23 мая подведены итоги программы «У.М.Н.И.К.-2013» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил шестнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» знакомят читателей с авторами наиболее интересных изобретений.
Программист ООО «Компания Элмис» Дмитрий КРАВЦОВ хочет усовершенствовать методику обучения в школах и дать учащимся возможность получать знания еще и от электронного учителя. 6 лет, ушедшие на разработку базовой версии, по его словам, могли быть напрасными, так как это слишком длительный срок для реализации компьютерных программ. Однако в конкурсе «У.М.Н.И.К.» ему удалось победить с первой попытки. В чем суть разработки, он рассказал корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ.
— Дмитрий, расскажите о своем изобретении.
— Я разрабатываю программный комплекс для обучения элементарной алгебре. Никаких ограничений по возрасту, полный школьный курс с 1 по 11 класс: арифметика, уравнения, системы, неравенства, тригонометрия и логарифмы. Программа будет иметь две основные функции — обучающую и контролирующую. С одной стороны, можно будет ввести в программу любой формализованный пример курса школьной алгебры, и она его решит, пошагово покажет способы нахождения ответа, какие теоремы, тождества при этом использовались. Вторая функция — это когда пользователь вводит свое решение и затем по ходу выполнения программа его контролирует, говорит, на каком этапе допущена ошибка. Если пользователь сделает что-то сомнительное, программа попросит уточнить план действий. В принципе можно даже провести аналогию с тем, как ученик решает задачу у доски под присмотром преподавателя. Интерфейс программы похож на тот, который используется в программе Microsoft word, поэтому каких-либо трудностей с ее использованием у пользователей не будет.
По всем решениям будет вестись учет статистических данных. Система будет знать, какие примеры пользователь умеет решать, какие темы еще не изучил. Если есть слабые места, то система предложит для решения задания на свое усмотрение. При этом не только из собственной базы, но и сгенерированные на лету. Еще отмечу, что программа никогда не сможет решать задачи по логике, где нужно дать подробное описание своих умозаключений.
— Как будет распространяться ваша программа?
— В принципе уже есть базовая версия, которая ставится на компьютер на операционные системы Windows. Но еще не весь запланированный круг задач программа может решать. В скором будущем будет возможность заниматься с системой прямо на сайте. К концу года, думаю, мы его уже разработаем и он станет доступным для всех желающих.
— Программа будет платной?
— Хотелось бы, чтобы большинство функций осталось бесплатным. И первое время, на момент тестирования, так и будет. Затем с точки зрения коммерциализации будет два варианта развития событий. Можно остановиться на рекламе и спонсорстве и сделать ее, например, по аналогии с программой 2gis. Другой вариант — платные аккаунты для каких-то более продвинутых функций: например, ограничение на решение более сложных примеров, таких как уравнения с двумя неизвестными или упрощение, связанное с заменой переменных. Или, может, сделаем ограничение по решению заданий в день.
— А вы не боитесь, что вашу программу будут использовать чаще не как электронного учителя, а для того, чтобы получить ответы к заданиям?
— В принципе об этом многие спрашивают, особенно учителя, мол, учащиеся это будут использовать не во благо. Я отвечал, что применение программы может быть разным. Например, в компьютерных классах настроить ее лишь на контролирующий режим, и она будет только рекомендовать способ решения. Но дома, конечно, контролировать будет сложно. Возможно, сделаем так, что скачать ее не получится, а работать в ней можно будет только на самом сайте. Либо остается надеяться, что ученики сами поймут, что надо получать знания и решать самим. В старших классах перед сдачей единых государственных экзаменов, поступлением в институт у школьников есть такой настрой.
— На портативные компьютеры программу можно будет установить?
— Версию для смартфонов будем создавать позже. Мы разрабатываем ее на технологии .Net, и комфортно она работает пока только на Windows.
— То есть пока учащимся будет трудно пронести на ЕГЭ вашу программу.
— Я думаю, какие-то даже акции введем, и в дни ЕГЭ сами будем сайт блокировать. Будем стремиться к тому, чтобы все это было во благо.
— Для других дисциплин создавать электронных учителей не планируете?
— В будущем да. Будем разрабатывать электронных учителей для обучения физике и геометрии. Ведь все эти дисциплины базируются на математике.
— А только для школ планируете разрабатывать? В принципе она же может стать частью дистанционного образования в вузах.
— Ближайший этап все-таки школьные курсы. Если дальше все будет получаться, то, естественно, хочется брать примеры из высшей алгебры, распространять ее на уровень университетов.
— Как у вас возникла такая идея?
— Изначально идея пришла не мне, а моему научному руководителю Александру Ефимовичу УЛЬТАНУ. Он хочет, чтобы произошла глобальная автоматизация образовательной системы. Потому что на сегодня электронное обучение в основном ограничивается какими-то тестами, электронными учебниками, переписками, чатами с преподавателями и все. Александр Ефимович хочет в перспективе создать систему, в которой можно будет заниматься и алгеброй, и геометрией, и физикой, практически любым предметом. Но в это, естественно, должны быть вовлечены огромные ресурсы: финансы, разработчики, преподаватели, учащиеся. Этой идеей он меня заинтересовал, еще когда я учился на 4 курсе. Начинали мы с простого — как создать пример на компьютере, как его решить.
— А почему у него самого не получилось реализовать идею?
— Как я уже сказал, нужны люди, которые будут этим заниматься. В одиночку с такой глобальной задачей не справиться. Хотя уже на сегодняшний день у нас в команде есть ребята, которые работают над другими дисциплинами, например геометрией. Есть даже те, кто разрабатывает программу для решения текстовых задач на компьютере.
— Давно уже занимаетесь разработкой этого проекта?
— С 4 курса, то есть уже 6 лет. Так сказать, медленными, но верными шагами пришли к пониманию, как реализовать свою идею. Конечно, 6 лет с точки зрения разработки программ — это очень долгий срок. Как правило, если за год-два ничего не разработал, то идею уже не удастся воплотить в жизнь. Потому что к этому времени появляется уже большое число конкурентов.
— У вас уже много конкурентов?
— Да, мы анализировали сегодняшний рынок, но пока мало чьи программы обладают такими же функциями, как у нас. Существуют простые решатели, но с маленьким спектром задач. Да и обучающей функции в них не предусмотрено.
— Проекты похожего плана на «У.М.Н.И.К.» тоже выставлялись?
— Не могу сказать про первый этап, потому что не было времени оставаться и слушать остальных участников, но в финале прямых конкурентов в сфере IT-технологий точно не было. Вообще я участвовал по рекомендации товарища — победителя предыдущего сезона. Он мне сказал, что тема интересная и таких на конкурс не подавалось. Я буквально за пару дней до окончания подачи заявок успел вписать свою фамилию.
— Планируете патентовать свое изобретение?
— Пока только в планах. Патент будем получать либо на алгоритмы, либо на программное обеспечение, но не раньше, чем через полгода, когда будем выходить на этап популяризации.
— На что потратите грант? Как распланировали смету?
— Часть средств пойдет на приобретение платных программных компонентов и технических средств для разработки. Кроме того, для запуска сайта нам потребуется оплатить хостинг, купить доменное имя, организовать небольшую рекламную кампанию. Возможно, пригласим группу разработчиков себе в помощь.
— У вас со школьных лет была страсть к математике?
— Нет. Со школьных лет мне нравилась музыка, я люблю играть на гитаре. Но когда встал вопрос о поступлении в институт, то отсутствие начального музыкального образования сыграло свою роль. Потому сделал выбор в пользу другого своего увлечения — информационных технологий. Первый компьютер у меня появился в 9 классе, и мне с тех лет было интересно, как это все работает.