Переход на экологичное газомоторное топливо поддержит федеральная власть, субсидируя приобретение новых российских автобусов
Проблемные вопросы, связанные с обновлением парка автотранспорта в рамках реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы Омской области», обсуждались на экспертной площадке в конгресс-холле областного Экспоцентра. На минувшей неделе, 22 июля, за круглым столом собирались представители регионального минтранса, правительства Волгоградской области, руководства ГК «Волгобас», ООО «Газпром газомоторное топливо», руководители омских транспортных предприятий, частные перевозчики и экологи. В экологичности и экономичности природного газа не сомневается никто, поддерживать развитие газомоторной инфраструктуры правительство региона не отказывается, региону остается только попасть в федеральную программу софинансирования, чтобы обновить парк спецтехники и пассажирского транспорта.
Необходимость перевода городского пассажирского и специального транспорта на газомоторное топливо регулируется, напомним, Постановлением Правительства РФ № 767-р, принятым 13 мая 2013 года. Контрольной точкой определен 2020 год, и к этому времени в городах-миллионниках, как считают власти, на природном газе должна работать как минимум половина всех пассажирских автобусов и коммунальной техники. По мнению первого заместителя председателя правительства Омской области Вячеслава СИНЮГИНА, переход на использование газомоторного топлива — это одна из составных частей большой работы по формированию в Омске комфортной среды обитания.
— Граждане вполне обоснованно беспокоятся по поводу сегодняшних выбросов от автомобильного транспорта, — подчеркнул Вячеслав СИНЮГИН. — И я считаю предельно важным, чтобы к 2016 году, к празднованию 300-летнего юбилея города Омска, город смог обновить пассажирский автотранспортный парк и получил удобные, комфортные, экологически чистые автобусы.
Правительство региона, по словам заместителя министра развития транспортного комплекса региона Игоря КВАСОВА, уже приступило к реализации этой масштабной программы, заключив в октябре 2013 года соглашение с ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении на территории региона сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Продолжается работа и по проекту документа, регламентирующего развитие рынка газомоторного топлива в Омской области.
— Область в этом направлении уже делала определенные шаги и хотя получила больше негативный опыт, но не поучаствовать в новой федеральной программе было бы неправильным. Переход на альтернативное топливо — это, как минимум, уменьшение затрат на эксплуатацию пассажирского парка, а для областного бюджета — сокращение затрат на компенсацию выпадающих доходов перевозчикам, — рассказал Игорь КВАСОВ. — Более того, мы считаем необходимым, чтобы к этой программе подключались и сельхозтоваропроизводители, у которых одна из основных статей затрат — покупка горюче-смазочных материалов. А если эта тема будет двигаться в сельское хозяйство, то снизится и себестоимость нашего омского зерна.
По словам замминистра, для приобретения подвижного состава, работающего на природном газе, в Минтранс РФ в марте 2014 была направлена предварительная заявка на участие Омской области в федеральной программе софинансирования на приобретение в 2014 – 2016 годах 310 единиц техники (в том числе 80 единиц для Омскоблавтотранса). В 2014 году власти планируют приобрести 60 единиц техники, в 2015 году — 90 единиц, а в 2016 году — 160 единиц. Правда, окончательные параметры федеральной программы по софинансированию закупок новой пассажирской и специальной техники на газомоторном топливе в настоящее время Минпромторгом РФ еще не определены, они станут известны в сентябре, а окончательную заявку властям региона необходимо направить не позднее 15 октября.
По предварительным данным, экономия перевозчиков при приобретении автобуса, использующего природный газ, составит 600 тысяч рублей, при этом еще и затраты на ГСМ снижаются как минимум в два раза. Но чтобы получить деньги на программу из федерального бюджета, необходимо, чтобы сумма софинансирования на закупку автобусов со стороны городского и областного бюджетов была не менее 200 тысяч рублей на один автобус класса ПАЗ и порядка 350 тысяч рублей на один автобус класса ЛиАЗ, а договоры поставки заключены в 2014 году.
Как пояснил глава городского департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ, город готов предусмотреть в своем бюджете суммы, необходимые для софинансирования приобретения автобусов, работающих на природном газе. 31,5 млн рублей город планирует направить на софинансирование программы в 2015 году (на 90 низкопольных автобусов), и 56 млн рублей — в 2016 году (160 автобусов).
— Тот вид топлива, который нам предлагается, он действительно новый, не до конца изученный, но это нас не смущает, — пояснил Олег ОСИНСКИЙ. — Я прекрасно помню те времена в начале 90-х, когда у нас в ПАТП № 7 был единственный дизельный автобус и на нем никто из водителей не хотел работать. Мы на него садили проштрафившихся водителей. А сегодня в городе нет ни одного автобуса, работающего на бензине. Все работают на дизельном топливе. Я думаю, что следующий этап, вполне закономерный — это переход на использование в качестве моторного топлимва компримированного природного газа. Город готов участвовать в федеральной программе, готов изыскать средства в бюджете.
От лица омских экологов программу перевода пассажирского транспорта на газомоторное топливо поддержал известный общественник, руководитель НП «Экологический комитет» Сергей КОСТАРЕВ. По его словам, использование метана в качестве моторного топлива приводит к снижению выбросов вредных веществ в атмосферу по основным показателям как минимум в 5 раз.
— С нами, экологами, многие спорят, пытаются нас убедить, что главный источник загрязнения атмосферного воздуха — это предприятия. Я с этим мнением категорически не согласен. Если посмотреть данные по загрязнению, то мы увидим превышение ПДК по окислам азота в 10-15 раз именно вдоль основных автомагистралей. А применение газомоторного топлива дает уменьшение по окислам азота на 95%, — рассказал Сергей КОСТАРЕВ. — Я понимаю, что вклады в общее загрязнение воздуха у общественного и частного транспорта весьма различны, но хуже в любом случае не будет. Будет только лучше. И я не вижу других вариантов борьбы с высоким загрязнением, кроме как увеличение доли в городских перевозках общественного транспорта с одновременной его переориентацией на более безопасное топливо.
Представители волгоградских властей поделились опытом внедрения автобусов и спецтехники, работающих на газомоторном топливе, рассказали о том, как решали возникающие проблемы, поддерживали предпринимателей, которые хотели строить АГНКС, приобретали у ГК «Волгобас» автобусы, использующие газомоторное топливо.
— Конечно, для более высоких темпов развития газомоторной инфраструктуры и закупок техники нужна поддержка государства, на что мы очень надеемся, — рассказал глава минтранса Волгоградской области Владимир УДАЛОВ.
Готовы активно участвовать в государственной программе по развитию газотранспортной инфраструктуры и финансисты. По словам руководителя омского подразделения ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгении ДОВГЕНКО, компанией уже разработаны специальные льготные программы для муниципалитетов, которые желают приобрести новые автобусы, работающие на природном газе. Преимущества лизинговых программ от ГТЛК, по ее словам, в низких лизинговых ставках, в налоговых льготах, в возможности приобретения технику в лизинг вообще без залога, а также в возможности рассчитываться за автобусы по оптимизированному графику, учитывающему сезонность бизнеса, в течение пяти лет.