Не смог пройти мимо результатов совсем свежего исследования «Мотивация персонала на российском рынке труда», выполненного социологами международного рекрутингового агентства Kelly Services. Рекрутеры опросили пару месяцев назад без малого 6 тысяч специалистов и менеджеров среднего звена из крупных компаний Москвы (47%), Санкт-Петербурга (13%) и регионов (40%) и выяснили, наконец, именно то, о чем все знают, но скромно молчат, поскольку «не мы такие, а жизнь такая». Выяснилось, что сегодня среднего работающего россиянина уже почти перестали интересовать карьерный рост и имидж работодателя, на благо которого он как бы трудится, а практически единственно значимой мотивацией для «белых воротничков» (даже с двумя-тремя дипломами) является материальное вознаграждение.
Причем важность карьерного роста продолжает снижаться стремительно. Еще два года назад этот показатель выделяли 45% респондентов, а а этом году – только 38%. Быстро девальвируются и такие мотивационные факторы, как возможность дальнейшего обучения (18% против 22%) и положительный имидж компании (15% против 18%). Все меньше ценится масштабность задач, всего треть опрошенных специалистов обращают внимание на комфортную атмосферу в компании и на официальное трудоустройство. Единственный фактор, который показал существенный прирост, – гибкий график труда (увеличился на 4%).
Если верить результатам опроса, работающий россиянин, которого полностью устраивает зарплата, готов мириться с рутиной, регулярными переработками, неофициальным трудоустройством и отсутствием социальных гарантий, а некоторые ради денег высказывают готовность терпеть и недружелюбных коллег, и придирчивых начальников, и даже плохие условия труда. И вот тут лично у меня начинает заходить ум за разум, поскольку лично я таких терпеливых работников не видел ни одного. И даже не знаю ни одного человека, который хотя бы теоретически знал таковых. Может, это потому, что в Омске (как и во всей нашей необъятной стране, впрочем) нет ни одного человека, полностью удовлетворенного собственными доходами?
Впрочем, ответ на этот вопрос уже не важен. Скоро актуальными станут совсем другие вопросы. На подходе, как прогнозируют рекрутеры, следующие поколения российских трудовых резервов – бесстрашные и бесцельные. И первые представители этих оцифрованных поколений (CommuniTeens) уже вышли на рынок труда. Им слегка за 20, они выросли в социальных сетях, они легко нарабатывают социальные связи, их не сдерживают предрассудки старших, у них нет страха за будущее, для них карьера и стабильность еще менее важны. Они даже не боятся потерять работу, поскольку работа для них вообще не ценность, как уверяют рекрутеры.
Нет, я не против «племени младого, незнакомого». Я верю, что «оцифрованные» найдут себя в творческих специальностях, в социальных медиа и тех же цифровых технологиях. Россия широко шагает в сторону самоизоляции, и ей, судя по всему, скоро понадобится миллион государственных айтишников, чтобы переписывать весь мировой софт. А вот кто будет делать ракеты и перекрывать Енисей – вопрос вопросов. Лично мне очень интересно, найдутся ли вообще желающие летать на самолетах, построенных этими вундеркиндами?