так считают 79,9% омичей, опрошенных специалистами ООО «ГЭПИЦентр-2»
Омичи недовольны работой мэрии и считают необходимым свое непосредственное участие в местном самоуправлении: идею проведения общегородского референдума как формы прямой демократии[1] поддерживает 79,7% совершеннолетних жителей г. Омска.
Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Центром гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2 (ГЭПИЦентр-2) в мае – июне 2014 г. Опрос показал, что только десятая часть омичей (10,7%) в проведении местных референдумов не видит необходимости, и примерно столько же горожан (9,7%) затруднились с ответом на данный вопрос.
Любопытно, что респондентов, которые признают наличие в Омске проблем, требующих решения посредством общегородского референдума, оказалось даже больше сторонников этой формы народного волеизъявления – 81,5%.
Предыстория выполненного ГЭПИЦентром-2 исследовательского проекта такова.
3 декабря 2013 г. в Омскую городскую избирательную комиссию было подано ходатайство и все необходимые документы для регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории г. Омска под председательством Дмитрия ПЕРЕДЕЛЬСКОГО.
11 декабря 2013 г. Омская городская избирательная комиссия признала эти документы соответствующими установленным требованиям и направила их в Омский городской совет. Однако 18 декабря 2013 г. депутаты Омского городского совета увидели несоответствие статье 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 6 из 8 вопросов, которые предполагалось вынести на референдум. А именно: омичи оказались лишены права выразить свое отношение к строительству в Омске крематория и завода по производству кремния, к практике передачи частным компаниям или лицам в собственность или временное владение муниципальных линий электроснабжения и трансформаторных подстанций, а также к структуре органов местного самоуправления г. Омска и порядку назначения заместителей мэра и руководителей структурных подразделений городской администрации. При этом основания для отказа вызвали возмущение не только у членов инициативной группы, но и у юристов, и у общественников: например, вопрос о строительстве крематория был изъят под тем предлогом, что вынесение его на референдум нарушило бы право на конкуренцию между потенциальными инвесторами (?!). То есть если вы в свой дом не хотите пускать опасное производство, то вы тем самым обрезаете возможности российского бизнеса!?
В версии горсовета для общегородского обсуждения остались только два «безобидных» вопроса: о переименовании ул. Спартаковской в улицу имени Сергея Манякина и об освещении улиц в ночное время.
4 февраля 2014 г. Куйбышевский районный суд г. Омска отказал инициативной группе по проведению местного референдума на территории г. Омска в ее требовании об отмене антиконституционного постановления Омского городского совета.
3 марта 2014 г. члены инициативной группы подали апелляционную жалобу в Омский областной суд.
17 марта 2014 г. о своей готовности поддержать референдум в суде заявил Сергей БАБУРИН, председатель партии «Российский общенародный союз».
16 апреля 2014 г. в Омском областном суде состоялось рассмотрение апелляционной жалобы инициативной группы по проведению местного референдума в г. Омске. Позицию инициативной группы в областном суде защищал Сергей БАБУРИН. Он отметил, что «широкие конституционные права жителей города Омска, граждан России, нарушаются постановлением омского горсовета». Это постановление нарушает сразу девять статей Конституции РФ. Представитель областной прокуратуры Елена Липинская выступила на стороне инициативной группы, подтвердив законность требований общественников. Однако судебная коллегия под председательством судьи ИЛЛАРИОНОВА мнение прокурора проигнорировала, оставив решение Куйбышевского районного суда в силе.
13 мая 2014 г. члены инициативной группы подали кассационную жалобу в Омский областной суд. Решение о назначении даты рассмотрения жалобы судом до сих пор не принято.
19 мая 2014 г. ситуация вокруг городского референдума стала темой специального заседания комиссии Общественной палаты Омской области по развитию гражданского общества, коммуникаций, информационной политике (председатель комиссии — Александр Минжуренко). По итогам заседания было решено «поддержать инициативную группу по проведению общегородского референдума, касающегося назревших вопросов местного значения». Кроме того, комиссия постановила «обратиться с просьбой к социологическим организациям о проведении опроса жителей города с целью изучения общественного мнения относительно референдума и тех вопросов, которые следует вынести на его решение».
Исследование, проведенное ГЭПИЦентром-2 в соответствии с этим обращением, показало, что из числа вопросов референдума, сформулированных инициативной группой, омичи в первую очередь поддерживают следующие из них:
- «Вы за запрет производства по выпуску поликристаллического кремния на территории г. Омска?» (с предложением вынести обсуждение этого вопроса на общегородской референдум согласны 85,7% респондентов);
- «Вы за запрет строительства крематория на территории г. Омска?» (вопрос поддержали 76,7%);
- «Согласны ли Вы запретить органам местного самоуправления г. Омска отчуждать линии электроснабжения и трансформаторные подстанции имущественного комплекса г. Омска юридическим и (или) физическим лицам?» (с предложением обсудить этот вопрос всеми горожанами согласны 73,6% респондентов);
- «Считаете ли Вы необходимым, в целях экономии бюджетных средств, отключать в ночное время освещение улиц на территории г. Омска по специальному графику, утвержденному Омским городским советом?» (целесообразность вынесения данного вопроса на референдум признали 73,5% опрошенных омичей);
- «Согласны ли Вы запретить органам местного самоуправления г. Омска передавать во временное владение или пользование линии электроснабжения и трансформаторные подстанции имущественного комплекса г. Омска юридическим и (или) физическим лицам?» (готовы обсудить этот вопрос на референдуме 71,7% участников исследования).
Менее актуальны, с точки зрения участников опроса, вопросы о форме местного самоуправления. Только немногим более половины опрошенных горожан (51,8%) согласны вынести на общегородское обсуждение вопрос «Какой из предлагаемых вариантов структуры органов местного самоуправления города Омска необходимо применять в городе Омске?». Напомним, что этот вопрос референдума, сформулированный группой Передельского, предполагал три варианта структуры: вариант первый – существующая в Омске схема, при которой мэр проходит процедуру выборов; вариант второй — поставить избранного населением мэра руководить горсоветом, дать ему право решающего голоса и назначить сити-менеджера (главу администрации города), третий – та же структура, что и во втором варианте, только мэра избирает не население, а горсовет.
О необходимости дать каждому омичу возможность высказаться о целесообразности обязать омского мэра согласовывать с горсоветом кандидатуры на должности своих заместителей и руководителей структурных подразделений горадминистрации высказались лишь 49,0%. Это подтверждает тезис российских социологов об отчужденности россиян от институтов власти.
Наименьший интерес вызвал вопрос «Согласны ли Вы изменить наименование улицы Спартаковской г. Омска, расположенной в границах от перекрестка с улицей Красина до перекрестка с улицей Партизанской, на улицу имени С.И. Манякина?». Проведение референдума на эту тему сочли необходимым 45,1% опрошенных горожан.
Кроме того, участникам опроса общественного мнения была предоставлена возможность самим обозначить проблемы, которые следовало бы вынести на общегородское обсуждение. С большим отрывом лидирующую позицию заняли проблемы, связанные с состоянием городских дорог. Насущными темами для местного референдума, по мнению омичей, являются также проблемы благоустройства, ЖКХ и нехватки мест в детских садах.
В ходе исследования респондентам было предложено уточнить мотивы своего отношения к проведению местных референдумов (допускалось несколько вариантов ответа, поэтому итог не равен 100%). Чаще всего респонденты указывали, что референдум – это, по их мнению, наиболее эффективная мера участия населения в управлении собственным городом (этот аргумент использовали 43,3% участников опроса). Примерно в равных долях отмечалось, что референдум позволит сэкономить бюджетные средства (13,0%), будет содействовать развитию гражданского общества (12,0%), заставит омских чиновников считаться с мнением горожан (11,7%).
В то же время примерно каждое третье суждение (если суммировать все негативные высказывания) выражало скептическое отношение к общегородскому обсуждению омских проблем. В том числе 13,0% респондентов сочли проведение референдума бессмысленной тратой муниципальных средств, 9,1% опрошенных убеждены, что референдум даст только такие результаты, которые выгодны местным властям, а 7,4% участников исследования уверены, что большинство омичей просто не явятся на избирательные участки.
Особо необходимо подчеркнуть, что всего лишь 2,3% опрошенных жителей мегаполиса считают достаточными существующие формы привлечения общественности к обсуждению городских вопросов (например, публичные слушания в горсовете или дебаты в Общественной палате). Этот результат, с большей степенью вероятности, свидетельствует не о низкой оценке населением указанных инструментов учета общественного мнения в управленческой практике, а о том, что большинство омичей просто не знают об их существовании.
За всю без малого трехвековую историю города Омска местный референдум здесь еще не проводился ни разу. Для России же в целом этот инструмент прямого народного волеизъявления уже давно не экзотика – в постсоветский период в различных регионах страны местные референдумы проводились более 400 раз. Напомним, что Конституция Российской Федерации (статья 3) ставит референдум на первое место среди всех остальных форм прямого волеизъявления граждан, в том числе и на уровне местного самоуправления.
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме…
Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные соответственно уровню референдума Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования
Из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ
РЕСПОНДЕНТОВ ОПРОСА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
ОМИЧЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКОГО РЕФЕРЕНДУМА
Для сбора первичной информации специалистами ГЭПИЦентра-2 был применен метод опроса (индивидуальное личное формализованное интервью с респондентом с использованием стандартизированного инструментария — анкеты).
Проведение исследования осуществлено на территории города Омска во всех его административных округах.
Численность выборочной совокупности респондентов определена в 6 000 единиц (ошибка выборки не превышает 0,6% при стандартно допустимом отклонении в 5%). В ходе «полевой» стадии исследования было опрошено 6 097 омичей. Для приведения полученного массива первичных данных в соответствие со структурой выборочной совокупности из него случайным образом (с помощью процедуры генерации случайных чисел) были изъяты «лишние» анкеты респондентов, нарушающие соотношение заданных квот по гендерному, возрастному и территориальному признакам. В итоге проведенной процедуры в массив для статистической обработки вошло 6000 анкет. Таким образом, структура массива первичных данных по гендерному, возрастному и территориальному признакам в полной мере соответствует структуре генеральной совокупности – населения областного центра 18 лет и старше.
Структура выборочной совокупности респондентов по гендерному, возрастному и территориальному признакам соответствует структуре генеральной совокупности – населения областного центра 18 лет и старше.
Выборка респондентов сформирована по принципу пропорциональной районированной (трехступенчатой) выборки со случайным отбором промежуточных объектов исследования (городских микротерриторий внутри каждого из административных округов города), с использованием метода случайно-бесповторного отбора респондентов на маршрутах и процедуры квотирования по полу и возрасту. Выбор конечных единиц исследования (респондентов) осуществлялся в домохозяйствах. В соответствии со схемой проведения «полевой» стадии исследования в каждом отобранном домохозяйстве опросу подлежал один его совершеннолетний представитель. В выборочную совокупность вошли граждане со стажем проживания на территории Омска не менее полугода.
О необходимости проведения в г. Омске общегородского референдума чаще, чем другие категории участников опроса, заявляли женщины; омичи в возрасте 18-29 и старше 50 лет; горожане, проживающие в г. Омске от полугода до трех лет; с незаконченным высшим образованием; холостые незамужние и вдовые омичи; учащиеся, студенты и неработающие пенсионеры; представители населения г. Омска, оценивающие свое материальное положение как «среднее» или «плохое».
«…Почему мы считаем, что население обязано согласиться с мнением городского совета? А вдруг там допущена ошибка? И если в соответствии с законом собраны подписи, если вопрос конкретно и точно сформулирован, это законное право населения – поправить выбранные органы власти, которые не захотели справиться без этого…»
Сергей БАБУРИН, президент Омского землячества в Москве, лидер движения «Российский общенародный союз»
«…Тема референдума живет, омичи все больше проникаются этой идеей. Мы видим реальную поддержку…»
Дмитрий ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ, председатель инициативной группы по проведению первого омского референдума
«…Это серьезный демократический инструмент. В швейцарских кантонах, например, в среднем каждые полтора месяца проводится референдум. И люди только сами решают очень важные вопросы. Причем делается это по почте. Омск пока не готов к этому. Это надо развивать, иначе за нас всегда будут решать…»
Ирина ОВЕРИНА, депутат Законодательного собрания Омской области
[1] Формулировка вопроса в анкете, по которой проводилось социологическое исследование.
Сергей КАСЬЯНОВ