Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Ирина СОЛОВЕЙКИНА, директор ООО «ГЭПИЦентр-2»: «Если раньше мы отмечали отчетливую склонность к социально одобряемым ответам, сейчас многие стали уходить в «затрудняюсь с ответом»

8 декабря 2024 11:00
2
1090

В целом на российском рынке существует около полутора сотен игроков, если не учитывать ипэшников и однодневки. 

Ежегодно 14 ноября российские социологи отмечают свой неофициальный профессиональный праздник – День социолога. Социология, как известно, это наука, которая изучает общество, рассматривая его и как единую целостную систему, и как отдельные общественные институты, раскрывая отношения и закономерности. Первый в стране социологический кооператив появился в 1988 году в Омске. На его базе позже возник ГЭПИЦентр-2 Вадима ДРЯГИНА. Расшифровывается название как Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований. Нынешней весной ГЭПИЦентр-2 отметил 33-летие – впервые без своего бессменного руководителя. Вадима Владиславовича не стало 12 июля 2023 года. Сейчас организацию возглавляет Ирина СОЛОВЕЙКИНА, проработавшая с ДРЯГИНЫМ больше этих 33 лет: постигала этнографию и социологию еще школьницей в возглавляемом им кружке во Дворце пионеров. Главный редактор «Коммерческих Вестей» Марат ИСАНГАЗИН встретился с нею и задал ряд вопросов.

– Ирина Борисовна, что изменилось в ГЭПИЦентре за этот год с небольшим?

– Наша организация чуть помолодела. Но направления деятельности и исследовательские сферы не поменялись.

– Что-то новое появилось?

– Помните, у нас был в 1990-х и нулевых мониторинг «Для деловой элиты Омска»?

– Да, помню.

– Это было омнибусное исследование, которое регулярно проводилось на территории Омска и Омской области.

– С какой периодичностью оно проходило?

– Заявлено было раз в квартал, но мы проводили до семи волн в год, потому что заказчиков тогда было очень много – сравнительно за небольшие деньги они получали достаточно весомую информацию по своим направлениям деятельности. Некоторые даже договаривались в одном пуле друг с другом: так, например, о «совмещенном» анализе данных договорились «Авто-Лада» и Омская табачная фабрика. Мы для них сделали добавочные вопросы, совместив анкету для пользователей российского автопрома и курильщиков. Сейчас, через много лет, мы возродили омнибус, но уже на российском уровне.

– Надо все же пояснить для читателей, что это такое.

– Омнибус – это тот автобус, который ходит регулярно вне зависимости от того, есть у него пассажиры или нет. Главное здесь – пул заказчиков, регулярность и строится по одному маршруту – по одной и той же выборке. Сейчас он у нас проходит методом телефонного автоматизированного опроса по всей России с выборкой от 1 600 до 2 500 человек.

– По всей России?

– Да. Здесь у нас базовым заказчиком является одно федеральное учреждение, выясняющее в динамике удовлетворенность населения качеством оказания услуг и информированностью об этих услугах. Остальные желающие могут подключиться к выборке. На данный момент основным источником добавочных вопросов является Омский госуниверситет – кафедра социологии. Они бесплатно выставляют один-два вопроса для своих научных публикаций.

– Какие, например?

– Вот сейчас, скажем, – об отношении населения России к соцопросам.

– В каждой волне исследования одни и те же люди?

– Нет. Это не панельное исследование, а телефонный опрос с использованием генератора случайных чисел.

– По сотовым телефонам?

– Порядка 70% – сотовые – в долевой представленности операторов, остальные – стационарные. Когда мы начинали телефонные опросы, соотношение было обратное. Интервалы номеров мы выстраиваем по данным Россвязи – у них для каждого оператора и для каждого региона свои интервалы.

– В нынешнее время, надо полагать, люди не очень-то желают разговаривать с незнакомцами по телефону. И скорее всего после первых же слов с просьбой ответить на вопросы отключаются.

– У нас есть такое понятие – «достижимость». Даже за год-два ситуация очень изменилась. У многих сейчас голосовые помощники, антиспамы и прочее. Приведу данные не на омнибусе, а на другом проекте – в Новосибирске. Там порядка 6 тыс. респондентов опрошены. При этом контактов состоялось 250 тыс.

– А раньше сколько было?

– Два года назад на 5 тыс. опрошенных – около 100 тыс. контактов.

– Насколько я помню, в последние годы ГЭПИЦентр почти не имел заказов в Омске, зато заказы были по всей России. А сейчас как?

– Точно так же. Что касается коммерческих заказчиков, их в Омске единицы в год. Крупный бизнес ушел в столицы, а средний и мелкий подточен кризисами, пандемией и санкционными ограничениями. Зато – это не только в Омске, но и в России в целом – появились структуры поддержки бизнеса, которые в том числе проводят исследования маркетингового характера для включенных в их программы предпринимателей. Если говорить о госзакупках, у нас в Омской области есть заказы, например, от муниципалитетов. По другим территориям мы нередко поддерживаем договорные отношения, сформированные ранее. Есть регионы, с которыми десятки лет работаем. В рамках уже 44 ФЗ, например, с Красноярским краем с нулевых годов работаем, Ханты-Мансийский автономный округ.

– Для красноярцев вы проводите исследования на территории Красноярского края?

– Конечно. Это мое любимое направление, которым  лично занимаюсь много лет, – межнациональные отношения в среде коренных малочисленных народов.

– С которого, помнится, и начинался ГЭПИЦентр еще в конце 80-х, когда ваш костяк состоял под руководством Вадима ДРЯГИНА практически из школьников и студентов.

– Совершенно правильно. Мы начинали с таких исследований на Ямале. Для Красноярского края пятый год делаем исследование по оценке удовлетворенности собственным социальным положением и изучению общественных настроений у представителей коренных малочисленных народов Севера. С 2021 по 2023-й делали даже глубинные интервью в отдаленных поселках, далее программа была переведена на формализованные опросы. Хотя в некоторых отдаленных поселках есть такая неожиданная проблема: оптоволокно перегрызают песцы, а сотовая связь, увы, при многочисленных метелях нестабильна. Регулярно проводим опросы для Ямало-Ненецкого автономного округа.

– Но на этом рынке, наверное, на уровне России острая конкуренция?

– Рынок уже устоялся. Можно выстроить классификацию.

Первое, это крупные федеральные игроки, «фабрики», как их сейчас называют, ВЦИОМ, ФОМ и другие. Они получают основные заказы и сами являются базовыми заказчиками у регионалов.

– Вы с ними можете работать на субподряде?

– Совершенно правильно. Но московские аппетиты немаленькие, мы как-то подсчитали в прошлом году: регионалам в лучшем случае по деньгам достается лишь треть от выделенного заказчиком на полевые исследования, хотя эти работы проводят именно они.

Далее идут такие «бутики» – будем их так называть, которые делают какие-то оригинальные вещи на федеральном уровне. Это или онлайн-панели, или какие-то новые современные методы исследования, которые делаются эксклюзивно, а методиками и патентами владеют только они.

И третьи – основная масса – это регионалы, как мы. Но мы немножко выбиваемся, потому что большинство регионалов, как вы и говорите, в основном работают только на субподряде от федеральных компаний. У нас же есть отличие: мы большую часть оборота делаем на полноцикловых исследованиях, начиная от разработки или адаптации методики, инструментария, сбора поля и аналитики. Это уже не только субподряд. В целом на российском рынке существует около полутора сотен игроков, если не учитывать ипэшников и однодневки. Но полноцикловые исследования делают единицы. Основные заказы полноциклового характера у нас идут от госорганов. Это 44 или 223 ФЗ. Как раз там и появляются упомянутые мною однодневки, которые забирают контракты, не исполняют их, уходят в небытие и попадают в реестры недобросовестных подрядчиков и при этом негативно влияют на рынок, потому что ценообразование идет с учетом подписанных ранее контрактов, включая и такие. Да и сами процедуры не способствуют установлению реальных рыночных цен.

– Почему?

– Это в основном аукционы, хотя я не понимаю, как можно в нашей деятельности делать ставку только на то, кто меньшую цену предложит. А конкурсы просто физически некоторые заказчики не успевают организовать. В итоге мы регулярно видим стартовые цены ниже, чем они были в предыдущие годы. Поэтому чаще участвуем в конкурсах, где оценивается квалификация и опыт. Есть еще редкие закупки научно-исследовательской работы.

– Общий объем у вас не уменьшился?

– Примерно такой же, как и в прошлом году. Но может и прибавить. Есть такая тенденция, когда заказчики в последний момент, хватясь за голову – нужно освоить выделенные деньги, в конце декабря в начале января срочно начинают проводить торги. Здесь обычно более краткие сроки, поэтому цены выше.

– Изменились ли темы исследований?

– Практически нет. На протяжении ряда последних лет каждый субъект Федерации (а по ряду позиций и муниципалитеты) обязан ежегодно проводить антикоррупционный мониторинг (исследуются бытовая коррупция – опрос населения и деловая коррупция – опрос предпринимателей). В каждом регионе выборки могут быть разные. В Нижнем Новгороде, например, опрашивается около 14 тыс. человек, а в Иркутской области – около 600.

– А какой смысл опрашивать 14 тыс. человек, если репрезентативная выборка – в несколько раз меньше.

– Рациональное зерно есть. Они проводят опросы в каждом из муниципалитетов и могут каждый муниципалитет на репрезентативной выборке отдельно рассмотреть.

Второе обязательное направление – конкурентная среда, где тоже параллельно опрашиваются и население, и бизнес.

Еще одно исследование – это антинаркотический мониторинг.

– Все эти мониторинги региональная власть обязана проводить?

– Конечно. Кто-то делает это по закупкам, кто-то – у единственного поставщика, особенно если там выборка небольшая, а денег нет. Для некоторых регионов такие исследования проводим мы.

– В основном это телефонные опросы?

– Нет. Для деловой составляющей это может быть онлайн-опрос, а для населения гораздо чаще «ногами» – либо на бумаге, либо на мобильных устройствах.

– Что такое «на мобильных устройствах»?

– Планшет, телефон. Если лет 15 назад анкету мы распечатывали, а сейчас интервьюеры работают с таким устройством. Данные сразу попадают на сервер, исключается процедура ввода этих анкет. Более того, там даже фиксируется GPS и можно четко посмотреть: а не соврал ли интервьюер и не опросил ли мужа, тетю или дочь у себя в квартире.

– Но здесь, наверное, как и в случае со звонками на мобильник, желающих отвечать стало гораздо меньше.

– Все зависит от профессионализма интервьюеров. И на бумаге тоже далеко не все хотели отвечать. Но лицом к лицу и попробуй уже отвертеться. Огромный плюс этой технологии – сразу же идет аудиозапись. С появлением планшета многие заказчики отказались от получения от респондента предоставления телефона для последующей проверки факта опроса: ведь в наличии теперь аудиозапись с двумя голосами. Тот же Нижний Новгород проводит свои 14 тыс. опросов на планшете за краткие сроки. Мы с ними на этом проекте работали и использовали около 180 интервьюеров.

– Студентов нанимали?

– Ни в коем случае! Со студентами мы не работаем очень давно и рекомендуем никому с ними не работать.

– Почему?

– Как раз перед вашим приходом переписывалась с одной из коллег в другом регионе. Она пишет, что интервьюеры стареют, а молодые предпочитают находить работу «на диване». Они в принципе не понимают, как можно убить вечер, ходя с какими-то анкетами, где тебя в любой момент могут послать и не единожды. Поэтому находят другие источники подработок. Во-вторых, к ним из-за их молодости доверия среди населения меньше. К тому же если на студентов выходить через вуз, тот, как правило, большую часть заработанных ими средств оставит у себя в подразделении, которое ведет хоздоговорные работы. Да и когда мы с вузами раньше работали, их отправляли «в поле» для зачетов: собери 10 условных анкет и получай зачет. Понятно же, какое отношение будет у студентов к этой работе.

– А как же взаимоотношения с кафедрой социологии, о которых вы говорили?

– Вы будете смеяться: у них полевая практика запрещена.

– Где вы тогда берете интервьюеров?

– Это, как теперь говорят, «специально обученные люди». Если работаем в других регионах, то обычно работаем с компаниями, с которыми у нас выстроились многолетние отношения, – мы у них выступаем порой субподрядчиками, и они у нас. У них есть свои бригады интервьюеров, так же как есть и у нас. В некоторых случаях, когда регион очень тяжелый, высылаем из Омска свою бригаду.

Основной контингент интервьюеров как у нас, так и у коллег на других территориях – женщины предпенсионного и пенсионного возраста.  Если найдется среди них мужчина, то один на десяток, а то и на два.

– И сколько они зарабатывают?

– Если женщина-пенсионер, и еще бойкая, она может – тем более если отправится в поездку, а омские интервьюеры очень любят ездить в командировки, – до 70 тыс. в месяц. Смотря, какие проекты.

– Вы их отправляете в другие регионы?

– И сейчас они у меня работают в другом регионе, и даже не в одном. Это должны быть особенные люди – настырные, в меру даже «хамы» – в хорошем смысле слова. Если им скажут что-то нелицеприятное, они должны достойно ответить, но не в форме базара или ругани. Это люди достаточно пробивные, которые могут объяснить, и выглядят так, чтобы не вызывать каких-либо негативных ассоциаций у населения, к тому же могут объяснить и простым языком, и официальным. Которые могут выстоять при задержании – и такие случаи бывают: не было, наверное, исследования, когда не случалось обращения в полицию от бдительного населения, что тут кто-то по подъездам ходит.

– Так они по квартирам ходят?

– Есть опросы уличные, есть – поквартирные, а есть – по учреждениям (их меньше). Обычно интервьюер получает улицу или какой-то участок в населенном пункте и по определенному алгоритму двигается среди жилых массивов. Самое простое, к примеру, – заходит в каждую пятую квартиру пятиэтажного дома. Если ему ответили, он отсчитывает следующую через пять квартир, чтобы не было кучно проживающих респондентов – будучи соседями, они могут иметь общее представление о какой-либо проблеме. Если не ответили в пятой, идет в шестую, седьмую, восьмую, пока не найдет нужного респондента. При этом следует помнить, что они ходят с определенным квотным заданием: нужно опросить не абы кого, кто первый попался, а мужчин – столько-то определенного возраста, женщин – столько-то, потому что отбор мы ведем в соответствии со структурой генеральной совокупности.

– А как они определяют человека соответствующего параметра – после того как им открыли дверь или заранее? Типа «здравствуйте, мы проводим социологический опрос с тематикой... вам сколько лет? Извините, вы нас не утраиваете...»

– Безусловно. Нередко после того, как квота заполнена, интервьюеры бегают ищут молодых людей... А в селах, где молодежи, бывает, в принципе нет, были случаи, приходили чуть ли не в сельсовет и просили главу: ну, скажите, где тут у вас живет парень таких-то лет, который не из города. То есть технология опроса, как мы называем «ногами», сохраняется много лет. Есть и уличные опросы. Например, Челябинская область делает только уличные опросы на планшете, а Иркутская область делает только на бумаге и тоже только на улице. Это особенности каждого заказчика. Методов очень много. Вчера завершили проект в Челябинске. Там работали четыре омича и порядка 32 человек из местных «бригад».

– Бригад?

– Сейчас начали развиваться частные бригады. Это не исследовательская компания и не ипэшник со своими интервьюерами. Это самозанятые, которые сбились в команду и работают на некоторых проектах сами для себя. В Челябинской области мы с ними работаем уже третий год. Для нас они исключают организацию-посредника, которой пришлось бы платить за привлечение интервьюеров.

– Это как шабашки на стройках.

– Может быть... Кстати, среди обязательных в регионах – оценка деятельности органов местного самоуправления (Указ Президента Российской Федерации № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов") – образование, включая детские сады, дороги, ЖКХ и прочее и исследования состояния межнациональных отношений, которые тоже обязаны проводить в каждом регионе. В связи с ужесточением миграционной политики, с недавними событиями в Коркино Челябинской области они становятся еще актуальнее. Туда, в частности, входят исследования по толерантности к мигрантам и по ощущению общероссийской идентичности.

– Было какое-нибудь особенное исследование?

– Одно из последних наиболее интересных комплексных исследований в декабре прошлого года мы закончили для МДЦ «Артек». Исследование, которое включало в себя просто массу различных методов, начиная  от общероссийских опросов, включая личные. Причем в эти личные опросы попадали дети от 8 лет, а это достаточно сложно с нашим законодательством – нужно было получить разрешение от родителей или опекуна. Были глубинные интервью среди разных категорий получателей услуг от этого «Артека», начиная от мамочек. Сюда же входил мониторинг СМИ и соцсетей.

– Сначала надо было найти этих самых получателей услуг.

– Рекрутом для глубинных интервью стали чаты родителей.

– Кстати, какая репрезентативная выборка для города Омска?

– На Омск у нас давно доказана, обоснована выборка порядка 500 респондентов, правильно отобранные по очень сложной процедуре отбора. Хочу подчеркнуть: если правильно построен отбор респондентов, то зачастую данные, собранные с тысячи, будут точнее отображать ситуацию, чем собранные как попало от 15 тыс. человек.

– Не раз писали про федеральные опросы ВЦИОМ, что там всего опрашивается по стране 1600 респондентов, в том числе условно 32 человека в Омске и 8 человек в Калачинске – и так в каждом опрошенном регионе. И на этой основе делаются выводы о том, что думает российский народ по тому или иному поводу.

– Для точечного среза общественного мнения жителей России в целом достаточно. По такой методике проводят опросы федеральные игроки. Но вы говорите про опрос ВЦИОМ, который был несколько лет назад. Сейчас они перешли на ежедневные телефонные опросы.

– А эти 1600 были одними и теми же людьми?

– Это разные люди. Меняются точки опроса. Если брать Омск, например, сегодня, условно, опрашивали на улице Красный путь такой-то, на следующую волну идут уже на другую улицу. При этом в большинстве анкет есть ограничение: участвовали ли вы в социологических опросах в течение условного полугода. В рамках этого мониторинга прежде всего оценивается динамика, как, например, меняются настроения в России каждый месяц по той или иной тематике.

– Кстати, в ходе ваших общероссийских опросов, хоть как-то видно, как меняются эти настроения?

– Как я уже сказала, сейчас больше людей, которые стали отказываться, используя для этого в том числе технические средства. Если раньше мы отмечали отчетливую склонность к социально одобряемым ответам, сейчас многие стали уходить в «затрудняюсь с ответом».

– Сколько лет вы арендовали помещения в Омском театре драмы и почему оттуда съехали?

– Мы там арендовали площади с 1998 года. Основная проблема связана с самим зданием. Это памятник архитектуры, который нельзя перестраивать. Мы сидели в той части, которая относилась к старому зданию, при том что помещение и морально, и физически устарело для исследовательской компании. В последний год там находились только шеф, бухгалтерия и склад. Весь исследовательский модуль социальной аналитики уже был здесь, на улице Красина. Есть и еще одно помещение на улице Чапаева, где сидит наш колл-центр. Держать в качестве представительского помещение в драмтеатре с очень высокой арендной платой – просто нерентабельно.

– Чем для вас отличается ГЭПИЦентр при Вадиме ДРЯГИНЕ от нынешнего?

– Лично для меня отличие в том, что окончательные решения приходится принимать мне. Раньше, если мы не могли решить какую-нибудь проблему, то прекрасно знали, что есть человек, который разрешит ее в лучшем варианте из возможных. И может быть, это нас сохраняло в какой-то, не скажу что детской, непосредственности... но я понимала, что все равно будет еще один шаг до окончательного решения. В части направлений деятельности мы не изменились, так как уйти от того, что было, для нас равноценно предательству. Сейчас тестируем в телефонных опросах боты, но впервые о такой возможности нам рассказал шеф, приехав в 2008 году из Америки, где он знакомился с опытом коллег за рубежом.

– Вы по-прежнему называет Вадима Владиславовича шефом.

– Да.

– Но шеф теперь вы.

– Я. Но это мне непривычно до сих пор.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии и газеты «Коммерческие вести» от 13 ноября 2024 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
. 10 декабря 2024 в 12:04:
«Но лицом к лицу и попробуй уже отвертеться. Огромный плюс этой технологии – сразу же идет аудиозапись.» — и раньше не верил этой чуши — результатам опроса, а теперь и подавно!
Ролли 9 декабря 2024 в 00:40:
"– Омнибус – это тот автобус, который ходит регулярно вне зависимости от того, есть у него пассажиры или нет. " Чушь какая-то. Любой общественный транспорт именно так и ходит — по расписанию, вне зависимости от наличия пассажиров. А «омнибус» — это предшественник автобуса на конной тяге. Те социологи используют слова, не понимая их значения...супер.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.