Омская предпринимательница о том, как победили страх делегировать.
В ресторане «Где же кролик?» состоялся бизнес-завтрак для предпринимателей, посвященный делегированию. Представляем читателям выступление основательницы бренда косметики ZAHAROVA Марии ЗАХАРОВОЙ:
— Предпринимательством я занимаюсь уже 25 лет. Начала сразу после школы: как это ни печально, мои родители развелись, и мы очень бедно жили – пришлось зарабатывать самой. Я ремонтировала швейные изделия. Училась у очень хорошей знакомой, тренировалась на выкройках из журнала «Бурда». Потом пошла на курсы по шитью, выучилась на химика в химико-механическом техникуме и инженера-конструктора швейных изделий в институте.
В студенчестве училась и шила. После занятий с трех часов до девяти вечера ко мне приходили клиенты. В то время я уже познакомилась со своим будущим мужем, мы переехали в другую квартиру, но его сильно напрягало, что ко мне постоянно наведываются. Пришлось снять помещение и переехать туда со всеми машинками, наняла двух девочек, только что окончивших техникум. Но клиенты заявили мне, что им нужна только я. Это был мой первый провал в делегировании. Я уволила девочек и пошла работать на фабрику по пошиву, чтобы понять, как там внутри все устроено – проработала в найме всего полгода из всей своей жизни. Получила направление в институт и уволилась.
После окончания института специализировалась на очень сложных вещах: выпускных и свадебных платьях, верхней одежде. Дальше у меня круто повернулась жизнь. Я поехала в Санкт-Петербург к своей сестре и случайно – а случайности не случайны! – попала на мастер-класс по декупажу и мыловарению. Я подумала: боже, как это интересно, создавать своими руками новые продукты, и насколько это быстрее, чем шить одежду – всего 2–3 часа! И поняла, что у нас в городе нет магазинов с товарами для творчества кроме «Бабочки». Скупила все, что у меня влезло в чемодан: всякие деревянные заготовки, краски и прочее – 20 кг!
Мы потихоньку с подружками стали творить – снова на моей кухне. Подружки приводили подружек, собирались уютные девичники. Я начала снимать студию и таскать сумки с заготовками. Спасибо мужу моей одноклассницы, который подсказал открыть свой магазин. И я подумала: а правда, почему я с этим тяну? Через месяц открыли магазин в «Континенте», мастер-классы проводили в коридоре, потому что не хватало места. Позже переехали там же в помещение побольше, а затем нас переманил «Фестиваль» – уже на огромные площади. Там я открыла еще магазин постоянной ярмарки, потому что мастера спрашивали меня, где им продавать свою продукцию. Это был 2013 год. Первые ярмарки в «Меге» тоже организовывала я.
Проблема с делегированием никуда не уходила. У меня было два магазина, продавцы, мастера, но количество клиентов не росло, выручка не увеличивалась. Случился переезд во «Флагман». Меня спрашивали клиенты об ингредиентах, а когда я поинтересовалась, зачем им это, оказалось, что они делают косметику на дому. Удивилась: нужна ведь стерильность, это не мыло сварить. И тут сообразила, что я вообще-то профессиональный химик, заводской технолог. Тогда никакого обучения по приготовлению именно косметики не было, только классическое образование в институте Менделеева в Москве. В столицу поехать не могла – у меня маленький ребенок. Стала изучать иностранные сайты, разбираться.
С 2014 года произвожу натуральную косметику ручной работы. Первые работы представила на ярмарке в «Меге». До этого моими клиентами были знакомые и знакомые знакомых. Но тогда ко мне стали приходить люди, которые покупали что-то неделю назад и хотели приобрести такой же скраб или крем. При том что там была очень сильная конкуренция в виде «Ашана»! Мой продукт стоил в 3–4 раза дороже. Да и в принципе какое могло быть доверие к ноунейм-косметике?! Тем не менее направление было успешным, и я стала развивать его дальше, в том числе продвигать в других городах – именно по этой причине меня в Омске не очень хорошо знают. Но то было абсолютно верное решение.
Настало время, когда мне уже стало сложно разрываться между магазином товаров для творчества, магазином постоянной ярмарки, куда я ходила каждый день на работу, еще и в выходные, и производством косметики, которым я занималась в свободное время. Когда я переносила внимание на магазины, там росли выручка и прибыль, но проседала косметика. Как только я уезжала на косметические выставки и ярмарки, магазины переставали так активно работать. А делегирование все еще хромало: не было регламентов, настроить систему и нанять управляющих так и не смогла. Провалилась на том же самом, как и с шитьем.
В один прекрасный момент я пришла на консультацию к бизнес-коучу. Он спросил меня, чем я хочу заниматься, и я ответила, что намерена масштабироваться. На одной чаше весов у меня были магазины товаров для творчества, которые мне предлагали упаковать во франшизу – ее были готовы купить в Новосибирске. На другой – производство косметики с доставкой по всему миру. У нас были клиенты и в Австралии, и в США. В итоге я буквально за месяц продала магазины и полностью ушла в производство косметики. У меня уже была небольшая лаборатория 20 «квадратов», а через несколько месяцев я переехала на 70 «квадратов» и наняла сотрудников.
Сначала они только 2–3 часа помогали мне в чем-то, потому что мой внутренний голос твердил мне: «Никто лучше тебя это не сделает, никто ничего не понимает!» Да, действительно не понимает, пока ты не расскажешь, не объяснишь, не отдашь техкарты. И не может быть никакого развития, пока ты вместо того, чтобы ходить на мероприятия, презентовать свою продукцию, сидишь в своей конуре, говоря себе, что нужно сделать еще вот это и вот то, подучиться и вообще ты еще недостаточно хороша. Недостаточно хороша для кого?!
Каждую неделю я занималась с коучем, именно он меня мотивировал. Это полезно, когда у тебя нет собственной мотивации. Вот у меня ее нет. Я всегда жила по принципу: сделала и хорошо, не заработала денег и ладно. Он спросил меня, какого крупного блогера я бы выбрала для рекламы своей косметики. Не задумываясь, ответила, что Ирену Понарошку. Конечно, я понимала, что блогер-миллионник такого уровня не станет рекламировать маленький бренд, как у меня. Но когда мы озвучиваем свои мысли, они воплощаются в реальность. Вы не поверите, но через две недели объявили отбор в Avocado box от Ирены, и мы его прошли! (Avocado box – этичный лайфстайл-бокс с органической косметикой, полезными снеками и суперфудами, спортивными аксессуарами и украшениями ручной работы, зарекомендовавшими себя на рынке и проверенными лично телеведущей, журналисткой и блогером Иреной Понарошку. – Прим. авт.)
Только представьте: обычно мы производили партии по 5–7 штук, а нужно было 2000 экземпляров! Оказалось, я боюсь не того, что не получится, а успеха, денег. Но я пошла в свой страх. После попадания в Avocado box чек на мою косметику вырос в два-три раза! Если на ярмарках она продавалась за 2000 рублей, то теперь незнакомые люди были готовы купить ее за 5000 рублей! Да, оказывается, так можно было.
Во время пандемии мы сразу поймали тенденцию онлайн-торговли и выросли в четыре раза: сделали хороший сайт, наняли менеджеров, которые сидят на его обслуживании, сборщиков, которые быстро оформляют наборы.
В июле бренду ZAHAROVA исполнится 11 лет. За эти 10 лет мы разработали более 500 уникальных продуктов, причем половина из них так и не вышла на рынок. Раньше у меня был затык: довести до финальной точки любую товарную позицию и обязательно начать ее продавать. Но мой партнер сказал, что это вовсе необязательно! А ведь и правда не нужно. Если продукт на этапе тестирования мне не нравится, мы просто его откладываем. Это нормальная, рутинная работа, опыт, который позволяет нам делать выводы и двигаться дальше.
Да, сейчас тот коуч – мой бизнес-партнер: я отвечаю за производство, он за продвижение. Он буквально заставил меня делегировать свои обязанности. Когда мы во второй раз претендовали на отбор в Avocado box, мой партнер отправил меня отдыхать в Таиланд, в отель, где связь была только утром и вечером. При этом я понимала, что мои ребята в лаборатории готовят 2000 продуктов, собирают, упаковывают, отправляют их без меня, а я это совсем не контролирую! Прежде постоянно заглядывала в каждую коробку: то ли положили, тот ли адрес написали. Конечно, я звонила в Омск, но партнер стойко отвечал без подробностей: все хорошо. И команда действительно справилась!
С партнером у нас доли 50/50, но у меня «золотой» голос. Правда, я им ни разу не воспользовалась за 5 лет сотрудничества. Конечно, мы ссоримся и можем даже какое-то время не разговаривать друг с другом, но все равно рано или поздно договариваемся, потому что в наших интересах достигать общих целей.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 апреля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ