В Следственном комитете знают, куда ходят его адвокаты
19 ноября Куйбышевский районный суд частично удовлетворил ходатайство СУ СК России по Омской области, оставив Юрия ГАМБУРГА в СИЗО еще на два месяца, до 24 января 2015 года. Частично – потому что следователь просил продлить срок ареста отстраненному от должности заместителю губернатора Омской области на три месяца, то есть до окончания следствия (24 февраля). Судью Людмилу СЕЛЕЗНЕВУ освистали за это решение родня, друзья и коллеги ГАМБУРГА. На этот раз поддержать его пришло как никогда много людей.
Юрия ГАМБУРГА по-прежнему обвиняют в том, что в 2008-2012 годы, занимая пост директора депимущества Омска, он вместе со своим тогдашним заместителем Вадимом МЕРЕНКОВЫМ предоставлял гражданам и фирме земельные участки задешево, чем нанес 400-миллионный ущерб городу и области. 15 июня чиновник был задержан и с тех пор пребывает в следственном изоляторе.
В начале заседания адвокат Олег ЛЮБУШКИН приобщил к материалам дела справку за подписью министра здравоохранения Омской области, в которой сказано, что Юрию ГАМБУРГУ рекомендовано ежедневное медикаментозное лечение. Тяжелых заболеваний, которые внесены в список препятствующих нахождению в неволе, у него не обнаружено, но у стороны защиты и медицинских специалистов вызывает опасение его состояние здоровья. Напомним, что 14 ноября заседание пришлось отложить из-за того, что ГАМБУРГУ стало плохо. Из Куйбышевского суда его увезли на «скорой». Подлечившись в гражданской больнице, он выглядел лучше и много улыбался. Защитники ходатайствовали об избрании обвиняемому меры пресечения в виде залога или домашнего ареста.
У ГАМБУРГА есть шенгенская виза
Следователь Александр ЧУКЛИН был настроен серьезно. Обосновывая необходимость продления ареста, он сочетал старые и ранее не использованные предположения следствия об опасности ГАМБУРГА. Основная линия осталась прежней: обвиняемый может скрыться, оказать противодействие проводимому расследованию, надавить на свидетелей, потерпевших и следователя.
– О намерениях ГАМБУРГА скрыться от следствия свидетельствует то, что представленными материалами оперативно-розыскной деятельности незадолго до своего задержания ГАМБУРГ перевез в город Москву крупную сумму денежных средств, что может свидетельствовать о принятии им мер, направленных на обеспечение его длительного нахождения за пределами региона. В случае освобождения ГАМБУРГА из-под стражи он может выехать в Москву, другие города, где в условиях финансовой обеспеченности и наличия достаточной суммы денежных средств сможет скрываться от органов следствия и суда, — рассказал кое-что новое следователь ЧУКЛИН, не пояснив, сколько было денег, и где они хранятся.
Старое «объективное доказательство» возможного побега обвиняемого — что ГАМБУРГ мог встречаться со своим подчиненным и предполагаемым соучастником Вадимом МЕРЕНКОВЫМ, пока тот готовился к побегу в Москве.
Следствию потребовалось почти полгода, чтобы установить еще одно новое обстоятельство — что у Юрия ГАМБУРГА имеется трехлетняя шенгенская виза сроком действия до октября 2015 года, «дававшая возможность многократного длительного посещения европейских стран», что «свидетельствует о наличии у него возможностей повлиять на работников дипломатических консульств в учреждениях разных государств». Обычным гражданам, убежден следователь ЧУКЛИН, такую визу не оформляют. Кроме того, результаты оперативно-розыскной деятельности подтвердили, что у заместителя первого лица Омской области до ареста имелись «встречи, контакты и связи с дипломатическими работниками ряда европейских государств».
– Даже находясь под стражей в СИЗО, он через своих адвокатов продолжает влиять на ситуацию по расследованию уголовного дела, – говорит следователь. – Об этом свидетельствуют систематические встречи адвокатов с руководителями органов исполнительной власти Омской области, иных контролирующих и надзорных органов, которые происходят после посещения ими ГАМБУРГА в СИЗО и при отсутствии личных интересов адвокатов в посещении данных лиц.
Возможность данных встреч, по его словам, обусловлена наличием у ГАМБУРГА и должностных лиц, с которыми общаются адвокаты, «дружеских и служебных отношений, которые адвокаты используют в интересах ГАМБУРГА». Это подтверждается результатами оперативно-розыскной деятельности, которой, оказалось, занимаются сотрудники УФСБ.
Скотомогильник «надуманно» поставили на учет
В СК возмущены тем, что версия о скотомогильниках, которая, по словам Александра ЧУКЛИНА, была опровергнута следствием, «все равно безосновательно принимается рядом должностных лиц региональной исполнительной власти, а также рядом контролирующих и надзорных органов».
– Это делается не для наведения порядка и надлежащего учета мест захоронений животных, а исключительно для искусственного и необоснованного занижения стоимости земельных участков в целях освобождения ГАМБУРГА от уголовной ответственности, – говорит следователь.
Омский областной центр по профилактике, экспертизе и лечению животных 11 сентября, по его мнению, «необоснованно, руководствуясь одними лишь предположениями», издал приказ о постановке на учет земельного участка, который расположен в непосредственной близости от тех, что вменяются ГАМБУРГУ, как места захоронения павших животных. Это, полагает следователь, влечет за собой нарушение прав жителей поселка Чукреевка «путем создания мнимой угрозы для жизни». Официальное признание скотомогильников «нарушает права граждан на благоприятную среду, создает искусственную опасность негативного воздействия, препятствует доступу граждан к местам общего пользования, а также влияет на снижение рыночной стоимости земельных участков и ограничивает права их владельцев».
Позже Александр ЧУКЛИН заявил, что приказ был основан на том, что «кто-то по внешним признакам» определил, что там есть скотомогильники, а «официальных документов нет». Следователи, таким образом, опровергли версию адвокатов, исходя из «необоснованности» документов, но сами, как выяснилось, землю не копали и местных жителей не опрашивали. Превышения полномочий со стороны должностных лиц, подписавших упомянутый приказ, также не зафиксировано. Более подробно обсуждать эту тему следователь отказался, так как она не относится к продлению меры пресечения.
Вел «скрытный образ жизни»
– Что это за неочевидность совершенного деяния, которая вносит особую сложность в дело и разрешает вам просить у суда свыше шести месяцев ареста? – спросил адвокат ЛЮБУШКИН следователя ЧУКЛИНА.
О том, что так делать можно «только в случаях особой сложности уголовного дела», говорится в ст. 109 УПК РФ.
– В ходе следствия устанавливалась компетенция должностных лиц. События были пятилетней давности. Это были не единичные случаи предоставления земель за период работы ГАМБУРГА, то есть, чтобы вычленить конкретные факты, потребовались дополнительные усилия. Неочевидность выражается в том, что события расследовались не по горячим следам, расследовался значительный объем документации. Кроме того, в Омской области два управления занимается предоставлением – ГУЗР, которое на момент следствия было ликвидировано, и департамент имущественных отношений, - объяснил следователь уже преодоленные сложности.
В настоящий момент, как он отметил, производство следственных действий окончено и обвиняемый знакомится с 50 томами своего уголовного дела в соответствии со ст. 217 УПК РФ. На это ему потребуется еще около двух месяцев. Третий месяц ареста следователь просил у суда, чтобы ГАМБУРГ не вышел, пока с материалами не разберутся прокурор (10 дней) и судья (14 дней).
– Правильно ли я понимаю, что сложность – особая, но следственных действий – никаких, а только ознакомление с делом. Правильно? Может быть, вы возобновились? В чем проблема, если все уже установили? – уточнил Олег ЛЮБУШКИН.
Александр ЧУКЛИН повторил все то, о чем уже говорил в ходатайстве, и добавил, что накануне ареста ГАМБУРГ вел «скрытный образ жизни». Это выражалось в том, что заграничный паспорт он держал не по месту жительства, гражданского паспорта в момент задержания при себе не имел, телефоны регистрировал на подчиненных, проживал не по прописке.
Адвокаты «не одни»
Адвокат ЛЮБУШКИН спросил следователя, откуда ему известно, по какому вопросу он ходил к высокопоставленному лицу из правительства Омской области. Сам защитник уточнил, что ходил он к губернатору (прессе позже объяснил, что связано это было с поручительством, отстранением ГАМБУРГА от должности и другими рабочими моментами).
– Исходя из результатов оперативно-розыскной деятельности, – вновь сослался на справки из ФСБ ЧУКЛИН.– Поэтому мы и говорим, что даже находясь в СИЗО...
– Так что, за адвокатами следят что ли? – прервал адвокат ДОНЧЕНКО.
– Даже находясь в СИЗО, ГАМБУРГ через своих адвокатов продолжает воздействовать на ситуацию, – продолжил свое следователь.
Сергей ДОНЧЕНКО позже попросил судью внести представление в отношении омского руководства ФСБ о незаконности ведения слежки за представителями защиты. Его ходатайство поддержал Олег ЛЮБУШКИН.
– Я не ожидал такой дерзости от следователя, – сказал он. – Он заявил мне лично, моим коллегам, ГАМБУРГУ, что все следственные действия прекращены. Мы расписались. Беру второй том – читаю, что в октябре, оказывается, продолжаются мероприятия. Оказалось, что некий МАЩЕНКО, который ходит, по-моему, постоянно на суды, докладывает, что адвокат ходит и работает со свидетелями. Пошел к министру сельского хозяйства (как это он посмел скотомогильник огородить?). Дали поручение, чтобы из Уфы вызвали кадастрового оценщика... Ко мне приходят люди, которых вы, уважаемый Александр Станиславович, вызываете, и говорят о том, что на допросах присутствуют оперативники ФСБ. А вы не отмечаете этого в протоколах. Есть закон о ФСБ 1995-го или 1996 года. Это ведь не орган, которому позволено все. Они должны бороться с терроризмом, с экстремизмом, с коррупцией (ГАМБУРГУ ведь ни копейки не вменяется). Что сейчас происходит? С помощью ФСБ вы пытаетесь воздействовать на суд. С одной стороны, эти действия незаконны, потому что вы им поручения не давали, с другой, если они провели эти действия и принесли вам результаты, то нельзя таким вот образом воздействовать на суд.
Все трое защитников категорически возражали против ссылок на оперативные документы, которые не исследовались ни стороной защиты, ни самим следствием. Упомянутые ОРД, как сказал сам следователь, проводились не по его поручению.
Адвокат Владимир КАФАРОВ заявил, что в справках сотрудников ФСБ высказываются предположения, на основании которых в свою очередь предположения делает следователь, а это не может служить доказательством.
Китайская симка и призрачный дом
Адвокат Владимир КАФАРОВ пытался выяснить, почему следствие противится домашнему аресту с использованием средств технического контроля.
Александр ЧУКЛИН: Тем, что в последнее время он вел скрытный образ жизни...
Владимир КАФАРОВ: Но тогда же за ним не было технического контроля.
А.Ч.: Дальше, подождите. Основной аргумент – что в случае освобождения ГАМБУРГА из-под стражи он сможет лично влиять на ситуацию. Мы же в ходатайстве изложили, что в ходе обыска установили, что его телефоны зарегистрированы на третьих лиц. Там есть даже иностранные операторы: China и другие.
В.К.: Но технический контроль исключает возможность использования телефона. Как вы не понимаете?
А.Ч.: Он не исключает контакты. Нахождение в изоляции исключает, а домашний арест – нет.
Сергей ДОНЧЕНКО: Исключает! Полностью исключает.
На это следователь вновь заявил, что ГАМБУРГ проживает не по прописке, да еще и «в доме, которого юридически не существует». По его словам, этот дом не учтен должным образом и даже не имеет номера: улица есть, а дома нет. Позже адвокат ЛЮБУШКИН попросил не делать из его подзащитного «бомжа», заметив, что после известного сюжета на центральном телевидении вся страна знает, где проживает ГАМБУРГ.
ГАМБУРГ попросил отпустить к семье
Прокурор Сергей ТРОЦЕНКО, указывая на невозможность избрания для обвиняемого более мягкой меры пресечения, повторил за следователем, что ГАМБУРГ, выпусти его из СИЗО, сможет скрыться и, используя свой статус, влиять на ситуацию.
Юрий ГАМБУРГ назвал доводы следствия надуманными и в который раз повторил, что, реально занимая должность первого заместителя губернатора, он прекрасно понимал, в каких следственных действиях он участвует и по какому головному делу проходит, однако ни разу ни на кого не давил. Скрываться он не собирался и не собирается, так как считает себя невиновным и собирается «использовать все возможные процессуальные действия, чтобы свою невиновность доказать».
– Скрываться мне никогда не было смысла и не было у меня такого умысла. Тем более у меня есть дети, в том числе малолетние, которые находятся у меня на содержании. Вопрос о шенгене? Ваша честь, сегодня 21-й век. Мы живем не в 60-е или 70-е годы 20 века, когда это невозможно было. Сегодня нет проблемы получить шенгенскую визу. Если посмотреть в целом набор тех виз, которые у меня были, начиная с работы в Газпроме, а потом в администрации города Омска и в правительстве Омской области, эти визы начинались с трех месяцев и двигались в этой части. На сегодняшний день все мои документы – и гражданский, и заграничный паспорта – находятся у следователя. Для того чтоб я мог скрыться, мне необходимо сделать дополнительный паспорт. Без паспорта я не могу двигаться ни по территории РФ, ни за границей. Я считаю эти доводы просто необоснованными, – сказал Юрий ГАМБУРГ.
Он попросил судью изменить ему меру пресечения, чтобы он смог «оказаться рядом с семьей, с детьми и, безусловно, выполнять все процессуальный действия».
Потерпевшие ходатайствовали о домашнем аресте
Представители потерпевших, которыми признаны не подававшие иски администрация Омска и министерство финансов Омской области, впервые заявили по письменному ходатайству об изменении меры пресечения для обвиняемого. Ранее они ограничивались тем, что устно выражали несогласия с позицией следствия, объясняя, что не видят смысла держать обвиняемого в изоляторе.
– Поскольку, как было заявлено суду следователем, все следственные действия в настоящий момент выполнены, необходимости содержать обвиняемого под стражей, полагаем, нет, в связи с чем просим изменить меру пресечения на более мягкую – домашний арест, – выразил позицию администрации Омска Виктор ЖМОТОВ.
–Мы также просим об изменении меры пресечения на домашний арест, – сказала представитель регионального минфина Светлана КАУРОВА. – Доводы следующие. Во-первых, действительно все следственные действия закончены, идет ознакомление обвиняемого с материалами дела, следовательно, он уже не сможет повлиять на ход расследования. Во-вторых, мы еще ранее заявляли о том, что непосредственного влияния на нас ГАМБУРГ оказать не может, поскольку непосредственную координацию действий минфина осуществляет губернатор Омской области.
Не помогли ни заявления потерпевших, ни ссылки адвокатов на закон, ни доводы об отсутствии у следователя доказательств, ни попытки показать суду опасность содержания под стражей уже нездорового ГАМБУРГА.
– Все идет к тому, что мы можем получить второго МАГНИТСКОГО. Это вполне возможно, – сказал Владимир КАФАРОВ, отметив, что у него есть опыт медицинской деятельности и он уверен, что ГАМБУРГ болен. – В местах лишения свободы нет достаточного медицинских специалистов – все мы об этом знаем. А сердечные заболевания могут в любой момент о себе заявить. МАГНИТСКИЙ тоже был здоровый парень, я его лично знал. Сидел-сидел, а потом вдруг взял и умер. Изолятор – это не то место, где можно получить полноценную медицинскую помощь. Здесь накладывается и то, что человек считает себя несправедливо обвиненным.
Судья целый час принимала решение. Следователь ЧУКЛИН не зря возвращался на оглашение с широкой улыбкой на лице – Людмила СЕЛЕЗНЕВА постановила оставить Юрия ГАМБУРГА под арестом еще на два месяца. Из зала на нее посыпались проклятья. А вот обвиняемый и глазом не повел, хотя потом сказал, что все же «ожидал правосудного решения, которого не получил». Адвокаты своего расстройства не скрывали.
Сторона защиты уже направила апелляционную жалобу на решение Куйбышевского суда в уголовную коллегию облсуда.