Амангельды ШАКЕНОВ — яркий представитель художников-семидесятников. В работах этих художников соединяются поэтичность и четкое ощущение эпохи социалистического созидания. А в творчестве Амангельды Абдрахмановича соединились еще и две культуры — казахская и русская. Точкой пересечения их, наверное, явилась степь. Ведь в России степи тоже встречаются нередко, вот и Омск когда-то называли степным краем. Свое имя ШАКЕНОВ получил в честь благополучно вернувшегося с войны дяди. Амангельды буквально переводится как "пришел невредимый", "благополучно приехал". Позже и сам Амангельды ШАКЕНОВ окажется благополучно прибывшим в омскую художественную среду.
На коне и у мольберта
Амангельды ШАКЕНОВ родился в ауле Чукут Шербакульского района Омской области. Отец его был председателем колхоза, мать – разнорабочая. В семье росло еще четверо мальчишек. Иногда они всем гуртом ходили в ночное и, несмотря на то, что лошадям ночью положено отдыхать, тайком от взрослых устраивали соревнования. Мальчики в казахских семьях на коня садились рано, Амангельды сел в шесть лет.
Уроки рисования в школе проводил учитель физики. Что он мог понимать в рисовании? Но в маленьком ауле все «второстепенные» дисциплины ложились на плечи учителей основных предметов. А почувствовавший тягу к изобразительному искусству Амангельды учился у великих. «Я копировал картины РЕПИНА из учебника, — вспоминает Амангельды Абдрахманович. – Мы воспитывались на традиционной живописи: РЕПИН, КОРОВИН, СУРИКОВ».
Вместо холста мальчик использовал картон. Немного набив руку, он стал писать пейзажи и портреты с натуры. И сразу после школы с папкой своих домашних работ поехал поступать в Суриковский институт в Москву. Преподавателям мальчик из сибирской глубинки приглянулся, но уровень его подготовки, конечно, не выдерживал никакой критики, поэтому ему посоветовали для начала поступить в художественное училище. «Они, конечно, были правы, — улыбается ШАКЕНОВ. – Но я был молодой, горячий. Обиделся и уехал обратно в Омск, а здесь поступил на худграф пединститута».
На худграфе, где педагогом ШАКЕНОВА был легендарный художник Геннадий ШТАБНОВ, преподавали в стиле русской классической школы. И тогда впервые молодой студент решил совместить основы русской живописи и национальные мотивы Казахстана. На преддипломную практику он отправился в Асинский район, куда уже перебрались его родители и брат, ставший чабаном. Джайляу – красивое высокогорное пастбище стало натурой для его дипломных работ. Увидев которые Алексей Николаевич ЛИБЕРОВ, в то время заведовавший кафедрой живописи и рисунка, предложил ему преподавать. В институте, который он сам только что окончил, ШАКЕНОВУ дали пятый курс. Было несколько трудно становиться педагогом для сверстников, которые еще вчера знали тебя как собрата-студента.
Не поучать, а помогать
Наверное, он и не думал тогда, что всю жизнь посвятит педагогике. Но… В 1970 году стал молодым преподавателем худграфа, через десять лет – деканом факультета. Сегодня Амангельды ШАКЕНОВ – профессор, заслуженный работник культуры РСФСР, действительный академик Академии художеств Республики Казахстан. Он любит ходить по городу с этюдником. Увидит что-то интересное – сделает наброски, они становятся основой будущих картин. Он пишет на пленэрах вместе (и в какой-то степени наравне) со своими студентами. Художникам, как и музыкантам, надо постоянно разминать руку, считает Амангельды Абдрахманович.
Тогда, в 1970-е, все было проще и сложнее. Стать членом Союза художников – это была целая эпопея. Сначала нужно было заявить о себе в молодежном объединении, принять участие в нескольких зональных и республиканских выставках, пройдя жесткий выставком, потом – в претендентской выставке. В ней участвовали те, кто подал заявки на вступление в союз. Голосовали за каждого отдельно, бывало, что и отказывали в приеме. Попытку приходилось повторять неоднократно. ШАКЕНОВУ повезло – приняли с первого раза, тем более рекомендацию ему дал сам ЛИБЕРОВ. Спустя годы, став председателем правления Омского отделения Союза художников России, ШАКЕНОВ не забудет, как сложно на первых порах новичкам, и будет всячески помогать им.
В отношениях все действительно было проще. Старшие товарищи охотно делились с начинающими художниками не только секретами мастерства, но и холстами, красками, а ведь это был страшный дефицит. Можно было поехать на творческую дачу, в творческую командировку совершенно бесплатно. Конечно, и работать там нужно было плотно, чтобы по приезде сделать творческий отчет. Но зато рядом с маститыми художниками, съезжавшимися со всей страны, молодые набирались опыта. Вот и у ШАКЕНОВА кисть становилась увереннее. Начав с графики (гуашь и акварель), он перешел на масляную живопись. Поначалу писал «открытым цветом», но старшие коллеги покритиковали, и он стал усложнять палитру.
Родина в сердце
Одна из самых известных работ ШАКЕНОВА – «Родные мотивы». На картине изображены три домбристки в национальных казахских костюмах. Они у Амангельды Абдрахмановича – символ молодости, праздника жизни, своеобразное возвращение к истокам. Преданность национальной теме прослеживается и в картинах «В степи», «Ханский трон», в портретной работе «Абай». Среди портретов много изображений детей. Моделями чаще всего становились собственные дочери художника, а потом и внуки. К сожалению, сегодня они живут в далекой Германии.
ШАКЕНОВ и сам как истинный человек мира увлечен всем прекрасным, что встречает в жизни. Его одинаково восхищают мечети и православные храмы, пейзажи Сибири и исторические мотивы Казахстана, лица людей самых разных национальностей. Он любит писать старый Омск, особенно его «уходящую натуру». Деревянный дом на углу улиц Лермонтова и Куйбышева Амангельды Абдрахманович писал несколько лет в разное время года, уподобляясь импрессионистам, изображавшим один и тот же вид в различное время суток и погоду. Сделал не один десяток этюдов. Только в этих работах дом и сохранился.
Один из портретов Чокана ВАЛИХАНОВА, любимого ШАКЕНОВЫМ исторического героя, был подарен президенту Казахстана Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. Несколько сотен работ приобрел друг Амангельды ШАКЕНОВА бизнесмен Мурат САРСЕМБАЕВ, возил выставки с ними по городам Казахстана, а теперь хочет сделать галерею. Чтобы люди постоянно могли смотреть на работы своего соплеменника из Омска.
— Я живу в России, — говорит Амангельды Абдрахманович. – Я здесь родился и вырос. Очень люблю южные районы Омской области. Но люблю и казахскую степь – нигде так не пишется, как на ее просторах. Люблю разное время года, но больше всего весну и осень – состояние перед чем-то, что вот-вот должно произойти. А из красок – всю палитру.