Да, возможно, кто-то сделает не так хорошо, как вы. Но пусть лучше кто-то это делает постоянно.
В ресторане «Где же кролик?» состоялся бизнес-завтрак для предпринимателей, посвященный делегированию. Представляем читателям выступление основательницы студии перманентного макияжа Ольги СТАРОСТИНОЙ:
— В сфере перманентного макияжа я с 2017 года. У меня собственная студия, также провожу обучение мастеров. По профессии я инженер-энергетик, но, находясь во втором декрете, поняла, что больше не хочу работать в найме. С моей стороны было ошибкой выбрать техническое направление, потому что я очень творческий человек.
В декрете, в 2017 году, я искала сферу, в которой смогу совмещать работу на себя и материнство. Никаких глобальных задач перед собой не ставила: было просто желание реализовать себя в социуме, имея при этом стабильный доход, несмотря на то, что муж полностью обеспечивал нашу семью. Подруга посоветовала мне заняться перманентным макияжем, который за эти годы стал гораздо более эстетичным.
На тот момент мы переезжали в свой дом за городом, и лишних средств не было совсем. На кредитные деньги я прошла обучение, отбив его стоимость за первый же месяц работы! Так и работала, но в пандемию ковида решила, что пора выбираться из деревни, и арендовала кабинет в городе. Количество клиентов органично росло, и я приняла сотрудницу, которую обучила всему сама. Она, кстати, работает у меня до сих пор – уже четыре года.
Дальше пошли запросы на обучение, я начала преподавать. Росло количество клиентов и мастеров, у нас появились смежные процедуры вроде наращивания ресниц. Помещение в 20 «квадратов» сменили на помещение в 70 «квадратов». А сейчас идет ремонт в моей уже собственной студии, в которую планируем переехать к лету. За все время работы мне удалось купить это помещение и квартиру ребенку.
Я мастер перманентного макияжа по любви, тренер по перманентному макияжу тоже по любви, а вот руководителем собственной студии стала неосознанно, как-то вынужденно: для меня управление – самое сложное в работе. Выделила пять топовых ошибок, которые совершают начинающие предприниматели – может, это поможет другим их не повторять.
Первая управленческая ошибка – не прописывать правила для сотрудников. Когда у вас свое понимание сервиса, обслуживания, правил поведения – это только ваше видение, и ваши сотрудники это не всегда понимают, ведь они не могут залезть к вам в голову! У меня по первости был шок, когда сотрудница могла спокойно взять булочку и жевать ее в перерыве между клиентами, проходя мимо кушетки. Я не понимала, как так можно. Сначала просто рассказывала. Потом, когда сотрудников стало больше, поняла, что каждому все объяснять очень сложно.
Я пошла на обучение по управлению персоналом и создала книгу правил, в которой прописала свои требования максимально понятно. Конечно, предугадать все невозможно, но это до сих пор наш рабочий инструмент. Для мастеров обязательно должны быть протоколы процедур, для администраторов – скрипты ответов, для эсэмэмщииков – контент-план. Могут быть чек-листы по форме одежды, по общению с клиентами, по продажам. Ваши сотрудники должны знать вашу миссию и работать в соответствии с ней.
Вторая ошибка – супергеройство или страх делегировать. Первое время, когда у меня уже была сотрудница, я работала всеми: администратором, который записывал и к себе, и к этой девочке, и мастером, и менеджером по продажам, и эсэмэмщицей, и бухгалтером, и уборщицей. Это ужасно выматывало. Да, возможно, кто-то сделает не так хорошо, как вы. Но пусть лучше кто-то это делает постоянно. Пусть кто-то не так идеально ответит и запишет клиента, но он его запишет и ответит ему быстро, а не в конце вечера после рабочего времени, когда вам надо быть с детьми. Чтобы не бояться делегировать, того, что кто-то сделает плохо или хуже, чем вы, смотрите пункт первый: прописывайте правила, прописывайте скрипты.
Следующая ошибка – гордыня. Очень часто мастера думают, что их клиенты не пойдут к другим мастерам. Еще как пойдут! Во-первых, поднимайте свой чек, и тогда уйдут те, для которых ваши услуги дороги. Во-вторых, сами готовьте мастеров – так, чтобы бы вы могли доверить им собственное лицо. Если ваши клиенты увидят, что вы безоговорочно цените своих мастеров, что они работают так же качественно, по тем же технологиям, с теми же материалами, что и вы, клиенты спокойно к ним перейдут.
Четвертая ошибка финансовая, очень распространенная – не вести учет доходов и расходов. Особенно она характерна для мастеров, которые только открыли свою студию. Заработок частного мастера и заработок студии – абсолютно разные вещи. Когда вы частный мастер, вы купили расходники, заплатили аренду за небольшое помещение, немножко вложились в рекламу и остальное – ваше. Когда вы владеете студией, ее нужно расширять, создавать соответствующее пространство, нанимать администратора, уборщика, платить зарплаты. Растут затраты на аренду, сервис, электроэнергию, расходники, маркетинг и рекламу. И нужно четко все рассчитывать, чтобы не уходить в минус. Лучше вести учет в CRM-системе.
Пятая ошибка – не внедрять новое. Очень важно учиться предпринимательству, работе с командой. Для меня лично это гораздо сложнее, чем работать руками.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 апреля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ