Омск имеет самую маленькую бюджетную обеспеченность на одного жителя среди всех городов миллионников
В пятницу, 4 октября, газета «Коммерческие вести» пригласила руководство департамента финансов и контроля мэрии, депутатов, предпринимателей и экспертов принять участие в обсуждении бюджета города Омска на 2014 год, проблем и перспектив в его формировании и исполнении. Основные параметры городской казны на следующий год на этом круглом столе прозвучали впервые, ведь документ еще даже не поступил на рассмотрение в горсовет. Эти параметры, а также самые любопытные мнения и предложения по поводу бюджета-2014 записала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.
Уже в текущем году Омск недополучит от ЕНВД порядка 100 млн рублей
Марат ИСАНГАЗИН. Тема сегодняшнего разговора – то, чего пока нет. Проекта городского бюджета на 2014 год никто пока в глаза не видел, но, на мой взгляд, можно и нужно вести разговор о трендах, о тенденциях, которые очевидны:идет сокращение бюджета и на федеральном, и на областном уровне. а это значит предстоит ужаться и бюджету городскому.
Инна ПАРЫГИНА. Уже ни для кого не секрет, что нам предстоит оптимизация расходов. Однозначно будут выполнены все социально значимые расходы – все, что связано с зарплатой, с коммунальными услугами, с питанием в детсадах и школах и так далее. Доходы города Омска в 2014 году, в сравнении с 2013 годом, сократятся на 1,8 млрд рублей, расходы тоже должны будем сократить – на 2 млрд рублей.
Нам предстоит очередное перераспределение полномочий, и с начала года с нас снимают обязательства по зарплате педагогических работников дошкольных учреждений, эти полномочия уходят на уровень субъекта. Полномочия эти уходят вместе с финансовым обеспечением то есть с долей дохлдов. Но помимо этого с нас еще 3% от НДФЛ сняли! Дело в том, что в последние годы Минфин РФ проводил политику замены целевых субсидий на нецелевую финансовую поддержку, чтобы у муниципалитетов и субъектов была финансовая самостоятельность. Поэтому с 2012 года вместо целевых субсидий нам установили единый дополнительный норматив от НДФЛ, он фактически выступил заменой федеральных дотаций. Этот норматив составлял 8%, а с начала 2014 года его оставили на уровне 5%. Цена этих 3% от НДФЛ для города – порядка 600 млн рублей.
Юрий ФЕДОТОВ. У областного бюджета тоже сейчас идет кассовый разрыв, порядка 5-6 млрд рублей, и они тоже ищут источники. Поэтому и отняли эти 3%. И хотя в нашем разговоре о городском бюджете вроде бы и неактуально обсуждать, почему не сбываются прогнозы областных финансистов, но бюджеты – сосуды сообщающиеся. Так, не сбылся у области прогноз по поступлению алкогольных акцизов и налогу на прибыль. Причем у нас пить меньше не стали, просто стали пить то, что производится нелегально. Запрет продажи алкоголя после 22 часов вывел на рынок всех тех, кто имеет некоторую мобильность, тех же таксистов, а значит, и паленый алкоголь. По «Алкогольной Сибирской Группе» падение, если я не ошибаюсь, порядка 40%. И я пока не вижу каких-то жестких шагов в отношении тех, кто занимается нелегальной продажей алкоголя, тех же киосков, замаскированных под горячее питание, пока происходят только какие-то ритуальные танцы вокруг них.
Инна ПАРЫГИНА. А еще нам предстоят серьезные расходы по выплате повышенной зарплаты бюджетникам, ведь за нами остается дошкольное образование (все, кроме воспитателей, а это нянечки, повара, услуги по содержанию зданий), дополнительное образование (школы искусств, спортивные школы), вся культура, спортивные учреждения. 280 млн рублей на год – цена вопроса на доведение уровня зарплаты до требуемого.
Далее. Налоговые платежи падают. Федеральный законодатель оказал нам медвежью услугу, увеличив с 1 января текущего года страховые взносы для предпринимателей, и мелкий бизнес в массовом порядке стал закрываться. В первом полугодии 2013 года в Омске закрылось более 10 000 индивидуальных предпринимателей. Да, налоговая говорит, что 25-30% из этих предпринимателей никогда не отчитывались и ничего не платили, но остальные что-то приносили в бюджет. Основной удар пришелся по бытовикам – парикмахеры, часовщики и тому подобные просто ушли в тень. В итоге мы уже в текущем году недополучим от ЕНВД порядка 100 млн рублей.
Департаментами финансов и имущественных отношений должен рулить один человек
Владимир КОПМАН. Мы в свое время изучали, какова в Омске доля реально работающих предпринимателей. У нас получалось, что до 40% зарегистрированных ИПэшников не работает.
Владимир ВОЛКОВ. Раньше затраты на «спящего» предпринимателя были копеечные, и таких предпринимателей в случае нужды более крупные предприятия использовали для минимизации налога на прибыль. А когда затраты на поддержание этих ИП увеличились до 35 тысяч рублей, они и стали закрываться. Так что, я думаю, реальный бизнес не пострадал, только очистился.
Не секрет, что проблемы бюджета цикличны. И нам приходилось со Светланой Иосифовной (ТИТОВОЙ. – «КВ») руководить департаментом финансов, когда одновременно и налог на уборку территорий отменили, и случился дефолт 1998 года, и Сибнефть перерегистрировалась в деревню. И ничего, город выжил. Я знаю, что в такие сложные времена искать что-то в департаменте финансов невозможно, искать нужно вокруг – а это департамент имущественных отношений, это МУПы и, частично, департамент архитектуры. И на мой взгляд, в такое время один человек должен «рулить» всем этим. Я, наверное, в первый раз соглашусь с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ в том, что город Омск сидит на жирной земельке, и с этой земельки можно хорошо кормиться даже в период кризиса. Так вот, чтобы не было так, что в одном месте еле дыры закрывают, а в другом месте кормушка полна, и должно быть все в одних руках.
Инна ПАРЫГИНА. Я не буду сейчас рассуждать о перераспределении полномочий, но соглашусь с тем, что у нас есть резервы, и мы их видим. И вы видите мои критические выступления по поводу работы тех или иных департаментов. Мы ведем работу по земле, ищем возможности для привлечения средств.
Юрий ФЕДОТОВ. Инна Александровна, я пока не вижу сладких жирных кусков земли, выставленных на торги.
Инна ПАРЫГИНА. На 450 млн рублей выставили первый планировочный район.
Юрий ФЕДОТОВ. Я бы не сказал, что он сладкий и жирный, он просто большой. Дело в том, что основной резерв, о котором есть смысл думать, – земля. Много земли за последние годы ушло по актам выбора, и этими участками кто-то пользуется бесплатно. И сейчас нет выставленных на торги хороших участков земли, опять выставляется что-то на окраинах, что продается с пятого раза по сниженной цене. На мой взгляд, если накраивать, пусть даже небольшие, кусочки в центре города, реально получить от 500 млн рублей до 1 млрд рублей, в зависимости от года.
Владимир ВОЛКОВ. В последние месяцы мэрства Евгения БЕЛОВА было подписано столько актов выбора, что они до сих пор всплывают. Люди все эти годы землю держали, ничего не строили, все техусловия давно недействительны, но они до сих пор получают разрешения на строительство, и ходят продают эти участки – в виде той фирмы, на которую эта земля оформлена. Думаю, надо прошерстить все акты выбора. И обнаружится много интересного. Если посмотреть историю вхождения федеральных сетей в город Омск, за каждым гипермаркетом можно увидеть определенный ресурс такой земли, от которой город ничего не получил, но заработал кто-то другой.
Юрий ФЕДОТОВ. Я как-то в шутку говорил ТИЛЮ: давай любой гектар земли в центре – завтра же покупателя приведу, не меньше чем за 30 млн рублей. Но цены действительно такие. И инерционный процесс, во время которого этот рынок земли, полученной по актам выбора, исчерпается, займет года два. И если городу продавать хорошие участки в 2014 году, можно получить около 500 млн рублей, если позже, когда этот рынок уже исчезнет, вплоть до 1 млрд рублей.
В 2011 году земельный налог составлял 3,1 млрд рублей, в 2014 году мы прогнозируем только 900 млн рублей
Денис КОШЕЛЬ. На встрече Союза предпринимателей с мэром, хотя и у нас в Координационном совете есть люди, которые владеют участками, предоставленными по акту выбора, предпринимателями поднимался вопрос о том, что по истечении срока аренды земельного участка, если предприятие никаких действий не произвело, землю надо изымать и реализовывать на торгах. Но, увы, никаких действий не предпринимается. По-прежнему комиссия депимущества продляет эти сроки, соглашается с перенаймом участков.
В целом, если говорить о доходах бюджета с точки зрения бизнеса, то первая точка соприкосновения — это земельный налог. На разных заседаниях звучат предложения о том, чтобы вновь поднять кадастровую оценку. Я не исключаю, что можно ее пересмотреть в сторону увеличения, но вернуться к тем цифрам, которые были – это однозначно исключено. Я на своей шкуре это прочувствовал. Без серьезной негативной реакции предпринимателей мы это не пройдем.
Инна ПАРЫГИНА. Мы не говорим о том, что нужно вернуться к кадастровой оценке, которая была утверждена в 2007 году. Мы с губернатором нашли в этом вопросе общий язык, и пришли к тому, что в 2014 году будет проведен конкурс на проведение переоценки, и к 2015 году будет утверждена новая оценка, ожидаем по ней прирост городских доходов на уровне порядка 700 млн рублей.
Владимир ВОЛКОВ. При старой кадастровой оценке город был посажен на наркотик. Она делалась спешно, в ней были жуткие арифметические ошибки, и сейчас мы после этого наркотика спустились на землю. Да, тяжело, неприятно, больно, но к этому надо привыкать.
Марат ИСАНГАЗИН. Инна Александровна, вы говорили, что в 2014 году поступления от земельного налога уменьшатся. Но почему? Если кадастровая оценка останется та же?
Инна ПАРЫГИНА. Если у предпринимателя получилось оспорить кадастровую оценку, и утвердить оценку ниже той, что была, он имеет право вернуть себе через налоговую службу излишне уплаченный налог. И они так делают, из-за чего у нас идут огромные финансовые потери. Если в 2011 году, в пик собираемости земельного налога, доходы от него составили 3,1 млрд рублей, то в 2014 году мы прогнозируем только около 900 млн рублей. По 2013 году у нас был план по этому виду дохода 1 млрд 157 млн рублей, но теперь понимаем, что лишь около 897 млн рублей мы получим. То есть идут возвраты.
Марат ИСАНГАЗИН. Есть земля, предоставленная по актам выбора, и по ней заканчиваются сроки аренды, ее нужно изымать. Ирина Викторовна, разве не логично заняться проверкой этих документов Контрольно-счетной палате?
Ирина ЛЕН. Это не наши полномочия. Мы можем дать оценку работы профильного департамента, оценить его эффективность и соблюдение им законности, не более. В соответствии с планом работы мы ведем сейчас проверки по использованию имущества, буквально через месяц представим экспертно-аналитическое заключение. И если одобрит комитет, планируем провести проверку в департаменте имущества за 1 квартал. Будем смотреть доходы от аренды, от земли. Но мы ограничены и периодом проверки, и не сможем смотреть предыдущие годы.
Владимир ВОЛКОВ. Если далее вести речь о наведении порядка с землей. Что у нас сейчас представляют собой основные городские магистрали? Сплошные бесплатные парковки. В Европе на магистралях расположены частные парковки, причем плату за неправильную парковку взимает муниципалитет, а никакая не ГИБДД. В Омске, по моим прикидкам, это минимум миллиард рублей в год в городской бюджет! Так мы и бюджет наполним, и людей заставим оформлять землю.
Владимир КОПМАН. Я бы не торопился всю муниципальную землю продавать, потому что это не возобновляемый ресурс. Надо думать, как эту землю вовлечь в долговременный экономический оборот, не продавая ее совсем. Например, на 10-20 лет под те же парковки отдавать.
Рекламщики говорят, что приносят 300 млн доходов в бюджет, я как ни считала, больше 60 млн рублей никак не выходит
Денис КОШЕЛЬ. Давайте обратимся к другим налоговым доходам. Напомню, что с 2018 года в соответствии с планами Правительства РФ такой налоговый режим, как ЕНВД, будет отменен, а это 1 млрд налогов в бюджет города Омска. По нашим подсчетам, можно собирать и два миллиарда, если пересмотреть базовую доходность, провести дифференциацию коэффициентов, чтобы ресторан в центре города не платил столько же, сколько ресторан на Московке. Мы совместно с департаментом финансов проработали этот вопрос, предложили законопроект, согласно которому вмененка сохраняется, по патентной системе также сформулировали предложения.
ПАРЫГИНА. Мы понимаем, что продвинуть наверх эти инициативы может только региональный парламент, и потому ходили в правительство с предложением поддержать наши законопроекты – по ЕНВД и о том, чтобы перераспределить в пользу муниципалитетов 2% от налога на прибыль, зачисляемые в пользу федерального бюджета, потому что у нас в принципе отсутствует стимул для развития бизнеса на своей территории. Новый первый заместитель председателя правительства (Вячеслав СИНЮГИН – прим. «КВ») сказал: что касается 2% от налога на прибыль, то я двумя руками за, а по ЕНВД я бы пооосторожничал, вот если предприниматели соберут с общероссийских бизнес-объединений поддержку, тогда выйдем с этой инициативой, а иначе сработаем на корзину.
Денис КОШЕЛЬ. Переходим к неналоговым доходам. Нужно упорядочить ситуацию с нестационарными торговыми объектами, срочно сделать схему их размещения.
Инна ПАРЫГИНА. Департамент городской экономической политики над этим работает. До нового года схема, думаю, будет утверждена.
Денис КОШЕЛЬ. Ну и наконец, новое законодательство о рекламе. Сейчас все предприниматели надеются на то, что сохранят рекламные места и и будут установлены максимальные сроки сдачи в аренду рекламных мест. Предполагается, что на 80% рынок наружной рекламы сократится из-за прямого действия ГОСТов. По некоторым оценкам, вместо 300 млн рублей доходов местный рынок даст доходы только в 100 млн рублей. Нужно создать комиссию, специалисты должны прошерстить рынок, решить, какие из конструкций остаются, и привести эту ситуацию в порядок.
Инна ПАРЫГИНА. Здесь у предпринимателей своя правда, у города своя. Рекламщики всегда говорят, что приносят 300 млн доходов в городской бюджет, я как ни считала, больше 60 млн рублей никак у меня не выходит.
Владимир ВОЛКОВ. Рекламные конструкции, расположенные через каждые 15 метров, уродуют город, реально в бюджет от них поступают копейки. Причем все эти конструкции освещаются, как правило, без счетчика, а потом Омскэлектро говорит, что у них потери в сетях! Я думаю, хорошо, если станет меньше рекламных конструкций на земле, ведь тогда в разы поднимется стоимость рекламы на зданиях. А значит собственники жилых домов смогут поступающие деньги направлять на ремонт.
Денис КОШЕЛЬ. И чья там реклама будет размещаться? Ашана, Икеи и МЕГИ! А малый бизнес не сможет себе это позволить.
Дмитрий ШИШКИН. Инна Александровна, а я бы обратил внимание мэрии на необходимость оформлять в собственность бесхозяйное имущество. Тем более что есть программа, по которой 95% расходов на эти цели берет на себя субъект, а муниципалитет лишь 5%. Надо вводить бесхозяйное имущество в оборот. Я, как депутат-одномандатник, в Амурском поселке постоянно сталкиваюсь с какими-нибудь бесхозными трубопроводами, теплотрассами, освещением.
Светлана ТИТОВА. Бремя содержания этого имущества может перекрыть все возможные финансовые поступления от него. Если только с точки зрения социальной ответственности необходимо вести такую работу. А в целом, я думаю, нельзя рассматривать ни один источник дохода, как единственный. Когда мы работали в городской администрации, всегда были за аренду. Считали, до какого момента интересно использовать аренду, а когда имеет смысл продавать.
В Красноярске городских чиновников на 600 человек больше, чем в Омске, а в Новосибирске в два раза больше
Владимир КОПМАН. А я бы вот о чем хотел спросить. Каковы затраты на содержание аппарата мэрии?
Инна ПАРЫГИНА. У нас чуть менее 1500 сотрудников и около 1 млрд рублей в год составляют затраты на содержание в целом всего функционала мэрии.
Светлана ТИТОВА. А у нас на одном предприятии работает 3500 тысячи человек, а затраты сопоставимы с теми затратами, которые идут у мэрии на 1,5 тысячи человек.
Дмитрий ШИШКИН. По-моему структура мэрии не подверглась все же никаким кардинальным изменениям, хотя так руки и чешутся.
Инна ПАРЫГИНА. Когда мэр пришел, он сократил на 100 человек аппарат управления. Но когда он поговорил с мэрами других городов, выяснилось, что в том же Красноярске на 600 человек больше, чем у нас, а в Новосибирске в два раза больше. И они не понимают, как мы таким составом справляемся.
Денис КОШЕЛЬ. И это правда. Вы зайдите в отдел земельных отношений депимущества, они до восьми-десяти часов вечера работают каждый день.
Инна ПАРЫГИНА. Коллеги, давайте уже перейдем к расходам. Могу сказать, что пострадают в первую очередь наши капитальные вложения. Адресная инвестиционная программа сокращается в 4 раза. Нам по идее на нее надо 900 млн рублей, чтобы миллиард привлечь из федерального бюджета. Но мы закладываем пока только 138 млн рублей, об этом вскоре проинформируем губернатора. Расходы на капремонт учреждений тоже будут урезаны. Реализация мероприятий, связанных с подготовкой и проведением 300-летия Омска, стоит под большим вопросом. В этом году омичи обоснованно ругали нас за содержание дорожной сети, за уборку снега, и в 2014 году расходы на эти цели мы тоже не сможем увеличить.
Нашей головной болью в 2014 году станет сдерживание темпа роста тарифов на транспорте. Надеемся в этом лишь на возврат тех 600 млн рублей, которые мы потеряли с уходом 3% от НДФЛ на область. Сейчас ситуация меняется, стало известно, что бюджету Омской области будет увеличена федеральная поддержка, с 320 млн рублей до 2 млрд рублей с небольшим. Так что надежда есть.
Ирина ЛЕН. Делая предварительный анализ муниципальных программ, мы приходим к неутешительным выводам о том, что бюджет просто не располагает достаточными средствами. Да, он социально направлен, но других направлений просто нет. И сейчас у нас идет снижение запланированного темпа роста НДФЛ, земельного налога, а значит бюджет 2013 года мы можем недополучить, уйдем в кредиторку, мэрия будет вынуждена увеличить дефицит бюджета, ведь другого способа нет.
Инна ПАРЫГИНА. Да, дефицит по 2013 году будет максимальный.
Денис КОШЕЛЬ. А какова ситуация с исполнением судебных решений, например, по капремонту?
Инна ПАРЫГИНА. Исполняются частично, на капремонт заложено 157 млн в текущем году, 157 млн рублей в следующем году. А решений судов по капремонту уже на 9,5 млрд рублей, и они идут и идут. Мы просим у всех помощи, нас никто не слышит, говорят, это ваши проблемы.
Гульнар АЙТХОЖИНА. Самая большая проблема в формировании бюджета Омска – это, как ни крути, взаимоотношения с региональным уровнем. У нас самая маленькая бюджетная обеспеченность среди городов-миллионников. При этом у нас самая большая протяженность дорог в городе, самое большое количество спортивных сооружений (2 место из 11 городов), на среднем уровне находится удовлетворенность по обеспечению детскими садами. А мы инвестиционную составляющую сейчас сокращаем до нельзя. На эти цели в 2014 году поступит меньше 140 млн рублей. У нас в прошлом году было 4% бюджета запланировано на инвестиции, тогда как средний показатель по городам-миллионникам – 16%. В 2014 году мы вообще до одного процента уйдем. И о каком развитии мы говорим? При этом субъекту никто не запрещает нам помогать. Вот, в Калуге дополнительные проценты от налога на прибыль муниципалитету отдали. Мэрия сейчас пытается работать по всем направлениям, но, я подчеркну, кардинально ситуация не изменится, пока у нас не изменятся финансовые взаимоотношения с областью.
Дмитрий ШИШКИН. На самом деле это общая драма. Риту Францевну (министра финансов Омсокй области Риту ФОМИНУ – прим. «КВ») слушаешь, и тоже такое ощущение, что все пропало. Причины объективные — моно-город, отсутствие крупных налогоплательщиков, полезных ископаемых и так далее.
Юрий ФЕДОТОВ. Я думаю, мы не можем выправиться и не выправимся после ухода Сибнефти, поступления от нее составляли 40% консолидированного бюджета, и это очень большие потери.
Дмитрий ШИШКИН. К сожалению, то секвестирование российского бюджета, которое сейчас идет в реальном секторе экономики, не может не сказаться, и скажется на нашем местном бюджете, отсутствием госзаказов. По всем статьям идет серьезный секвестр, причем прежде всего на уровне НИОКР, и это очень тяжело, и неизвестно, чем закончится, и я думаю, это дойдет до всех омских заводов, которые являются у нас крупными налогоплательщиками, повлияет на них.
Владимир ВОЛКОВ. Все, что говорила сегодня Гульнар, 15 лет назад мы втроем – я, Светлана ТИТОВА и Юрий ФЕДОТОВ – уже говорили. Ничего не поменялось. Да, у нас очень много спортивных сооружений. А нафига их было строить? Строили каток, не думая, на что будем содержать. Это хорошо, что мы еще метро не построили! Я вообще не представляю, как мы бы его содержали!
Юрий ФЕДОТОВ. Метро рентабельно, когда есть около 60 станций. Когда 20 станций, как у нас планировалось, – это не рентабельно. И если метро будет достроено, оно утопит городской бюджет.
Денис КОШЕЛЬ. Юрий Николаевич, глядя на вас, вспомнил, что вы когда-то возглавляли в мэрии департамент ценных бумаг. Я к тому, что не напрашивается ли у нас в Омске выпуск облигаций?
Инна ПАРЫГИНА. Напрашивается.
Владимир КОПМАН. Насчет облигаций я вам точно могу сказать, что это еще большая погибель, нежели банковские кредиты. Кредит можно погасить, перекредитовавшись на более выгодных условиях. А облигационный заем как выпустил, так с ним и работаешь, пока не закончится. А каждая эмиссия – это целый сумасшедший дом.
Владимир ВОЛКОВ. Ну почему же, в России есть хорошая практика – если все пошло прахом, можно объявить дефолт.
Владимир КОПМАН. Да, и не только в России. Известно, что сейчас банкротится город Детройт, у которого долг в 16 млрд, и в целом в США будут банкротиться порядка 16 городов. Как вариант – на примере Омска обкатать эту практику в России. А если серьезно, мы должны исходить из реалий. У нас нет ни Норильского никеля, ни Уралвагонзавода. То, что было, в большинстве своем потеряли. Мощное отделение железной дороги, Речной порт, Иртышское пароходство – все это захирело по разным причинам. Причем я бы не вешал всех собак на мэров и губернаторов – при всем уважении к ним, мы должны реально понимать, что лично от них мало что зависит, потому что такова объективная реальность. Да, мы стараемся способствовать привлечению инвесторов, но давайте будем реалистами, картину они сильно не изменят. А существующую доходную базу дай бог сохранить, не то что нарастить.