Субботним ураганом мне навеяло почему-то мусорную тему. Нет, я не буду сейчас иронизировать по поводу влияния ветровой нагрузки на информационную картинку Омска, ветер действительно натворил много дел, повредив (по уточненным данным) 550 строений в двадцати четырех районах области и нанеся урон 190 автовладельцам в Омске. Порывы до 30 метров в секунду были зафиксированы в Шербакульском районе, а в областном центре воздушные массы разгонялись до 28 метров в секунду (почти 100 км в час). Если не выдержал и тронулся в путь даже знаменитый чугунный шар на площади Бухгольца, установленный в память об отцах-основателях, то что говорить о простом бытовом мусоре. Понятно, что полиэтиленовые пакеты, гонимые безумной стихией, летали над городом все выходные без всяких стеснений.
И мне не просто жаль, что результаты недавних средников-субботников, на которых омичи пытались очистить свои дворы и чужие обочины от пустых жестянок из-под пива, бумажек и грязного полиэтилена, из-за ураганного ветра пошли псу под хвост, мне упорно кажется, что сегодняшняя тактика борьбы с мусором, которую ведет муниципальная власть (а она ее ведет, не сомневайтесь), не совсем соответствует степени угрозы. Апрель в Омске, напомню, не только месяц активного таяния снежного покрова, но и один из самых сухих и ветреных месяцев в году (не зря его так боятся лесники), и апрельский сбор мусора на газонах и обочинах, по моему скромному убеждению, не даст результатов до тех пор, пока в степях южной Сибири не перестанет дуть ветер. А это произойдет, только если сменится климат в результате какого-нибудь очередного глобального потепления (или похолодания).
Понятно, что мы не можем ждать милостей от природы. Особенно в такие моменты, когда взять их — наша задача. Просто нужно бороться не со следствием (мусор), а с причиной (источники мусора). Не волнуйтесь, неаккуратных омичей, кидающих окурки и фантики от конфет мимо урн, я не стану советовать ловить и отстреливать. В критическом замусоривании омских улиц они точно не виноваты. Повышенной мусорности способствуют (кроме климата и мусорного ветра, естественно) три фактора: безнаказанное складирование бытовых отходов на территории частного сектора, конструктивные недостатки контейнеров на площадках для сбора ТБО, а также уличная торговля как таковая.
Причем я бы посоветовал начать борьбу с мусором именно с торговли. Если влияние первых двух факторов можно купировать в разумные сроки, проявив креатив и политическую волю (обязать, например, управляющие компании использовать для сбора ТБО контейнеры цвета бордо с лиловыми крышками), то на быстрый результат в борьбе с мусорной уличной торговлей рассчитывать не приходится. Торговцы будут визжать и биться за каждый киоск, за каждый прилавок и мини-рынок. А какой начнется вой при обезвреживании левобережной оптовки — мама, не горюй. Но другого выхода у нас нет, увы. Оптовка — это самый большой гнойный прыщ на относительно здоровом теле Левобережья. Если этот гнойник (как и остальные точки мусорной уличной торговли) не вскрывать и не лечить, то в обозримом будущем все тело загнется от сепсиса.