Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

«Чтобы после выборов мэра избавиться от чувства, что все очень плохо, мы решили сделать что-то такое, что имело бы осязаемый положительный результат»

11 сентября 2013 11:33
0
4849

Осенью 2012 года в Омске впервые прошел городской пикник, организованный группой молодых энтузиастов без финансов и связей, но собравший при этом несколько тысяч человек. В 2013 году этот праздник был на слуху уже у всего города. С авторами первого и второго городского пикника, Омских зимних игр и проекта "ГОРКИ" Еленой КЛЕЦКИНОЙ, Алиной БЕГУН и Романом КОВАЛЕВЫМ встретилась корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ.

 

— Ребята, почему вы вдруг решили заняться организацией городских праздников? Как сформировался ваш нынешний коллектив? Как я понимаю, здесь представлены не все его участники?

Роман КОВАЛЕВ: Я расскажу свою часть истории. На прошлогодних выборах мэра я был наблюдателем по волонтерскому проекту «Гражданин наблюдатель». Вы помните, тогда к Омску было приковано очень много внимания. Работу наблюдателей из Москвы курировала Татьяна ОКУЛОВА. Она родилась в Омске, а сейчас живет в Москве. С ней мы встретились на выборах, потом вместе устроили первый городской пикник, а затем и все остальное. На выборы мэра, кстати, в тот раз никто не пришел. Вернее, пришли 500 человек и выбрали совсем некомпетентного человека. Такая апатия нас, конечно, расстроила. После выборов Татьяна уехала в Москву, а я остался здесь. Чтобы избавиться от чувства, что все очень плохо, мы решили сделать что-то такое, что имело бы осязаемый положительный результат. Мы решили придумать что-то для всех тех адекватных жителей Омска, которые не пошли на выборы, из-за чего мы получили плохого мэра. Мы же знали, что они существуют, знали, что нормальных, современных, красивых людей у нас не так уж мало, просто где они – никто не знает. И нам пришла в голову идея устроить праздник, в котором все они смогли бы поучаствовать. Основными организаторами первого пикника, кроме нас с Татьяной, были Полина КЛЕЦКИНА, с которой я тоже познакомился на выборах, Елена ЗАВЬЯЛОВА, которую я уже давно знал, а она знала всех остальных, кулинар Инесса САЛАХЕТДИНОВА и художник Сергей БАРАНОВ. Алина БЕГУН и Надежда МЕЛЬНИКОВА подключились к нам в этом году, когда шла подготовка ко второму городскому пикнику.

Алина БЕГУН: Ребята сначала познакомились с Ефимом ФРЕЙДИНЫМ. Он начал им помогать, но из-за своей занятости позвал меня на помощь. Я и Надежда подключились в 20-х числах июня и работали до самого пикника, который проходил 6 июля. Мы занимались организацией пространства, расположением и обустройством зон и так далее.

— Вы какими-то конкретными примерами руководствовались, когда решили устроить первый пикник? Возможно, это был пикник московского журнала «Афиша»?

Роман: У нас была общая идея. Хотелось сделать что-то из разряда праздников, которые можно увидеть в Интернете или по телевизору. Как в Голландии, например, где люди сидят на траве, а вокруг происходят всякие интересные вещи: представления, ярмарки, выставки и прочее. Вот по каким-то таким ориентирам мы двигались. Понятно, что с той же «Афишей» у нас совершенно разные уровни – и в плане организации, и по финансам. Хотя если кто-то сравнит, то нам будет лестно.

— Вы долго готовились к первому пикнику? Сложно было найти средства на его проведение?

— Выборы закончились в июне, а в сентябре мы провели первый городской пикник. Серьезная подготовка шла около месяца, а до этого обсуждали. Поиском денег занималась Татьяна. Половину денег мы нашли у спонсоров и коммерческих участников. Условия были такие: если ты продаешь шашлык или что-то еще, то какую-то часть средств вносишь в качестве пожертвований. Это были какие-то мизерные цифры – около 300 рублей. При этом, кстати, мы не могли найти никого, кто согласился бы приготовить шашлык. Все боялись, что на пикник никто не придет. Вторая половина денег была из собственных средств. Бюджет первого пикника составил 55 тысяч рублей, так что это было некритично.

Полина КЛЕЦКИНА: Мы сразу договорились, что у нас некоммерческое мероприятие. Это был наш принцип – люди должны сами поучаствовать в празднике, не только физически, но и финансово.

Роман: В итоге это не очень-то получилось.

Полина: Но все равно. Мы пытаемся внедрить такую традицию.

— Многие пытаются за ваш счет покрасоваться перед публикой?

Роман: Случалось. На последнем пикнике очень странно себя проявили одна известная интернет-компания и одна обувная фирма, чей медведь всюду ходит. Они пришли на пикник и стали рекламировать там себя, хотя предполагается, и мы всем это говорим, что если вы оказываете коммерческие услуги или продвигаете свой товар, то будьте добры, поучаствуйте в организации. Но многие решили, что просто придут и будут раздавать там свои листовки или у людей на лице хной рисовать за деньги. Некоторые фирмы, заранее узнав у нас, каковы условия участия, сначала отказывались, заявляя, что у них нет денег, а потом приходили и делали то же самое, что собирались, только ничего не заплатив. Конечно, мы старались все это пресечь. Не думаю, что они много на этом заработали, но это ведь просто некрасиво, тем более если учесть, что большую часть средств мы собрали за счет пожертвований граждан. Омичи скинулись, а тут приходят какие-то люди со своими рекламными воздушными шарами…

— А кто вас больше всего порадовал из коммерсантов?

Роман: Есть компании, которым мы благодарны. «Мегафон» сделал отличную площадку с вай-фаем и креслами Баблами. Телеканал «Домашний» вышел с замечательным предложением – их ведущий, шеф-повар Василий ЕМЕЛЬЯНЕНКО на одной из площадок пикника давал мастер-класс по приготовлению ухи. Людей накормили. Думаю, на этом они заработали гораздо больше лояльности потенциальных зрителей, чем если бы приставали к ним со своими листовками.

— Какую площадку пикника вы сами считаете самой важной?

Полина: Так ведь идея пикника и заключается в многообразии всего происходящего. Это важно!

— Ну, может быть, лично вам что-то милее, интереснее?

Роман: Мне кажется, самые популярные и интересные площадки – это лектории, выставки, то есть что-то необычное, яркое. Ярмарки, при всем уважении к тем, кто представляет там свои товары, можно встретить и в других местах.

Алина: Мне кажется, центром притяжения пикника является концерт. Когда все уже устают гулять по другим секциям, то подходят к сцене, которая располагается на центральной поляне. По ярмарке больше одного раза вряд ли будешь ходить, есть тоже целый день не станешь, лекции рано или поздно заканчиваются. И тогда идешь на концерт, который длится в течение всего дня и которым завершается праздник.

— Музыканты, кстати, бесплатно у вас выступали?     

Роман: Да, платить нужно было только за звук. Со звуком нам помогал Денис КНЯЗЬ,  который профессионально этим занимается. Он все и организовал, пригласил музыкантов, которым мы очень благодарны. Выступали «BOOTLEGGERS Blues Corporation», «Моя Дорогая», «Winchester», «Groggy», «FuNBOX», «ЦеМеНт-BAnD». Все выступали за идею.

— К вам кто-нибудь из коммерческих фирм выходил с предложениями о сотрудничестве на постоянной основе?

Роман: У нас каждый раз все получается как в первый раз. И каждый раз многие фирмы говорят, что они к нам не пойдут, считая, что на нашем празднике людей не будет. И сложно им объяснить, почему мы запрещаем раздавать листовки и прочие топорные виды рекламы.

Полина: С коммерческими участниками сложновато, потому что им нужны гарантии того, что вложенные в мероприятие средства принесут им прибыль. А мы никогда точно не знаем, сколько людей нас посетит.

— Но людей ведь с каждым разом все больше?

Роман: В прошлом году на городском пикнике тысяч пять было. Депутат горсовета, забыл его фамилию, пришел в тот раз на пикник и заявил: «Да тут десять тысяч точно! Я же вижу – очевидно, десять тысяч!». Так как слова депутата надо делить минимум на два, значит, как раз тысяч пять получается. На самом деле сложно считать. В этом году на пикнике людей было заметно больше, чем в прошлом, но не сказать чтобы в разы.

— Соблюдение правопорядка вы организовали или полиция сама приехала?

Роман: В прошлом году мы допустили, наверное, организаторскую ошибку, что не контактировали с полицией до начала мероприятия. Мы думали, что полицейские не появятся, а они приехали и встали со своим огромным голубым автобусом прямо на входе. Но они оказались нормальные люди. Мы подошли, попросили их переместиться, и они отъехали. Сначала среди полицейских чувствовалась некоторая напряженность. Они думали, их опять вызвали на какой-то праздник, где одни алкоголики и наркоманы. Но под конец пикника они мне сами говорили, что это чуть ли не лучшее мероприятие, которое они видели в жизни: ни одного пьяного, ни одного наркомана. А вот чоповцы, которых мы на первый пикник вызвали, – те «нажрались». Там еще был один смешной эпизод. К площадке, на которой проходило мероприятие, вели два входа. Одну калитку, предназначенную для въезда транспорта, мы закрыли, чтобы на пикнике машин не было. А охранники где-то нашли ключ, открыли ворота и стали пропускать автомобили, беря с них по сто рублей за стоянку. Мы это, к счастью, заметили и прекратили. Но вот выпивший ЧОП – это было печально. После этого мы стали работать с другим ЧОПом, где все отличные отзывчивые люди.

— Вы второй год проводите пикник на территории лыжной базы на Березовой. Легко удается договориться с администрацией об этой площадке?

Роман: В принципе без каких-то глобальных проблем. Этим занималась Елена ЗАВЬЯЛОВА. До недавнего времени мы вообще были вполне довольны сотрудничеством с мэрией. Хотя слово «сотрудничество» здесь вряд ли применимо. Мы объясняли свою историю, говорили, что нам от них нужно, а они нам выделяли территорию, после чего мы их больше не видели. Это великолепная схема: они не требуют у нас денег за землю, а мы не требуем у них ничего.

— А почему «до недавнего времени»?

— Первая неприятность случилась, когда мы готовились к проведению омских зимних игр, которые проходили у нас 3 марта в парке им. 30-летия ВЛКСМ и на стадионе «Красная звезда». Вот какая странная ситуация вышла с арендой стадиона. «Красная звезда» – это унитарное муниципальное предприятие, то есть коммерческая фирма в составе администрации города, типа, независимая. Мы пришли в департамент спорта и рассказали, что хотим провести там мероприятие для горожан – так сказать, омский ответ Олимпийским играм. Нам сказали: «Какой классный праздник! Конечно, мы дадим вам стадион бесплатно. Пишите заявление». Мы так и сделали. Вроде бы обо всем договорились, но недели за две до зимних игр оказалось, что мы должны заплатить «Красной звезде» деньги — 50 тысяч рублей. Нам объяснили, что это не полная стоимость аренды, а только половина, и так далее. Но это стало для нас большой неожиданностью! Дело в том, что весь бюджет праздника – это что-то около 70 тысяч рублей, а тут еще сверху 50 тысяч нужно. К счастью, нашелся человек, который в блоге Игоря ФЕДОРОВА в комментариях ответил, что он готов предоставить эти деньги. Но на этом история не закончилась. Недавно какой-то господин из администрации города вдруг сообщает в прессе, какой он молодец — предоставил нам помещение бесплатно. Ладно, он журналистам соврал, но в каком некрасивом свете он нас выставил! Представьте, мы берем у человека деньги для того, чтобы отдать их за аренду, а тут вдруг оказывается, что она была бесплатная. Получается, 50 тысяч рублей мы забрали себе? Хорошо, что спонсор не через нас, а напрямую платил эти деньги, а иначе он бы решил, что мы его обманули.

— К Зимним играм вы долго готовились? Кроме аренды, были сложности?

Роман: После пикника не было бурных обсуждений следующего мероприятия. Где-то в декабре мы сели и придумали зимние игры. Самое сложное было – выбрать день с хорошей погодой. Нужно было за месяц узнать, какой день будет теплым.

— И как же вам это удалось?

Роман: На этот счет есть разные мнения. Праворадикальный фланг нашей группы придерживается мнения, что мы русские, и с нами Бог. Но есть и левые взгляды на этот счет, что-то типа: дайте миру шанс, и все будет хорошо. На самом деле, везение, наверное. На прошлогоднем пикнике, который проходил в сентябре, у нас жара стояла. За два дня до Зимних игр было минус 30, а в день их проведения стало минус 2. Так же и на втором пикнике: всю неделю лил дождь, по радио на выходные осадки передавали, а в субботу вдруг пришло тепло и солнце.

Полина: У нас даже никогда не обсуждается вариант, что с погодой не повезет.

Роман: Ну, когда-нибудь снег пойдет на пикнике – тогда будет интересно.

— Расскажите теперь про "ГОРКИ". Что это за проект и для чего он нужен?

Алина: Все начиналось с идеи облагородить заброшенную набережную реки Оми, между Юбилейным и Комсомольским мостами. Изначально "ГОРКИ" должны были располагаться там. Мы задумали "ГОРКИ" как многофункциональное общественное пространство, оборудованное сценой и скамейками, где любой желающий мог бы проводить концерты, лекции, мастер-классы, показывать кино и так далее. Наш проект должен был привлечь интерес к самому месту и показать, что молодежи интересно не только пиво пить на лавочках, а на самом деле ей очень много чего интересно! Конструкции сцены и зала должны были быть выполнены из дерева. Для своего проекта мы привлекли разных инженеров, архитекторов, дизайнеров, которые придумали для нас схему расположения и конструкции сцены и рядов. План территории мы согласовали с администрацией, но ближе к началу работ по каким-то непредвиденным обстоятельствам на том месте образовалась яма.

Роман: Есть версия экстрасенсов, что это знак свыше: земля разверзлась, а значит, нас о чем-то предупреждают. Хотя скорее всего  это ремонт коммуникаций, запланированный еще лет десять назад, который случайным образом выпал именно на тот момент, когда мы решили устроить "ГОРКИ". Увидев яму, мы, понятное дело, и сами отказались от того, чтобы что-то делать на этом месте, а дня два назад нам пришел еще и отказ из полиции, где было написано: не стройте – там же опасно, там же яма!

Алина: После того как мы поняли, что на этом месте сделать у нас ничего не получится, пришлось срочно искать другое. Тогда мы решили переместиться в Воскресенский сквер. Для организации рядов сидений мы использовали деревянные паллеты, которые покупали еще для городского пикника. Там на них крепились плакаты с указателями. Из этих паллет мы сделали не только ряды, но и несколько скамеек, которые у нас потом исчезли. 17 августа мы установили напротив этого своеобразного зрительного зала большой экран и провели там ночной показ кино под открытым небом. Назвали это мероприятие «ГорКино».

— Что случилось со скамейками?

Роман: Сначала мы подумали на бомжей, особенно  на одного бомжа, чье жилище было разорено, когда компания «Чистый город» проводила субботник на набережной Оми. Думали, с помощью скамеек он компенсировал понесенный ущерб. Кто еще может их взять? На них ведь даже табличка была: «Сделано на пожертвования горожан». Когда скамейки пропали, мы написали об этом в группе Вконтакте. Звонили представители прессы, спрашивали, что мы думаем. Я предположил, что если их не бомжи унесли, значит, они стоят где-нибудь в приемной администрации. Я ради смеха это сказал, но несколько дней спустя журналист одного из новостных сайтов позвонил в мэрию, и там ему сказали, что это сотрудники управления благоустройства забрали лавочки, спасая их от вандалов. Но по первому же звонку, заверил он, скамейки нам вернут. Мы вот уже две недели обзваниваем и пишем письма во все структуры, какие только можно, но, судя по тому, что нам отвечают, единственное место, где их видели, – это та самая пресс-служба. Там нам сказали, что скамейки на складе лежат. Звоним на склад – нам отвечают: «Да вы что – управление благоустройства не заставишь работать! С "Флоры" до сих пор не все вывезли». Так что все очень странно. У нас последняя надежда – поехать на склад, и если они там, украсть их обратно. Конечно, в голове, хочешь-не хочешь, рисуется картина, как типичный мелкий чиновник, в отсутствие доступа к миллиардам, ворует лавочки.

— Слышала, вам в тот раз пытались помешать устроить ночной показ кино.

Роман: По абсолютно гениальному и прекрасному закону о комендантском часе, который не так давно был принят в Омской области, необходимо завершать публичные мероприятия до 22.00. Но сложно смотреть кино на улице, если еще не стемнело. Мы старались начать заранее. Думали, если всем захотеть, то потемнеет раньше, но, увы, не получилось. Нам удалось довольно спокойно найти общий язык с полицией, и они не стали устраивать скандал. В итоге мы просидели часов до двенадцати. Все обошлось.

— После показа кино что происходило на "ГОРКАХ"?

Роман: Фотографы организовали здесь Сушку, магазин «Мосигра» устраивал настольные игры, еще здесь проходили лекции,  мастер-класс по декупажу. И танец Zumba здесь танцевали.

— Те, кто хочет что-то здесь организовать, к вам обращаются?

Роман: Большинство из тех, кто что-то устраивает, мы знаем. Мы, если нас просят, конечно, стараемся помочь, но организаторы в этом случае уже не мы, а они. Нет такого, что надо прийти в канцелярию к Полине и написать заявление: «Уважаемая Полина, разрешите нам здесь провести такое-то мероприятие в такое-то время». Можно никого ни о чем не спрашивать.

— У вас есть идеи, что бы еще новенькое организовать?

Роман: Хотели организовать фестиваль еды, поесть. Но, наверное, в этом году уже не успеем.

Полина: Следующим летом сделаем.

— Вы получаете отдачу от того, что делаете?

Роман: Когда мы проводили второй пикник, мы впервые почувствовали такое полноценное общественное участие. К нам приходили волонтеры, которые просто так помогали нам в подготовке, до часу ночи с нами работали. Было много людей, которые жертвовали небольшие суммы денег. В этот год случилось то, о чем мы думали изначально, — настоящий городской праздник, в который каждый вносит свой вклад. Ведь обычно если контора или конкретный человек что-то организует за собственные деньги, то в дальнейшем он планирует их «отбить». Проведет праздник, а потом скажет: «Голосуйте за меня!». Так вот, когда я скажу: «Голосуйте за Полину или Алину!», пристрелите меня! Еще благодаря нашим мероприятиям, мы узнали, сколько в Омске, оказывается, хороших, интересных людей! Художников, дизайнеров, архитекторов... Многие из них нам помогают. Художественной составляющей на пикниках занимался Сергей БАРАНОВ. Логотип для зимних игр нарисовал Дамир МУРАТОВ. Василий МЕЛЬНИЧЕНКО активно участвовал в наших праздниках. Нам не только люди искусства, но и некоторые бизнесмены помогают. Например, есть такая платежная система «Апельсин». Так вот владелец этой компании совершенно бесплатно для нас сделал специальную кнопку на своих терминалах, нажав на которую можно перевести деньги на счет городского пикника.

— Не было желания дать название вашему коллективу и оформиться в какое-нибудь НП, ИП или ООО?

Полина: Роман же придумал красивое название для всех наших проектов – «Придуманный город».

Роман: Это просто название сайта, на котором мы все свои проекты собираем под одну крышу. Это не какая-то организация или сообщество.

Полина: К формализации мы пока не стремимся, но я не думаю, что мы откажемся, если  кто-то обратится к нам с просьбой организовать какой-то коммерческий проект. У нас есть огромные творческие ресурсы, потенциал. Реклама у нас в городе очень однообразная – мы могли бы это исправить.

Роман: Сразу понятно, что Полина у нас в рекламной фирме работает.

— Алина и Роман, а вы где работаете?

Алина: Я в Архитектурном бюро работаю, а до этого была витринистом — оформляла витрины.

Роман: Я журналист, до недавнего времени работал в «Аргументах и фактах». Кстати, мне кажется, мы недостаточно озвучили роль Татьяны ОКУЛОВОЙ, которая сейчас в Москве. Она работает там в какой-то крупной организации маркетологом. На ней держится вся наша корпорация. Всех заставляет работать она. Весь наш документооборот – на Татьяне. Когда начинается горячая пора подготовки к какому-то мероприятию, от нее приходит по сорок писем с подробными инструкциями, в которых расписано, кто за что отвечает, что и как нужно сделать. Она все это в голове держит. Молодец!

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.