – советник по корпоративному управлению), работающая бухгалтером у РАЧЕКА в маленькой компании УКПК "ДиРиС" Елена МИЩЕНКО числится в пароходстве советником по экономическим вопросам, генеральный директор ОАО «Земля» Александр МИХАЙЛОВ - советником по стратегическому управлению. Четвертый член совета директоров – сам Иван ЯНОВСКИЙ, еще трое – чиновники, представляющие государство.
Согласно контракту который заключен руководителем ОАО «Иртышское пароходство», каждому из этих членов совета директоров установлен ежемесячный оклад в 200 тысяч рублей плюс ежемесячная надбавка за высокую квалификацию в размере 100 тысяч рублей. К тому же при уходе в отпуск помимо отпускных выплачивается вознаграждение в размере 100% оклада. А есть еще надбавка за выслугу лет в размере 15% должностного оклада. В итоге выходит, что «независимые» члены совета директоров зарабатывают не меньше, чем министры правительства Омской области.
В обязанности Владислава РАЧЕКА, в частности, входит «проводить анализ рынка ценных бумаг, давать рекомендации по движению ценных бумаг общества, разрабатывать схемы взаимозачетов», в обязанности Александра МИХАЙЛОВА «работа по повышению инвестиционной привлекательности общества, изучение инвестиционных возможностей региона, стратегических партнеров общества, разработка стратегических направлений развития общества». Наиболее интересен перечень обязанностей Елены МИЩЕНКО (привожу их полностью): «участвовать в разработке перспективных планов экономической и финансовой деятельности общества, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, бережно относиться к имуществу работодателя и других работников, не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну работодателя» (!!!) Не многовато ли 300 тысяч рублей в месяц за соблюдение правил внутреннего распорядка и бережное отношение к имуществу? А что касается участия в разработке перспективных планов, то хотелось бы увидеть протоколы обсуждения этих планов и какие-то хотя бы слова бухгалтера МИЩЕНКО по этому поводу, зафиксированные в документе.
Такие зарплаты понятны на Омском нефтезаводе, где чистая прибыль (после уплаты всех налогов) за 2012 год составила около 8 млрд рублей. Однако чистая прибыль Иртышского пароходства за 2011 год составила 55 тысяч рублей, за 2012 год – 47 тысяч рублей. Члены совета директоров могли бы без особого ущерба для себя согласиться вместо 300 тысяч рублей в месяц с учетом вознаграждения получать 200 тысяч в месяц и только от этого прибыль пароходства увеличилась бы в 80 раз! Однако – увы! Первое полугодие 2013 года ОАО закончило с убытком 56,54 млн руб., при этом за работу в этом же самом убыточном полугодии членам совета директоров было начислено 9,5 млн руб. При том что на каждом собрании акционеров руководитель традиционно выступает с основным докладом, где говорит, как трудно жить предприятию, как мало у него остается денег, которых остро не хватает на ремонт ветшающих судов.
Никто не спорит, что Иван ЯНОВСКИЙ немало сделал для предприятия. И предприятие адекватно оценивает его труды: в 2010 году ему было начислено, включая все надбавки, 2,8 млн руб., за 2011 год — 4,1 млн руб, за 2012 год – 6,3 млн руб. Аппетит, похоже, приходил во время еды. Состояние дел в пароходстве не улучшалось в таких же темпах, как зарплата его директоров. Сейчас Иван Иванович председатель совета директоров и скорее всего параллельно числится каким-то советником у руководителя пароходства.
Ну и, наконец, самое интересное: в трудовом контракте еще 2010 года с каждым членом совета директоров (кроме представителей государства, которым, похоже, ничего из этого не досталось да и не могло достаться) забит пункт, что в случае расторжения контракта по инициативе работодателя ему выплачивается выходное пособие в размере 48 месячных окладов, то бишь 9,6 млн рублей. Хорошо живется членам совета директоров ОАО «Иртышское пароходство»!