Пресс-конференция сенатора от Омской области Андрея ГОЛУШКО, которая задумывалась с целью ознакомления омичей с результатами активности Андрея ГОЛУШКО на федеральном политическом поле, не обошлась без интриги: пресс-секретарь сенатора попыталась отсечь ряд СМИ, представители которых, по ее мнению, могли задать неудобные вопросы. Тем не менее 11 июля в пресс-центре «КП в Омске» собрались почти все, кто этого хотел. И сенатор, кстати сказать, ответил всем, кто успел задать ему вопросы в ходе часовой встречи, в том числе обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ, поинтересовавшемуся последствиями обыска в офисе ХК «Акция», который проводили омские правоохранители в рамках расследования уголовного дела по факту хищения имущества ЗАО «Овощевод».
О результатах лоббизма
Кое-что мне все же удалось сделать как лоббисту региона. Я доволен, что решился вопрос с первым объектом Омской крепости. Министерством культуры РФ принято решение о стопроцентном финансировании строительства Воскресенского собора. Мы попросили 250 млн рублей, и нам их дали. Это не будет собором в буквальном смысле, поскольку деньги бюджета запрещено тратить на строительство культовых сооружений, это будет здание музея, но здание абсолютно идентичное стоявшему на этом месте Воскресенскому собору. Я думаю, этот объект и город украсит, и даст толчок всей этой большой теме под названием «Восстановление и реконструкция объектов Омской крепости». К строительству Воскресенского собора мы приступим уже в этом году. Задача стоит, чтобы закончить его уже в 2015 году.
По инициативе Владимира ВАРНАВСКОГО нам удалось решить вопрос с Омским цирком, который был построен в 1973 году и с тех пор капитально не ремонтировался. Несколько раз его закрывали, как вы помните, приостанавливали эксплуатацию. В этом году мы договорились, что за счет средств Росгосцирка будет подготовлена проектно-сметная документация, а с 2015 года начнется уже масштабная реконструкция этого объекта. Объем средств, которые будут выделены на эти цели, – от 350 до 500 млн рублей. В 2016 году, я надеюсь, омичи увидят практически новый цирк, с новой сценой, новым оборудованием, новым внешним видом. Обязательства региона и муниципалитета – благоустроить территорию вокруг. И мы будем этим заниматься.
И еще один важный вопрос, по которому уже принято решение, – это создание в Омске федерального института культуры и искусств. У факультета культуры в ОмГУ нет никаких перспектив, его нужно было либо закрывать, либо каким-то образом реформировать. И нам удалось договориться с министерствами образования и культуры о том, что до конца этого года Правительством Российской Федерации будет принято соответствующее решение. Затем будут приняты решения и о строительстве новых учебных корпусов, общежитий и так далее. Это большая история на несколько миллиардов рублей.
О бюджетных кредитах
Совместно с минфином Омской области нам удалось добиться решения о выделении региону в этом году 6 млрд рублей из федерального бюджета на замещение коммерческих кредитов. Плановые цифры были от 1,5 до 3 млрд рублей, но наша совместная активная работа привела к тому, что задолженность бюджета Омской области перед коммерческими банками снизится до конца года на 6 млрд рублей, и у нас будет сбалансированный бюджет, в котором сумма госдолга не превышает 50% от собственных доходов. К тому же снижение коммерческих кредитов на 6 млрд рублей — это существенная экономия на обслуживании долга. Обслуживание кредитов коммерческих банков — порядка 10% годовых. Кредит минфина — 0,1% годовых. В течение года областной бюджет будет экономить порядка 600 млн рублей, которые можно будет направить на что-то более нужное.
О «Диссернете» и обвинениях в плагиате
К деятельности сообщества «Диссернет» я отношусь, в общем-то, позитивно. Как говорят: на то и кот, чтобы мыши не дремали. Но когда нормальная, в целом позитивная деятельность превращается в шоу и пиар, мне это, естественно, перестает нравиться. О'кей, они написали, что в моей диссертации порядка 50% – это заимствования. Но никто же не поясняет, о чем идет речь. Мне даже самому стало интересно, я специально все проверил. Я же очень дисциплинированным был и студентом, и аспирантом, и хорошо помню, как меня пилил мой научный руководитель, ограничивал в желании подойти к проблемам и тексту диссертации творчески. В то время, когда я работал над диссертацией, в любом научном тексте должно было быть упомянуто определенное количество авторитетов, процитировано определенное количество их работ. К тому же есть определенные устойчивые выражения. Такая фраза, как «оценка социально-экономического положения региона», — она является заимствованием? Ее можно найти в десятках, если не в сотнях других работ.
Я вовсе не считаю, что я научный лидер, но абсолютно не согласен с тем, что моя диссертация является плагиатом. Она полностью соответствовала всем требованиям, предъявляемым диссертационным советом. Меня бы попросту никто не допустил к защите, если бы в моей работе не было обязательных ссылок, цитирований и упоминаний. Тема диссертации: механизмы управления инновационной активностью в регионе на примере Омской области. Я этой темой занимался более 5 лет, будучи первым вице-губернатором Омской области. И свою диссертацию я писал самым честным образом, нудно над ней работал более двух лет и честно ее защищал. Из 17 членов диссертационного совета все 17 проголосовали за.
Об экс-министре АЛЕКСЕЕВЕ и кадровых проблемах в правительстве
Мне кажется, что создавать комиссии, чтобы определять кандидатов на должность министра образования, — это глупость. У губернатора есть исключительные полномочия, которые никому не делегируются. Одно из таких исключительных полномочий – кадровая политика. Я очень хорошо отношусь к губернатору, но если бы мне Виктор Иванович предложил возглавить комиссию по подбору кандидата на какую-нибудь должность, то я бы, как минимум, постарался убедить губернатора в том, что такая комиссия совершенно не нужна. У губернатора есть для принятия кадровых решений все необходимые инструменты – правительство, аппарат, аналитическое управление и так далее.
Что касается министра АЛЕКСЕЕВА, то я считаю его приличным человеком. В тех вопросах, где мне с ним приходилось взаимодействовать, он демонстрировал абсолютный профессионализм. И он не казался мне одним из первых кандидатов на вылет. Что произошло – я не знаю. Честно сказать, я стараюсь от этих вопросов держаться немного в стороне. Я работают не в правительстве, мой работодатель — Законодательное собрание Омской области, и с кадровыми идеями к губернатору по поводу снятий и назначений стараюсь не лезть.
Об уголовном деле ЗАО «Овощевод»
Допустим, вы купили себе подержанный автомобиль «Жигули». А потом к вам приходят и говорят, что десять лет назад эта машина проехала перекресток на красный свет. О'кей, вполне может быть, что было нарушение ПДД. Но вы в тот момент этой машиной не владели, и вам эта история малоинтересна. Напомню, что когда «Акция» выкупала на торгах активы ЗАО «Овощевод», я не был ни депутатом Государственной думы, ни сенатором. Это произошло в те полгода, когда я был вольным предпринимателем. Тогда и прилетели эти огурцы, помидоры, картошка, морковка, замороженные и покрытые инеем теплицы, безработный коллектив. У меня менеджеры были активные в тот момент, рассказывали мне, как мы обеспечим всю страну плодоовощной продукцией.
Страну овощами еще не обеспечили пока, тем не менее, как мне кажется, Сибагрохолдинг развивается вполне успешно. И попытки меня шантажировать, что если я не заплачу денег, то все узнают, как эта машина проехала 10 лет назад на красный свет, — они абсолютно бессмысленны. К сожалению, у нас сейчас деньги можно зарабатывать на чем угодно. Это совершенно обычная история. Если человек построил в своей жизни что-то большее, чем собачья будка, вокруг него всегда крутится рой жучков, паучков, жуликов, мошенников. Я это понимаю и отношусь ко всему спокойно.
Об обысках в офисе сенатора
Если прочтете внимательно пресс-релиз, распространенный пресс-службой УМВД России по Омской области, там речь идет о том, что в отношении лиц, управлявших ЗАО «Овощевод» с 2001-го по 2005 год производятся следственные действия. К нам эта компания пришла в 2010 году. Казалось бы, какие могут быть вопросы. Тем не менее, как говорится, есть маленькая ложь, есть большая, а есть шоу, которое устроили, ссылаясь на этот пресс-релиз, в надежде, что никто его читать внимательно не будет. И выкатили утку с этими обысками. Не было никаких обысков.
О программе подготовки к 300-летию Омска
Как мне кажется, вся программа 300-летия изначально форматировалась неправильно, а потом мы ее еще и неправильно пытались исполнить, и стоит ли удивляться, что мы ее фактически провалили. Я не очень верю, что за оставшиеся полтора года нам вдруг удастся сделать что-то такое, после чего будет не стыдно выйти к омичам и сказать: «Мы вам приготовили праздник, теперь вы фактически живете в новом городе». И хватит, наверное, нам болтать на эту тему, изливая друг на друга желчь. Лучше заниматься конкретными делами. У губернатора есть несколько хороших идей, которыми мы сейчас занимаемся. И у мэра есть предложение по строительству нового мостового перехода на Московке. Это конкретные вещи, которые удастся сделать. В отличие от грандиозных проектов, предусмотренных в программе 300-летия.
О несостоявшейся продаже Красногорского гидроузла
80% затрат при строительстве любой гидроэлектростанции — это затраты на плотину. Мы сейчас строим плотину и уже несем эти затраты, так почему не использовать ее для генерации собственной электроэнергии? Я в свое время предлагал эту идею ПОЛЕЖАЕВУ. Он сначала загорелся, потом остыл. Так с ним бывало. Теперь Леонид Константинович уже не губернатор, я договариваюсь с компанией «РусГидро», мы с губернатором НАЗАРОВЫМ едем туда, встречаемся с руководством, они нашим предложением заинтересовываются и предлагают несколько вариантов. Вариант первый: компания «РусГидро» выкупает плотину, ставит генерирующее оборудование, а мы возвращаем все потраченные деньги в областной бюджет, получаем дополнительные электроэнергию и налоги. Хорошая история? Конечно. Плотина построена, она свою функцию несет, при этом бюджет не понес никаких затрат. Вариант второй: сдаем построенную за бюджетный счет плотину в аренду, РусГидро ставит на нее свое оборудование и платит в областной бюджет арендную плату.
А дальше произошло то, что я публично и непублично критикую наше правительство. То есть ничего не произошло. РусГидро пару раз присылало в Омск большие комиссии, но так и не дождалось ответа, какой из вариантов мы выбираем. А потом мне было сказано, чтобы я не крал чужое время и во всякие авантюры занятых людей не втягивал. Они так не умеют. Они если сказали «а», то говорят и «б». Мы когда с губернатором повстречались с руководством РусГидро, ровно через неделю в Омск уже приехали их проектировщики. И вот почти год прошел, а мы где стояли, там и стоим. Нет, никто не против, никто не говорит, что это вражеский подход — отдать плотину РусГидро. Все говорят: идея — супер! Но результата-то нет. Где-то что-то булькает, как в болоте. Весь пар вышел в свисток. А это грустно...
О перспективах Омск-Федоровки
Мы над Федоровкой собирались летать, если не ошибаюсь, еще в 1991 году. Потом, насколько я помню, ПОЛЕЖАЕВ Леонид Константинович называл другой срок — 1999 год. Потом сроки сдвигались многократно, и мы до сих пор над этой Федоровкой летаем. Я говорил уже многократно и свою позицию не изменил: никаких перспектив достройки нового аэропорта нет на ближайшие 20-30 лет. Существующий аэропорт Омск-Центральный совершенно спокойно обеспечит пропускную способность в 2 млн пассажиров. Даже без большой реконструкции. Все рассказы о том, что аэропорт в центре города и несет какую-то угрозу в этом смысле — это абсолютный непрофессионализм. Во многих известных и уважаемых магаполисах мира аэропорты находятся еще «центрее», чем в Омске. Нет, ну если вдруг завтра прилетят инопланетяне и построят нам Федоровку – я возражать не стану.
О метрополитене
К моему большому сожалению, зависла история с переформатированием нашего метро. И Вукан ВУЧИК, как вы знаете, здесь был, и экспертов мы приглашали, и эскиз-проект системы легкорельсового транспорта получился неплохим, в общем-то. Мы с губернатором сейчас работаем с министерством транспорта, но пока уперлись во что-то непонятное: никто не говорит «нет», но никто и не хочет принимать окончательного решения. А нам нужно очень многие документы изменить, в том числе внести коррективы в решения правительства, чтобы средства, выделенные на метро, перенаправить на новый формат. К тому же еще нет и окончательного понимания, что это вообще за формат. Есть только понимание, что дальше продолжать рыть тоннели в земле — это глупость.
Об ОмскВодоканале
ОмскВодоканал — большая, хорошая, успешная компания. Во всей системе Росводоканала, которая принадлежит Альфа групп, — она лучшая. История муниципального ОмскВодоканала завершилась, если не ошибаюсь, в 2005 году, когда был подписан договор о передаче муниципальных активов в аренду. Можно, конечно, порассуждать о правильности или неправильности принятого решения, поразмышлять на тему, а были ли учтены интересы омичей, но решение давным-давно принято. Сегодня есть договор, который необходимо исполнять двум сторонам сделки. Позиция мэрии, когда она пыталась агрессивно разорвать этот договор, мне кажется неконструктивной. Я впервые с Альфа групп столкнулся в 1994 году. И точно знаю, что у нее еще никому в этой стране не удалось ничего отобрать. На Альфа групп работают лучшие юристы. Они бы никогда не стали подписывать договор с омской мэрией, если бы в нем были хотя бы малейшие зацепки, позволяющие его расторгнуть. Можно говорить о морали и о том, во сколько раз выросли тарифы на водоснабжение, но с с точки зрения юридической у мэрии никаких шансов нет. Сам факт подписания договора с Альфа групп — это уже доказательство безупречности юридической конструкции. Мне кажется, что с Альфа групп нужно просто договариваться. И корректировать изначальный договор. Я не работаю ни в Альфа групп, ни в омской мэрии, но мне приходится пересекаться и с теми, и с другими, и я знаю, что альфовцы точно готовы обсуждать любые темы. Да и омский мэр, я думаю, тоже готов.
Об Омскгоргазе
Единая газораспределительная организация — она интересна, важна и нужна. И Газпром продвигал этот проект на первой фазе очень активно. Сейчас активность несколько снизилась, но неявные переговоры продолжаются, насколько я знаю. Акционеры Омскгоргаза никаких обязательств по продаже компании на себя не принимали. Лично на меня никакого давления ни с чьей стороны не оказывалось. Это абсолютно коммерческая история, где крупные предприниматели должны договориться хоть и с мелкими, но тоже предпринимателями.
О покупке газеты «Ваш ОРЕОЛ»
Лет 12-13 назад я купил «Ваш ОРЕОЛ» и с тех пор никому не продавал. И все это время считал его своим, хотя не вмешивался и никоим образом не влиял на редакционную политику этого издания. А сейчас речь идет о том, как заявляет Сергей СУСЛИКОВ, что у него зашли в тупик отношения с партнером. Вот из этого тупика и пытается сейчас достать отношения Сергей КАЛИНИН. Думаю, что переговоры закончатся положительно.
О ПОЛЕЖАЕВЕ
На церемонии открытия кинофестиваля «Движение» мы с Леонидом Константиновичем сидели рядом, и это описали, наверное, все омские СМИ, причем подробно и с разных ракурсов. Мне кажется, у нас остались совершенно нормальные и уважительные отношения. Это не значит, конечно, что мы во всем друг с другом согласны, но я с удовольствием его пригласил и приглашу с не меньшим удовольствием на следующий фестиваль.
Об Украине
Темы Украины и Крыма звучали буквально на каждом пленарном заседании Совета Федерации, они возникали на заседаниях комитетов, комиссий и так далее. Я думаю, мы в эту историю втянулись надолго. Она не закончится ни завтра, ни послезавтра. Это вопрос десятилетий. Нам с Украиной нужно как-то жить вместе, а у нас вместе не очень-то получается.